X. задания для промежуточного
И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Контрольная работа № 1
Тема: Орфоэпическая норма.
I вариант
Задание 1. Расставьте ударения.
Асимметрия, бюрократия, вероисповедание, гастрономия, досуг, диоптрия, знамение, иконопись, искра, квартал, каталог, некролог, нефтепровод, приданое, свекла, созыв, упрочение, феномен, ходатайство, щавель.
Задание 2. Образуйте родительный падеж и расставьте ударения.
Бант, герб, гуляш, жезл, ксендз, мост, уголь.
Задание 3. Объясните значения слов с разными ударениями.
Атлас - атлас, видение - видение, клубы - клубы, лоскут - лоскут, острота - острота; лавровый - лавровый, характерный - характерный; забронировать - забронировать, морщить - морщить.
Задание 4. Образуйте все возможные краткие формы прилагательных, расставьте ударения.
Бережливый - ... , высокий - ..., модный - ..., нужный - ..., смешной - ..., красивый - ..., соленый - ..., ловкий - ....
Задание 5. Отметьте, как надо произносить данные слова:
[ чн ] или [ шн ]
Булочная, молочный, нарочно, сливочный, прачечная, Ильинична, беспорядочный, будничный, селедочница, горничная, непорядочный, к шапочному разбору.
[ t ] или [ t’ ] перед Е
Сессия, детектив, свитер, термин, энергия, темп, кредо, одесский, бартер, бизнес.
II вариант
Задание 1. Расставьте ударения.
Апостроф, договор, диспансер, значимость, жизнеобеспечение, кладовая, колосс, мышление, недуг, партер, пиала, похороны, ракурс, статуя, столяр, феерия, мизерный, позвонишь, баловать, донельзя.
Задание 2. Образуйте родительный падеж и расставьте ударения.
Бинт, дверь, гусь, клок, маяк, торт, шприц.
Задание 3. Объясните значения слов с разными ударениями.
Броня - броня, ирис - ирис, кредит - кредит, хаос - хаос, угольный - угольный, языковый - языковой, погружённый - погруженный, трусить - трусить.
Задание 4. Образуйте все возможные краткие формы прилагательных; расставьте ударения.
Вечный - ..., добрый - ..., пёстрый - ..., мудрый - ..., прочный - ..., полный - …, знойный- …, жесткий -....
Задание 5. Отметьте, как надо произносить данные слова:
[ чн ] или [ шн ]
Конечно, скучно, пустячный, яичница, скворечник, войлочный, подсвечник, девичник, гречневый, спичечный, чтобы.
[ t ] или [ t’ ] перед Е
Бактерия, декан, идентичный, интервью, сейф, тезис, шинель, тент, тест.
Контрольная работа № 2
Тема: Лексическая норма.
I вариант
Задание 1. Исправьте ошибки в данных предложениях. Объясните, в чём заключаются ошибки (употребление стилистически окрашенных слов в чуждых контекстах; немотивированное употребление слов с эмоциональной окраской и т.п.).
1.Благодаря этому изобретению работа теперича пойдёт быстрее. 2. В будущей пятилетке значительно возрастёт производство мотоциклов да мотороллеров. 3. Всех хвостистов просим срочно зайти в деканат.
4. - Дай-ка мне ручку!
- А что?
- Телефон записать.
- За неимением ручки я дам тебе карандаш.
Задание 2. Найдите ошибки в употреблении слов, исправьте их.
1. Разработан спектр механизмов, предназначенных для контроля качества изделий. 2. Мы стремимся к тому, чтобы вырастить добротный урожай. 3. Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе. 4. Новые станки всё больше занимают ведущую роль. 5. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
Задание 3. Найдите ошибки, связанные с многословием или неполнотой высказывания. Определите вид многословия. Исправьте предложения.
1. Обобщена совокупность данных проведённых исследований. 2. У меня есть одно очень малюсенькое замечание. 3. Активисты нашей партии активно участвуют в работе с молодёжью. 4. Мы постоянно ведём борьбу за чистоту в общежитии. 5. Автор пытается вникнуть, осознать причины поступков своего героя. 6. Средства массовой информации высоко позитивно оценивают результаты выборов. 7. Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых форм хозяйствования. 8. Те находки, которые они нашли, подтверждают нашу гипотезу.
Задание 4. Составьте с приведёнными ниже словами- синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и семантические особенности, отличающие синонимы друг от друга.
Бежать, мчаться, лететь, нестись, гнать, удирать, драпать, чесать, пилить.
Задание 5. Подберите антонимы к данным словам, учитывая их многозначность.
Близкий - ..., лёгкий - ..., тупой - ... .
Задание 6. Выберите изданных в скобках слов-паронимов тот вариант, который необходим в данном контексте.
1. Необходимо с самого раннего возраста развивать ... (душевный, духовный) мир ребёнка. 2.... (предоставьте, представьте) отчёт о проделанной вами работе в двух экземплярах. 3. ... (обсудив, осудив) план действия, мы одобрили его. 4. В управлении делами ... (командировочному, командированному) пришлось долго ждать оформления документов. 5. Он много знает и всегда очень интересно и ... (понятливо, понятно) рассказывает.
Задание 7. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших и иноязычных слов. Исправьте эти ошибки.
1. Комиссией были констатированы факты нарушения трудовой дисциплины. 2. Упрямый спорщик, он не прислушивался ни к каким резонам. 3. Этот новый универсальный прибор можно использовать в любом амплуа. 4. Полёт на современных сверхзвуковых аэропланах требует от лётчика большого физического напряжения. 5. Означенные недостатки должны быть устранены в самые короткие сроки. 6. В качестве ответчиков фигурировали самые разные люди.
II вариант
Задание 1. Исправьте ошибки в данных предложениях. Объясните, в чём заключаются ошибки (употребление стилистически окрашенных слов в чуждых контекстах; немотивированное употребление слов с эмоциональной окраской и т.п.).
1.Ввиду отсутствия сливочного масла я поджарила рыбу на подсолнечном. 2. Спортсмен удачно провёл всё выступление, продемонстрировал высокий класс фигурного катания, но в конце сложной программы он шлёпнулся. 3. Изобретение позволяет увеличить мощность микроскопа в три раза. Если поглядеть в объектив, можно различить такие частицы, которые оставались прежде невидимыми. 4. Благодаря проливным дождям, которые шли всю неделю, мы не смогли вовремя приступить к работе.
Задание 2. Найдите ошибки в употреблении слов, исправьте их.
1. За бесплатный проезд штраф 10 рублей. 2. Он долго не навещал своих родителей. 3. Не будем уточнять возраст актрисы: время ей неподвластно. 4. В этой ситуации нельзя предаваться беспечности. 5. Страна должна знать по именам своих лучших профессионалов.
Задание 3. Найдите ошибки, связанные с многословием или неполнотой высказывания. Определите вид многословия. Исправьте предложения.
1. Данный участок берега нуждается в его закреплении. 2. Всё больше накапливается вполне достоверных фактов о том, что растения оказывают полезное или вредное воздействие друг на друга. 3. На собрании присутствовали все пайщики паевого общества. 4. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить. 5. По случаю Дня города ожидается очень грандиозная акция, 6. Эти проблемы в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 7. Мы призываем истинных патриотов своей родины принять участие в митинге. 8. На пресс-конференции автор изложил главную суть своей работы.
Задание 4. Составьте с приведёнными ниже словами- синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и семантические особенности, отличающие синонимы друг от друга.
Невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, невидный, неказистый, плюгавый.
Задание 5. Подберите антонимы к данным словам, учитывая их многозначность.
Краткий - ..., полный - …, тёплый - ... .
Задание 6. Выберите из данных в скобках слов-паронимов тот вариант, который необходим в данном контексте.
1. Он человек ... (опасный, опасливый), и должен быть изолирован от общества. 2. Во время экспедиции нас всё время преследовал какой-то ... (злостный, злой) рок: одна неудача следовала за другой. 3. Прежде чем приступить к работе, мы должны были обсудить наши дальнейшие ... (тактичные, тактические) шаги. 4. Человек мнительный, он во всём усматривал ... (скрытый, скрытный) смысл. 5. На сцене - ... (дипломат, дипломант, дипломник) престижного международного конкурса молодых исполнителей Сергей Мишин.
Задание 7. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших и иноязычных слов. Исправьте эти ошибки.
1. Профсоюз горняков призвал к забастовке, наши шахтёры приняли идентичное решение - бастовать. 2. Комиссией были установлены факты нарушения регламента работы некоторых подразделений. З.Подписанный договор открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции наших деловых отношений. 4. Опытные авиаторы передают свои знания молодому поколению пилотов. 5. По получении оного распоряжения вся документация будет немедленно отправлена в Центральный архив. 6. Среди собравшейся молодёжи превалировали представители московского студенчества.
Контрольная работа № 3
Тема: Фразеологические средства русского языка.
I вариант
Задание 1. Ниже приведены словосочетания, которые могут использоваться и как свободные, и как фразеологически связанные. Составьте предложения, в которых реализовались бы эти значения.
Сесть в лужу; махнуть рукой; закрыть глаза; намылить шею; выносить сор из избы.
Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении фразеологических оборотов.
1. Этот вопрос достаточно сложный, и просто так забросать его шапками нельзя. 2. У меня душа отлегла, когда я узнал, что сокращения штатов не будет. 3. Представители фирмы так и ушли несолоно нахлебавши. 4. Что тут греха скрывать, фирма сама виновата в срыве поставок сырья. 5. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерения городских властей отдать здание коммерческим фирмам. 6. Своими необдуманными действиями он сослужил нам медвежью услугу.
Задание 3. К приведённым ниже иноязычным фразеологизмам подберите соответствующий русский.
Z deszczli pod runne (польск.) - буквально «попасть с дождя под водосточную трубу».
Z bláta do louze (чешск.) - буквально «попасть из грязи в лужу».
От трънта на глог (болгар.) - буквально «попасть из колючек в боярышник».
II вариант
Задание 1. Ниже приведены словосочетания, которые могут использоваться и как свободные, и как фразеологически связанные. Составьте предложения, в которых реализовались бы эти значения.
Старая песня; держаться в тени; заварить кашу; поднять голову; засучить рукава.
Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении фразеологических оборотов.
1. Бракоделов мы будем увольнять без зазрения совести. 2. В дипломатии нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 3. Данные нам кредиты вольно-невольно придётся возвращать. 4. У нас глаза полезли на затылок, когда мы получили это сообщение. 5. В паспортном столе нервы нам потратили изрядно. 6. Если будет проверка, мы можем влипнуть в переплёт.
Задание 3. К приведённым ниже иноязычным фразеологизмам подберите соответствующий русский.
Tête-à-tête (франц.) - буквально «голова к голове».
Face - to - face (англ.) - буквально «лицом к лицу».
Unter vier Augen (нем.) - буквально «между четырёх глаз».
Контрольная работа № 4.
Тема: Грамматическая норма.
I вариант
Задание 1. Раскройте скобки, выберите правильный вариант.
1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы, лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 3. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 4. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели, штабеля) кирпичей. 5. Важнейшие отделы и (секторы, сектора) института были реорганизованы, 6. На встрече были подписаны важные (договоры, договора).
Задание 2. Вставьте вместо точек пропущенные буквы.
1.Кофе был... чуть тёпл... . 2. Журнал «Тайм» опубликовал... интересную статью. 3. Впереди показалась Гималаи. 4. Янцзы судоходн... на протяжении почти трёх тысяч километров.
Задание 3. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.
1. ЛДПР (выступил – выступила - выступило). 2. (Наш - наше - наша) ПВО. 3. (Обновлённый – обновленное - обновлённая) МКАД.
Задание 4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода, где это возможно. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения.
Секретарша, сиделка, врачиха, сотрудница, адвокатша, лаборантка, генеральша, учительница, машинистка.
Задание 5. Исправьте ошибки в случаях неправильного выбора формы числительного.
1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Главная бухгалтерия обслуживает теперь десять детских садов и двадцать два яслей. 3. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 4. Трое работниц не смогли выйти на работу. 5. Двое котят играли на полу. 6. На обеих берегах реки раскинулись поля. 7. В обоих странах скоро будут выборы.
Задание 6. Напишите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме.
1.Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Вопреки (постановление) префект административного округа не получил необходимых полномочий. 3. Благодаря (удачное стечение обстоятельств), мы успели выполнить задание в срок. 4. Вход в учебный корпус только по (предъявление) пропуска.
Задание 7. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1.Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 3. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 4. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 5. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.
Задание 8. Найдите и исправьте ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.
Начальнику цеха №2 тов. Симак Н. И.
Заявление.
Очень прошу Вас предоставить мне отпуск на три дня за свой счёт, так как у меня сейчас сложные семейные обстоятельства. Желательно с 15 февраля.
Токарь Фомин Сергей.
Задание 9. Напишите: а) заявление с просьбой предоставить вам академический отпуск; б) объяснительную записку о причине вашего опоздания на занятие.
II вариант
Задание 1. Раскройте скобки, выберите правильный вариант.
1. В НПО «Энергия» на постоянную работу требуются квалифицированные (токари - токаря) и (слесари - слесаря) - инструментальщики. 2. Яркая луна взошла над горизонтом, ночь и море окрасились в мягкие, тёмно-синие (тона-тоны). 3. Многочисленные (прожекторы-прожектора) ярко освещали улицы и площади города. 4. (Хлеба-хлебы) созревают, а (хлеба-хлебы) пекут. 5. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы-кузова) их были до краёв наполнены зерном.
Задание 2. Вставьте вместо точек пропущенные буквы.
1.Избранн… жюри просмотрел… всю программу. 2. Автор рассказывает, как действу... военно-промышленн... лобби. 3. Дв... колибри привлекл... внимание орнитолога. 4. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около 100 лет назад доктором Л. Заменгофом.
Задание 3. Выберите из данных в скобках нужную форму и запишите получившиеся словосочетания.
1. СНГ (образовалась – образовалось - образовался). 2. СКВ (принималась – принималось - принимался). 3. ФИДЕ (объявила – объявило – объявил).
Задание 4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода, где это возможно. Выпишите слова, которые нежелательны для употребления в случаях официального общения.
Фельдшерица, банщица, маникюрша, редакторша, инспекторша, докторица, балерина, лекторша, директорша.
Задание 5. Раскройте скобки, замените числа словами.
l. Bec некоторых грибов достигает (полтора килограмма). 2. Объём производства снизился в (5,1 раз). 3. Библиотека ежемесячно пополняется (300-400 книг). 4. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен (1327 килограммов). 5. Держите сосуд (оба-обе) руками. 6. На (оба-обе) берегах реки расположилась живописная деревушка. 7. Город находится в (полтораста) километрах отсюда.
Задание 6. Раскройте скобки, поставьте слова из скобок в нужной форме.
1.Благодаря (проведённая реформа) предприятие перестало быть убыточным. 2. Согласно (приказ) директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 3. По (окончание) работы все должны собраться в зале. 4. По (истечение) некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 5. Вопреки (предположение) погода не изменилась.
Задание 7. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1.Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьёзной доработке. 2. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 3. Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 4. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность. 5. Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 6. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путём наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
Задание 8. Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.
Директору автобазы №2
От Никифорова Л.Н.
Заявление.
Товарищ директор, к Вам обращается шофёр автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.
Очень прошу вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь.
Никифоров Л.Н.,
2 марта 201... г.
Задание 9. Напишите: а) заявление с просьбой принять на работу; 6) доверенность на получение материальной помощи.
III вариант
Задание 1. Выпишите вариант, соответствующий литературной норме.
Плацкарт – плацкарта, рельс – рельса, зал – зала, в отпуске – в отпуску, в цехе – в цеху, в аэропорте – в аэропорту, в спирте – в спирту.
Задание 2. Данные существительные сгруппируйте по признаку рода.
Атташе, бра, буржуа, домина, метро, насыпь, такси, купе, подмастерье, кофе, виски, рояль, тихоня, тюль, умница, шампунь, портье, холодина, резюме, пастель, торнадо, пенальти, фламинго, рефери, маэстро, ралли, экспресс–почта, шоу-бизнес, ток-шоу, кресло-качалка, шкаф-купе, фирма-экспортер.
Задание 3. Исправьте грамматические ошибки.
1. Время у нас было достаточно. 2. Благодаря настойчивости и таланта он добился больших успехов. 3. Сколько апельсин раздали детям? 4. В словах оратора выражалась уверенность в силы русского народа. 5. Четверо смельчаков осталось на краю пропасти. 6. Множество декораторов, осветителей, актеров принимает участие в создании фильма. 7. С момента начала съемки прошли пять минут. 8. Большинство чудес, поразивших воображение зрителей, выполнялись с помощью самых простых средств.
Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.
1. Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом он6и становились все выше и выше. 2. Опасаясь дождя, дети спрятали котенка под крыльцом и держали его там, пока он не прекратился. 3. Врач порекомендовал больному каждый день взвешивать себя. 4. У мечети заржала кобылица, голубая лазурь которой сияла на ослепительном полуденном солнце. 5. Дом и мебель были в боярском стиле XVII века с витыми ножками.
Задание 5. Отредактируйте данные предложения.
1. Они с благодарностью говорят о внимании и помощи, которыми их окружили. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 3. Вскоре после войны были приведены в порядок многие школы, учебные заведения, больницы, научно-исследовательские институты и другие учреждения культуры. 4. В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам. 5. Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже когда-то видел. 6. Проводя такие фестивали, наверняка у вас есть много смешных историй, о которых вы могли бы нам рассказать.
Задание 6. Напишите автобиографию.
2. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Выполните задания. Ответы внесите в таблицу (образец таблицы см. на стр. 124).
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Выберите верный вариант ответа
- Русский язык сформировался на основе
а) старославянского и древнегреческого языков
б) древнерусского и латинского языков
в) старославянского и древнерусского языков
2. Лингвистика изучает язык как
а) подвижный мышечный орган
б) средство человеческого общения
в) средство художественного творчества
3. Омонимы – это слова,
а) близкие по значению
б) одинаковые по звучанию, но разные по значению
в) различные по написанию и звучанию
4. Архаизмы – это слова, которые
а) недавно возникли в языке и речи
б) имеют конкретного автора в языке и речи
в) уходят из активного употребления в языке и речи
5. Историзмы – это слова, которые
а) в современном языке не употребляются
б) обозначают утраченные ныне предметы, понятия
в) в современном языке имеют синонимы
6. Грамматическое значение слова – это значение, которое
а) выражено формальными средствами языка
б) заключается только в корне слова
в) закреплено в толковом словаре
7. Жаргон функционирует только в рамках
а) отдельной социальной группы
б) отдельной области или региона
в) студенческой среды
8. Стилевые пометы у слова в словаре говорят о его
а) сочетаемости с другими словами
б) экспрессивной окраске
в) принадлежности к определенному стилю
9. Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает
а) нормы произношения
б) лексику русского языка
в) правописание слов
10. Социолингвистика – это наука, изучающая
а) грамматическую сторону языка
б) взаимосвязь общества и языка
в) взаимосвязь языка и речи
11. Лексика – это
а) наука о значении слов
б) словарный запас конкретного языка
в) наука о происхождении слов
12. Маркированная лексика – это слова, которые
а) имеют стилевые и стилистические пометы
б) недавно вошли в язык и речь
в) не входят в систему литературного языка
13. Изобразительно-выразительные средства языка – это
а) синтаксические конструкции
б) грамматические конструкции
в) стилистические фигуры и тропы
14. Калька – это слово или выражение
а) ненормативной лексики
б) понятое буквально
в) поморфемно переведенное с одного языка на другой
15. Создатель современного русского литературного языка –
а) М.В. Ломоносов
б) А.С. Пушкин
в) С.И. Ожегов
г) В.И. Даль
16. Филология – это наука
а) о языке
б) о литературе
в) о культуре речи
г) о языке и литературе
17. Язык выполняет функцию
а) коммуникативную
б) методологическую
в) экологическую
18. Литературный язык – это форма языка
а) книжного
б) межнационального
в) общенационального
19. Просторечная лексика употребляется в речи … людей
а) малообразованных
б) высокообразованных
в) всех
20. Сфера использования официально-делового стиля
а) научная
б) общественно-политическая
в) административно-правовая
21. Стандартизованность – важнейший признак стиля
а) официально-делового
б) газетно-публицистического
в) разговорного
22. Стиль, предполагающий не только передачу информации, но и воздействие на слушателей (читателей), - это стиль
а) научный
б) газетно-публицистический
в) деловой
23. Речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и оборотов, называют
а) правильной
б) точной
в) уместной
24. Слово как часть речи и его лексико-грамматические признаки изучает
а) лексикология
б) фразеология
в) морфология
25. Древнерусский язык – это разговорный язык славян
а) западных
б) восточных
в) южных
26. Слово и его морфемный состав с точки зрения происхождения изучает
а) лексикология
б) этимология
в) морфология
27. Русский общенациональный язык как средство общения используется
а) всеми гражданами России
б) лишь жителями определенных территорий
в) представителями определенных социальных групп
28. Основной знак языковой знаковой системы – это
а) текст
б) предложение
в) слово
29. Высшей формой общенационального языка является
а) экспрессивная лексика
б) книжная лексика
в) литературный язык
30. Метафора – это
а) образное выражение
б) прямое уподобление
в) скрытое уподобление
31. Функциональный стиль – это система языковых средств, которая используется
а) только в письменной речи
б) только в деловой речи
в) в определенной сфере общественной деятель ности
32. Литературный язык обслуживает
а) только межнациональное общение
б) политику, право, культуру, образование, меж национальное и бытовое общение
в) только сферу литературного творчества
33. Культура речи рассматривает
а) происхождение слов
б) лексическое значение слов
в) вопросы соблюдения языковых норм и уместность употребления изобразительно - выразительных средств
34. Нормы русского литературного языка включают в себя нормы
а) орфографии и пунктуации
б) орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные
в) орфоэпические и лексические
г) стилистические и грамматические
35. Книжные стили:
а) научный, официально-деловой, газетно-публицистический
б) литературно-художественный, официально-деловой, газетно-публицистический
в) литературно-художественный, научный, газетно-публицистический
36. В сфере бытового общения используется стиль
а) литературно-художественный
б) разговорный
в) официально-деловой
37. Термин «правильность речи» означает
а) умение говорить красиво
б) соблюдение языковых норм современного русского литературного языка
в) умение говорить убедительно
38. Лучшим вариантом выражения несогласия является:
а) Вы не правы, и я Вам это сейчас докажу
б) Вы глубоко ошибаетесь
в) Пока наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь
39. Слова языковедение, языкознание, лингвистика – это
а) омонимы
б) синонимы
в) паронимы
40. Слова атлас и атлас – это
а) омофоны
б) омографы
в) паронимы
41. Слова бурлак, барин – это
а) историзмы
б) архаизмы
в) окказионализмы
42. Слова кочет, лыва – это
а) архаизмы
б) диалектизмы
в) окказионализмы
43. Слова длань, зеница – это
а) историзмы
б) архаизмы
в) диалектизмы
44. Слова отксерить, пиарить – это
а) окказионализмы
б) неологизмы
в) историзмы
45. Выражения как с гуся вода, седой как лунь – это
а) свободные словосочетания
б) фразеологизмы
в) крылатые слова
46. Выражения любви все возрасты покорны и дым Отечества нам сладок и приятен – это
а) фразеологизмы
б) свободные словосочетания
в) крылатые слова
47. Святая святых, (беречь) как зеницу ока – эти фразеологизмы
а) исконно русские
б) пришли в нашу речь из старославянского языка
в) пришли в нашу речь из античной мифологии
48. Ахиллесова пята, альфа и омега – эти фразеологизмы
а) исконно русские
б) пришли в нашу речь из старославянского языка
в) пришли в нашу речь из античной мифологии
49. Сгущать краски, попасть впросак – эти фразеологизмы
а) возникли путем метафоризации словосочетаний из профессиональной речи
б) пришли в нашу речь из старославянского языка
в) пришли в нашу речь из античной мифологии
50. В основе оборота в подметки не годится -профессиональная лексика
а) плотников
б) сапожников
в) водителей
г) врачей
51. В основе оборота в час по чайной ложке профессиональная лексика
а) плотников
б) сапожников
в) водителей
г) врачей
52. Речевой этикет – это
а) национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устных формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях вежливого контакта с собеседником
б) совокупность устных и письменных средств, с помощью которых освещаются и разрешаются правовые вопросы, коллизии
в) тип речевого взаимодействия, нацеленный на поиск слабых мест в аргументах собеседника
53. Чтобы дать возможность человеку сохранить «лицо», лучше сказать так:
а) Надеюсь, Вы еще подумаете над тем, о чем мы с Вами говорили
б) Ну вот, убедил же я Вас!
в) Не обижайтесь, но я прав!
г) Вот Вы и вынуждены со мной согласиться
54. Чтобы ваши доводы были приняты собеседником, лучше выразить свою мысль так:
а) Вы просто из упрямства не хотите со мной согласиться
б) Мне не хотелось бы, чтобы мы с Вами занимали диаметрально противоположные позиции
в) От того, примете Вы мои доводы или нет, убедительность их не страдает
55. Толерантность речи – это тип речевого взаимодействия, нацеленный на
а) соблюдение каждым из его участников коммуникативных прав и обязанностей цивилизованного общества
б) признание за каждым его участником права последнего, решающего слова
в) поиск слабых мест в аргументах собеседника
Отметьте неверный вариант ответа
56. Культура речи включает в себя такие аспекты, как
а) нормативный
б) социологический
в) этический
57. В письменном тексте могут быть ошибки
а) орфоэпические
б) грамматические
в) стилистические
58. В литературном языке выделяют такие стили, как
а) нейтральный
б) дидактический
в) разговорный
59. К числу грубых речевых ошибок относятся
а) инверсия
б) плеоназм
в) тавтология
60. Язык в обществе выполняет функции
а) общения
б) сообщения
в) поддержки
Укажите, выбрав верный вариант ответа, какие изобразительно-выразительные средства используются в данных фрагментах
61. Голос уверенности звучит громко и властно. Тих и нетороплив голос сомнений. Но пока не затихнет голос сомнений, не может звучать голос уверенности.
а) антитеза
б) метафора
в) оксюморон
62. В течение восьми дней представители всего местного общества с напряжением следят за ходом процесса. В течение восьми дней подсудимым даны были всевозможные средства к оправданию.
а) ирония
б) анафора
в) гипербола
63. Не каждый ли день наши гражданские дела начинаются рядом споров о них? Это – болезнь наша.
а) эпифора
б) синекдоха
в) риторический вопрос
64. Да, пред нами убийственная неправда, но нет убийства.
а) оксюморон
б) сравнение
в) каламбур
65. Деревянный голос его был тверд и спокоен.
а) гипербола
б) эпитет
в) градация
66. И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая тоска.
а) оксюморон
б) каламбур
в) градация
67. И не стыдно ли, когда у нас такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык, говорить и писать на канцелярите…
а) риторический вопрос
б) риторическое обращение
в) инверсия
68. Большие воды не могут погубить любви, и реки не зальют ее.
а) риторическое восклицание
б) гипербола
в) градация
Выберите верный вариант ответа
69. В каком варианте ударение поставлено правильно?
а) обеспечение
б) обеспечение
70. В каком варианте ударение поставлено правильно?
а) ходатайство
б) ходатайство
71. В каком варианте нет ошибки?
а) по прибытию в Москву
б) по прибытии в Москву
72. В каком варианте нет ошибки?
а) поступить согласно приказу
б) поступить согласно приказа
73. В каком варианте категория рода у слова указана верно?
а) резюме – мужской род
б) резюме – средний род
74. В каком варианте категория рода у слова указана верно?
а) шампунь – мужской род
б) шампунь – женский род
75. В каком варианте нет грамматической ошибки?
а) заведующий сбербанка
б) заведующий сбербанком
76. В каком варианте нет грамматической ошибки?
а) защитные кремы
б) защитные крема
77. В каком словосочетании есть синекдоха?
а) физическое лицо
б) удачная фотография
в) горячая душа
78. В каком словосочетании есть метонимия?
а) столовое серебро
б) золотые руки
в) львиное сердце
Соотнесите слово и его значение в данном
словосочетании
79. ДУБОВЫЙ
1) дубовые яблоки а) сделанный из дуба
2) дубовая голова б) жесткий, несъедобный
3) дубовый стол в) тупой, несообразительный
г) грубый, неуклюжий
80. КНОПКА
1) канцелярская кнопка а) маленький человек
или ребенок
2) она совсем кнопка б) застежка из 2-х
входящих друг
в друга частей
3) перчатки на кнопках в) тонкий короткий
гвоздик с плоской
шляпкой
г) подвижная пуговка
для замыкания / размыкания в цепи тока
Внесите в таблицу выбранные вами варианты ответов
№ зад. | От вет | № зад. | От- вет | № зад. | От- вет | № зад. | От- вет | № зад. | От- вет |
1)- 2)- 3)- | 1)- 2)- 3)- |
ЛИТЕРАТУРА
- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005
- Воробьева И.В., Лукашова Т.А. Профессиональная и деловая речь. Часть II. Научная речь. Учебное пособие для студентов строительных специальностей. - М.: МИИТ, 2010
- Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001
- Данцев А.А., Нефедова Н.В. русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Дону, 2001
- Дунев А.И., Дымарский М.Я., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003
- Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта, 2009
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски. Пособие по культуре речи. – М.: Флинта: Наука, 2009
- Культура русской речи. Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н. – М.: НОРМА, 2001
- Петров О.В. Основы судебного красноречия. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2007
- Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001
- Серпикова М.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для студентов всех специальностей университета. – М.: МИИТ, 2008
- Серпикова М.Б., Шехурдина Т.А. Пишем реферат, доклад, курсовую работу. Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2008
- Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. – М.: Айрис – пресс, 2007
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1971
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М.: Русский язык, 1989
3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М.: Русский язык, 1994
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.: Русский язык, 1998
5. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М.: Русский язык – Медиа, 2005
6. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1989
8. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М.: Русский язык, 1989
9. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1988
10. Толковый словарь русского языка ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - СПб., 2000
11. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь - справочник / Под ред. К.С. Горбачевича. - Л., 1974
12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (4-х томный). - М., 1986
13. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А И. Молоткова. - М.: Русский язык, 1986