Переходный характер эпохи Возрождения
Средние века, по принятой терминологии, заканчиваются ХVI в.. Со следующего, ХVII в, начинает отсчет другая эпоха и другой тип культуры - Новое время. Но между средневековьем и Новым временем пролегает огромная пропасть, непреодолимая для естественного перехода первого во второе.
Два принципиально различных мировоззрения – средневековое и нововвременное - отделяет друг от друга и в то же время соединяет культура, называемая эпохой Возрождения, или Ренессансом.
По этой причине первой отличительной чертой Возрожденческой культуры является ее переходный характер: от традиционной культуры к индустриальной, современной..
Напомним, что средневековая культура представляет тип традиционной культуры.
Возрождение не принадлежит к «чистым» типам культуры, таким, как Архаика, Античность, Средневековье и др.
Выделение переходного типа предполагает размывание, трансформацию, видоизменение миропонимания (картины мира) «чистого» культурного типа, предшествующей эпохи.
Процесс этот длительный, неоднозначный и зачастую противоречивый. Переходная культура пытается найти обоснование отступления от традиции в нетипичности: в обращении к непризнанным религиозным течениям, как это было в Римской империи в эпоху кризиса и упадка, в растущем интересе к архаике и Востоку, как это происходит сейчас, в ХХI в. Возрождение же искало твердую почву в древней античности.
Сам термин "Возрождение" был впервые использован для самохарактеристики культуры итальянским архитектором и историком искусства Дж. Вазари в книге "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (ХVI в.). Вазари имел в виду возрождение античности и античных идеалов. Именно Италии свойственно наибольшее внимание к античному прошлому, поскольку именно в Италии находились античные руины и проводились археологические раскопки.
Мировоззрение эпохи Возрождения в своем основном принципе ''подражания древним'', стремилось вернуть к жизни забытые Средневековьем принципы античности. А именно: античная культура была ориентирована на человека. Человек есть мера всех вещей. Ценными и значимыми оказались идеи античных философов о телесной, чувственной красоте человека, о достоинстве телесного человека, о подражании человека естественности природы.
Понятно, что точной копии не получилось и Возрождение существовало, отталкиваясь от древних античных идеалов и христианских норм одновременно, поэтому более точным будет определение Возрождения как попытки диалогизации двух разноречивых тенденций - христианской и античной. Ренессанс, не отказываясь от христианского мировоззрения, вводит его в более широкий историко-культурный контекст, сопрягая с античностью, как это было в Италии, или с особенностями национальной городской культуры, как в других странах Европы.
Это и породило своеобразную, яркую культуру, которая несводима ни к одному, ни к другому и которая, собственно, и составила переход от Средневековья к Новому времени.
У исследователей, изучающих культуру Возрождения, можно выделить две позиции, два подхода к проблеме.
Первый: Возрождение - чисто европейский тип культуры. Уникальный феномен, проявившийся только в Европе и встроенный хронологически в позднее Средневековье (ХIV - ХVI вв.) В этом варианте Возрождение разделяют на Южное (итальянское) и Северное (вся остальная Европа - Англия, Германия, Франция и т. д.).
Второй: Возрождение - явление, свойственное всем без исключения странам, переходящим к Новому времени, поэтому можно выделить и русский вариант Возрождения (ХVIII в.), и Ренессанс в странах Востока. Во всех культурах оно имело свои особенные черты, связанные с национальной спецификой. «Чистый», классический вариант Ренессанса действительно можно наблюдать только на примере Итальянского Возрождения.
Безусловно, учитывая переходный характер культуры Возрождения, наиболее обоснованной является вторая точка зрения. Мы же рассмотрим только классический вариант - Итальянское Возрождение.
Второй отличительной чертой культуры Возрождения является ее элитарный характер. Дело в том, что этот тип культуры не был тотальным, всеобщим. Он не распространялся на всю социальную структуру общества, а существовал только в городах. И даже в городе затронул только верхи: аристократов, патрициев, университетскую элиту, т. е. образованные слои общества. Идеи Возрождения не распространялись в народной среде.
Средневековые городские интеллектуалы, пройдя через Ренессанс, дали начало новому социальному слою – интеллигенции (intelligens - знающий).
В отличие от средневековой религиозности, в которой культивировался идеал наивности и простоты, веры необразованного ума и недоверчивости к самоуверенному умствованию, именно Возрождение породило в глазах общественности высочайший социальный престиж образованного ума и интеллектуального труда.
Учитывая специфический характер эпохи: ее переходность и взаимопроникновение двух традиций – античной и христианской, а также социальную базу культуры – образованную городскую элиту, можно говорить о Возрождении, в первую очередь, как о некоем умственном перевороте, как о создании интеллектуалами эпохи, прежде всего, чрезвычайно своеобразного мировоззрения, не сводимого ни к античному, ни к средневековому прототипу.
Это мировоззрение характеризовалось попыткой стянуть воедино отрицающие друг друга принципы: средневековый - с опорой на Бога и античный - с опорой на человека.
Титанические усилия по удержанию в равновесии взаимоотталкивающих зарядов не могли быть долговременны, оттого эта эпоха была столь недолгой. Высокое Возрождение, т. е. расцвет культуры, продолжалось всего несколько десятилетий. И оттого столь разноречивы оценки этого периода исследователями. Одни считают, что гениальность Возрождения в том, что оно не удалось (Н. Бердяев). Другие видят в этой культуре радостное и жизнеутверждающее начало, третьи - подчеркивают присущее Возрождению трагическое мироощущение (Д. Мережковский).
Сделаем некоторые выводы по изложенному выше материалу.
1. Возрождение - элитарная культура, распространенная среди образованных городских слоев позднего Средневековья.
2. Возрождение противоречиво по своему существу, ибо оно пыталось объединить в себе разноречивые тенденции - христианскую и античную.
3. Культурно-историческое значение этой эпохи в том, что она «перекинула мост» к культуре Нового времени, совершив умственный переворот в сознании средневекового интеллектуала.
13.2. Ренессансная «картина мира» и основные черты эпохи
Поскольку речь идет об умственном перевороте и возникновении особого ренессансного миропонимания, то необходимо раскрыть своеобразие и отличительные черты данного явления.
Повторим еще раз, что в ренессансном миропонимании нет полного отрицания средневекового мира, а есть попытка его новой интерпретации. В частности, иначе осмысливается проблема взаимоотношения человека с Богом. Этот вопрос является одним из основных для всей эпохи и раскрывается в трудах Марсилио Фичино, ( рис.41), Пико делла Мирандола, Леона Батиста Альберти.
Христианское Средневековье взрастало на постулате креационизма (творения) Бога и на принципе богоподобности человека, что, по сути, означало следующее: только один Бог является творцом, демиургом всего сущего. Человек - любимое божье творение, сотворенный «по образу и подобию» и, следовательно, он богоподобен.
В ренессансном миропонимании идея сотворенности мира Богом и богоподобия человека, по существу, остается, но принципиально меняются акценты, сдвигаются смысловые грани, а значит, и изменяется сам смысл идеи. Человек теперь не только богоподобен, но, самое главное, богоравен. Человек становится равным Богу, прежде всего, по своим творческим возможностям. Человеку придается статус творца, тем самым идет прямое сопоставление человека с Богом.
Возникает мысль о богочеловеке, о том, что человек сам может определять свою природу, свой облик, свою деятельность. Одно из самых известных изречений философии Возрождения - это цитата из "Речи о достоинстве человека" Пико делла Мирандолы (файл 14): "И тогда согласился Бог с тем, что человек - творение неопределенного образца. И сказал: "Не дали мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой привязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по своему собственному желанию, согласно воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ сам. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире" [ Цит по :2, С. 138].
Итак, не умаляя роли Бога, человека ставят в центре мира. Эта умственная установка Ренессанса и получила название антропоцентризма. Именно антропоцентризм – самая существенная и важнейшая черта мировоззрения Возрождения, позволяет наглядно иллюстрировать и его противоречивость, так как одновременно, не отрицая идею Бога-творца, ставится проблема человека-творца. Рассмотрим более подробно логику ренессансных мыслителей. Когда они называли человека божественным, то это не было восторженным тропом, а считалось самым серьезным и точным обозначением особых свойств и места человека в мире. Человек - бог для всех элементов Вселенной потому, что он имеет разум и способность к действию. Приведем для примера высказывание Марсилио Фичино (файл 15): "Человек попирает землю, бороздит воды, поднимается в воздух при помощи высочайших башен, не говоря уже о крыльях Дедала и Икара. Благодаря небесной доблести достигает небес и измеряет их. Благодаря сверхнебесному разуму проникает по ту сторону небес... Наподобие бога ведет себя тот, кто пребывает во всех этих элементах, совершенствуя их. Человек имеет власть над миром" [Цит. по:1. С. 46.].
Положение о богоравном человеке, несомненно, одно из самых сильных мест возрожденческого миропонимания, повлекшее за собой целую цепь новых идей, которые разрушали средневековое мировоззрение.
В эпоху Возрождения возникает новая идея об открытости судьбы. В этой ситуации жизнь человека предстает как творение ее собственными руками. Возрождение не знает идеи античной судьбы как неотвратимого Рока, как Фатума. Ему чужда и средневековая предопределенность судьбы. Он воспринимает жизнь как приключение, в некоторых случаях даже как прямую авантюру. Оттого многие новеллы Возрождения строятся на приключенческих сюжетах, например, "Декамерон" Бокаччо. Дух вольных странствий, мотив распахнутости жизни является социально-психологической приметой времени. Судьбою Возрождения становится удача, везение - Фортуна.
В эту эпоху формируется интерес к исследованию, конструированию, экспериментированию, в конечном итоге к познанию мира. Человек – богоравен, и он может познать тайну мира - это и мировоззренческий постулат и твердая почва под ногами ренессансного человека. Напомним, что Средневековье опиралось на библейское дерево познания в Эдемском саду, плоды которого были запретны для первого человека.
Возрождение дает пример множества величайших изобретений и открытий: книгопечатный станок И. Гутенберга; изобретение микроскопа и телескопа; открытие Н. Коперником гелиоцентризма, согласно которому Земля не является центром мира, а входит в одну из небесных систем; гениальную догадку Дж. Бруно о бесконечности Вселенной. Великие географические открытия XV - XVI в. раздвинули горизонт мировоззрения человека, перед которым теперь распахнулся неведомый ранее мир и открылось новое поле деятельности (рис.42).
Ренессанс подготовил прочную основу для возникновения экспериментальной науки и создания научной картины мира Новым временем.
Эпоха Возрождения отличалась активным, созидающим, творческим характером в отличие от созерцательного духа Средневековья. Обратимся к словам Леона Батиста Альберти: "Человек рожден не для того, чтобы гнить в неподвижности, но чтобы действовать" [Цит. по:3. С.73].
Человеку этого времени казалось, что все возможно. Открытие Нового Света, кругосветные путешествия, наблюдение за звездами и предположение о бесконечности мира, проекты скафандра и летательного аппарата (рис 43, 44).
Творчески активную позицию эпохи ярко демонстрировало и художественное творчество, искусство. Иногда ренессансное искусство определяют как первую форму реализма (принцип реализма - изображение типичного человека в типичных обстоятельствах). И мы, всматриваясь в ренессансные портреты, читая литературу той поры, слушая музыку, считаем, что узнаем реальную жизнь эпохи. Однако это далеко не всегда так. Искусство Возрождения действительно передает дух времени, но не отражает реальности. Оно передает ментальные, мировоззренческие конструкции, показывает больше созданный, придуманный, сконструированный в уме образ человека и его мира. Искусство Возрождения на самом деле искусственно, это постулирование принципов, а не отражение действительности.
Наглядным примером может служить довольно распространенная композиция ренессансного портрета на фоне открытого окна (файл 17). В распахнутое окно виден пейзаж, который очень часто заканчивается видами космического ландшафта. Подобное построение картины (реально такого пейзажа мы нигде не видим) служит для выражения идеи открытости и распахнутости мира перед человеком и его центрального положения во Вселенной (рис.45).
Тайна и загадочность портретов Ренессанса (Мона Лиза. Леонардо да Винчи) в художественном воплощении идеального образа эпохи, который, возможно, был не всегда достижим в реальной жизни. В искусстве легче, чем в жизни удалось реализовать мировоззренческую установку на богоравность и достичь беспредельности творения
Отсюда тип культуры Возрождения более точно можно определить как художественную эпоху, когда искусство передавало не столько действительную реальность, сколько постулировало идеи и принципы.
Культура Возрождения определяется как "смотрящая" в сравнении с ориентированным на слух Средневековьем. По этой причине, безусловно, приоритетным видом искусства становится живопись.
Ренессанс создает представление о человеческой индивидуальности. Человек отделяется от своей корпорации. Средневековое общество представляет собой сословно - корпоративный тип устройства социума, где каждый человек находится под защитой и покровительством своей профессиональной корпорации или своего сословия и где совсем не приветствуется «выпадение» из образа профессии, где нетипичность, своеобразие, оригинальность оценивалось отрицательно.
Новая эпоха меняет знаки. Значимым становится несовпадение со множеством себе подобных. Ценится непохожесть, неповторимость, индивидуальность. Замечательное свидетельство этому факту можно найти в трактате «Придворный», который обсуждался при дворе герцога Урбинского. Речь идет о том, каким должен быть идеальный придворный, каково его происхождение, нормы поведения и т. д. Дискуссия закончилась самым парадоксальным образом: идеальный придворный должен быть ни на кого не похож, он никому не должен подражать. Идеалом становится нестандартность, оригинальность. Идеальный человек – тот, кто имеет неповторимую, яркую индивидуальность.
Основной приметой эпохи Возрождения чаще всего называют возникновение гуманизма. Именно гуманизм становится ядром нового миропонимания. Возрождение в различных странах имело свои специфические черты, свои национальные особенности, но повсюду оно породило движение гуманистов, наиболее яркими представителями которого являются Петрарка, Салютати, Пико делла Мирандола и др.
Между современным употреблением понятия гуманизма (человеколюбие и человечность) и его значением в Возрождении есть некоторое отличие.
Сам термин humanitas был введен еще в I в. до н. э. римским государственным деятелем, оратором и писателем Цицероном. Humanitas в переводе с латыни - человеческое достоинство, человеческая природа. По сути, гуманизм есть зарождение светской культуры: светского свободного от средневековой догматики и схоластики мировоззрения, светского искусства и науки.
Восславить человека, показать его достоинство, а также необходимость образованности и творческого отношения к окружающему миру - стало главной задачей гуманистов Возрождения.
Гуманизм породил свободомыслящего человека. В этой связи необходимо подчеркнуть роль Данте Алигьери (1265 - 1321 гг.), жившего в эпоху Протовозрождения.
Уже Данте решительно выступал за разграничение сфер разума и веры, за утверждение независимости светской жизни, без вмешательства со стороны церкви.
Возникновение и утверждение новой культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и метод и структура средневекового знания. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis - познанию божественного, гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний - studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика. От studia humanitatis и ведут начало понятия "гуманизм" и "гуманисты".
Именно тогда и был поставлен вопрос о необходимости широкого изучения античного наследия - греческой и римской языческой культуры. "Беседы с древними" должны были наполнять досуг, отданный литературным и научным занятиям. Светское образование стало характерным признаком всего движения гуманистов во всех странах.
Гуманисты, по сути, представляли неформальную общность, неформальную малую группу. Местом их встречи служили загородные виллы, монастырские библиотеки, книжные лавки, дворцы государей или просто частные дома, где удобно разговаривать, перелистывать рукописи, разглядывать античные медали. Чтобы войти в этот тесный круг, требовалось лишь одно условие - блеснуть знаниями и способностями на ниве studia humanitas.
Гуманизм, как определил его исследователь итальянского Возрождения Л. М. Баткин, есть выражение «блуждающей», неопределенной социальной функции, которая ранее была неизвестна и поэтому не предусмотрена социальной анатомией общества. Это – «труды в досуге» [2, с 176.] Труды в досуге всегда были заполнены высокими занятиями и всегда противопоставлялись службе и всяким деловым обязанностям. «Досуг в трудах» очень близок к тому, что современные социологи называют сферой свободного времени, которое посвящено непрофессиональным делам, когда человек принадлежит только себе и любимым занятиям.
Приведем в качестве примера историю Боккаччо (файл 18), автора знаменитого Декамерона. Бокаччо еще не вполне изучил грамматику, когда отец заставил его ради прибыли сидеть за счетами и заниматься торговлей. А затем отдал изучать каноническое право. И очень нескоро Бокаччо удалось заняться тем, что было его призванием - литературой. Простая эпитафия, которую сочинил сам Бокаччо, и которая высечена над его могилой, звучала для Средневековья необычно: "Его любимым занятием была благодатная поэзия" [1, с. 69].
Все гуманисты – яркие личности, все жаждут самовыражения, многим из них латынь заменяет родословную, а остроумие - власть. Каждый из этих людей был озабочен самоутверждением. Даже самые скромные из них все-таки напоминают своего великого родоначальника Петрарку, у которого не было более важного и увлекательного объекта для размышлений, чем собственное «Я». Гуманисты соперничали друг с другом, но и дружили. В какой бы город ни приехал гуманист, он легко разыскивал собратьев по духу. Они дорожили личными контактами, ободряли друг друга, обменивались бесчисленными эпистолами и, в конце концов, почувствовали себя гражданами единой «республики интеллектуалов».
Рассмотрим конкретный пример - движение гуманистов в Италии.
Этап раннего гуманизма в Италии завершился к началу XV в. Его главным итогом было возникновение национальной литературы - Данте, Петрарка, Бокаччо, а также переориентировка знания и образования на проблемы земного бытия человека.
К середине XV века гуманизм, который представляют Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Леон Батиста Альберти, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и др., вырастает в мощное культурное движение во Флоренции, Венеции, Риме, Милане, Неаполе и т.д. Гуманисты выступают в роли университетских преподавателей, государственных деятелей, секретарей и канцлеров на службе у республик и сеньорий. Складывается новый социальный слой - интеллигенция.
Возникает множество объединений гуманистов, их нередко по античной традиции называли Академиями. Они становятся центрами интеллектуального общения в Возрождении и к ним зачастую оппозиционно были настроены старые европейские университеты.
Широкую известность и популярность приобрела Платоновская Академия во Флоренции. Это было нечто среднее между клубом и научным сообществом. Здесь давались балы и проводились турниры, обменивались мадригалами и вели научные споры, занимались изучением языков и дружескими беседами. Интересен перечень условий, которые необходимы для «ученых занятий». Их пять: общение с образованными людьми, изобилие книг, свободное время, душевный покой и удобное место. Академии создавали высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов. Именно они выковали новые достоинства человека, такие как талантливость и образованность.
Подведем некоторые итоги:
1 .Возрождение создает и свободомыслящего человека и новую светскую культуру.
2. Движение гуманистов формирует гуманитарное направление научного знания: филологию, историю, этику, педагогику и рождает светскую интеллигенцию.
3. Основными чертами ренессансного мировоззрения являются индивидуализм, гуманизм, антропоцентризм и высокая оценка креативных (творческих) возможностей человека.