Тема 6. Изображение головы человека
Задания для студентов практическая работа 6.1
«Рисунок черепа человека»:
Результат: выполнение рисунков черепа человека в трех проекциях в графическом решении.
Рефлексия–вопросы:
1. Из каких отделов состоит череп человека?
2. Сколько костей в черепе человека?
3. Как соединены кости черепа?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для нужно выполнять рисунки черепа человека?
Задания для студентов практическая работа 6.2.
«Рисунок гипсовых слепков частей лица»:
· В качестве модели зарисовок используются гипсовые слепки частей лица мраморной статуи «Давид» работы итальянского скульптора эпохи Возрождения Микеланджело, ставшие классическими натурными образцами для обучающихся рисунку.
Результат: выполнение рисунков частей лица в графической манере в светотеневом решении.
Рефлексия–вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять рисунки частей лица?
Задания для студентов практическая работа 6.3
«Пропорции головы и лица»:
Результат: выполнение рисунков построения пропорций головы и лица человека.
Рефлексия–вопросы:
1. В чем состоят идеальные пропорции лица человека?
2. Какие формы лица человека вы знаете?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять рисунка пропорционирования головы и лица человека?
Задания для студентов практическая работа 6.4.
«Рисунок головы с гипсового образца»:
· Композиционно размещая изображение на листе, следует поместить голову в натуральную величину или немного меньше несколько выше центра листа;
· Построение начинать с поиска характера общей формы, крупных пропорциональных отношений высоты и ширины головы и шеи;
· Затем переходим к членению головы на три части: лобную, носовую и губно-подбородочную; на этом этапе рисунка определяем пропорции отдельных частей головы;
· Продолжая линейно-конструктивное построение, переходим к разбору и конкретизации более мелких деталей;
· Для придания рисунку объема постепенно водим светотень, сначала собственные, а затем падающие тени.
Результат: выполнение рисунка гипсовой головы в графическом решении в светотеневых отношениях.
Рефлексия–вопросы:
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять рисунок головы с гипсового образца?
Задания для студентов практическая работа 6.5
«Рисунок головы с живой натуры»:
I этап.Осуществляем композиционное размещение головы на листе бумаги. Устанавливаем движение (наклон головы и шеи) и основные пропорции. Нанеся крайние точки массы головы в виде овала, легкими штрихами отмечаем серединную линию головы и направление шеи. Помечаем основные профильные линии глаз, надбровных дуг, бровей и нижнего основания носа, разреза губ и положение осей носа и уха, лобные бугры, границы волос, углы нижней челюсти и подбородочные возвышения.
пинию головы и направление шеи.е овала, легкими штрихами отмечаем середжинную ии головы и шеи.II этап.Уточняем конструктивную форму головы и конкретизируем построение деталей более точной прорисовкой с легкой светотеневой проработкой. Тени следует начинать прокладывать от границ между светом и тенью, так как переходы светотени помогают выявлению объема формы головы. Далее обращаемся к уточнению пропорций и прорисовке важных деталей, от которых зависит сходство портретируемого, таких, как глаза, нос, рот и ухо. В соответствии с пластикой лба, скул, верхней и нижней челюстей уточняем положение названных деталей.
III этап.Проводим тональную проработку формы. Пытаемся найти правильные тональные соотношения, нюансы света и тени. Следует внимательно сравнить рисунок с натурой, а детали подчинять целому. Если в процессе прорисовки деталей утрачена цельность, то надо одни детали усиливать в тоне, другие ослаблять, пока рисунок не приобретет законченность и цельность, выражающую характерные особенности данной натуры.
Результат: выполнение рисунка головы с живой натуры в графической технике.
Рефлексия–вопросы:
1.Какие правила построения головы человека необходимо соблюдать, рисуя с живой натуры?
2. Распространяются ли правила нанесения светотени на рисунок человека с натуры?
Вывод (делается обучающимися): сделать вывод, для чего нужно выполнять рисунки головы человека с живой натуры?