Становление новоевропейской культуры
Новое время как культурно-историческая эпоха | Новое время (XVII – начало XX вв.) –культурно-историческая эпоха, содержанием которой стал пафос революционного изменения, постоянного совершенствования и развития, всеобщее распространение и признание получили идеи прогресса, гуманизма, демокра- |
тии и равенства. Вместе с тем – это эпоха, в рамках которой парадоксальным образом сочеталось новое и архаическое. Последнее было представлено, в частности, первобытной культурой, носителей которой можно было найти на всех континентах, включая Европу. В ряде районов мира: в Тропической Африке, Северной Америке, Австралии, Океании в XVII – XVIII вв. она территориально еще преобладала.
Именно в новое время наступил невиданный в истории расцвет работорговли, в которой участвовали как восточные, так и западные страны. На Востоке вплоть до середины XIX в. в целом господствовали средневековые порядки.
Вместе с тем в эту эпоху сложился и достиг расцвета буржуазный тип культуры со всеми присущими ему признаками. Промышленный переворот второй половины XVIII–XIX вв. обеспечил ему адекватную экономическую и техническую основу. Произошли социальные и политические революции, коренным образом преобразовавшие соответствующие сферы общественной жизни. Сложился новый тип личности, доминантами которой были индивидуализм, рационализм, свобода мышления и деятельности, предприимчивость.
В это время европейская культура вышла за географические границы Европы. По словам А. Тойнби, драматическая и многозначная встреча Запада со всем остальным миром оказалась центральным явлением всей истории нового времени.[101] В результате массовой колонизации возникли «дочерние» европейские культуры в Америке, Южной Африке, Австралии, Океании. Здесь в XIX в. завершился процесс складывания новых наций со своими самобытными культурами: американцы, англоканадцы, франкоканадцы, австралийцы и др., включившихся в западную цивилизацию. Народы Латинской Америки, развиваясь своим самобытным путем, составили особую культурную область (цивилизацию).
На протяжении почти всего рассматриваемого времени ведущую роль играли европейские культуры. Однако в конце эпохи становится заметным и обратное влияние из-за океана, прежде всего со стороны быстро прогрессирующих США.
В XIX в. расхождение двух культурных полюсов – Запада и Востока – достигло максимума. Запад в это время уже был капиталистическим, индустриальным, Восток же оставался феодальным, по существу средневековым. Однако и в незападной части мира тогда происходили кардинальные изменения. История ее «нецивилизованной» периферии четко делится на два периода: до прихода европейцев и после их появления. В результате внешних влияний деформировались традиционные социально-экономические и духовные структуры, например Полинезии и других изолированных территорий. В иных местах сложились новые, синтетические культурные комплексы (Латинская Америка). А в Северной Америке, на островах Карибского моря аборигенное население все или почти все погибло вместе со своими языками и культурами. В новое время сложился колониализм как особый социально-политический и социокультурный феномен (о нем уже шла речь выше).
Западная буржуазная новоевропейская культура оказывала сильное влияние на цивилизации других регионов мира – Россию, восточные страны, которые также были включены в культурные процессы эпохи.
Таким образом, буржуазный тип культуры в это время являлся определяющим. XVII–XVIII вв. можно считать периодом его становления, XIX в. – временем расцвета; в конце XIX–начале XX столетий в ходе кризисного развития и социальных потрясений произошел переход к следующей культурно-исторической эпохе.
Научная революция XVII века | Новое время открывается научной революцией, которая сыграла ведущую роль в становлении буржуазной культуры. В промежутке времени с середины |
XVI в. (Н. Коперник) и до первых десятилетий XVIII в. (И. Ньютон) произошла коренная перестройка системы естественнонаучного знания, принципиально изменился социальный статус науки.
Суть рассматриваемого феномена кратко можно выразить следующим образом: 1) начало диалога с природой, переход к эмпирическому и экспериментальному познанию;[102] 2) разделение сфер естествознания и религии, в целом светского и религиозного знания, мира науки и мира церкви; 3) соединение науки с практикой.
В ходе этой революции возникли астрономия, механика, математика, физика. В отличие от античной и средневековой, наука нового времени широко использует приборы как инструменты познания природы. Именно в это время появляются микроскоп, подзорная труба и телескоп, барометр и термометр.
В начале XVII в. И. Кеплер, используя телескоп, открыл законы движения планет. Г. Галилей (1564–1642) и И. Ньютон (1643–1727) заложили основы механики, с именем Р. Бойля (1627–1691) связывают возникновение химии.
Необходимым условием развития науки является творческая свобода ученых. Поэтому нужно было положить конец вмешательству церкви в эту область, где она в течение многих столетий играла решающую роль. Ученый, обвиненный в ереси, и в XVII в. вполне мог попасть на костер. Начавшийся процесс секуляризации отнюдь не означал, что все ученые стали атеистами, но их вера порой существенно отличалась от ортодоксального христианства, приобретая формы пантеизма и деизма. Сложные отношения науки и религии продолжались и в дальнейшем, но возможности влияния церкви на научный мир были резко снижены.
Одной из причин научной революции явились практические потребности производства, прежде всего средств коммуникаций, горного и военного дела. Там начинают использовать разработки ученых. В Англии, Франции и других странах проводилась работа по созданию парового двигателя. В конце XVII в. в Англии была построена первая паро-атмосферная машина, которая применялась для откачки воды из шахт. Разработки в области теплотехники, конечно, были невозможны без использования достижений естествознания. Уже тогда до половины всех научных исследований относились к прикладным.
Становление новоевропейской культуры было связано с рационализмом, абсолютизацией разума, рассудочным отношением к жизни. Это явилось следствием многих процессов духовного развития Западной Европы, результатом постепенного освобождения человеческого сознания от пут средневековой схоластики и авторитаризма.
Тем не менее и в XVII в. опытное естествознание все еще соседствовало с теми проявлениями культуры, которые были свойственны предыдущей эпохе. По-прежнему процветала алхимия, астрология, демонология. И. Кеплер зарабатывал на жизнь астрологическими прогнозами, хотя сам не верил в астрологию. По некоторым данным, И. Ньютон в молодости интересовался алхимией, а также демонологией. Он тайно выписывал из других стран книги по оккультным наукам и магии, которые в Англии были тогда запрещены.
Наука в новое время становится социальным институтом. Ученые объединяют свои усилия в университетских структурах, совмещая преподавательскую и исследовательскую деятельность, появляются научные кружки и общества и, наконец, академии. В 1662 г. создается Лондонское королевское общество, в 1666 – французская Королевская академия наук. Ученые, ставшие академиками, получали покровительство монархов, других знатных лиц и некоторую материальную поддержку.
Наука постепенно приобрела статус неотъемлемого и ведущего элемента европейской культуры. Научность проникла во все структуры социума, в общественное и индивидуальное сознание. Уже в XIX в. возникли целые отрасли экономики, развитие которых было немыслимо без естествознания (металлургия, транспорт, военная и химическая промышленность и др.) В XVIII в. рождается также связанный с наукой феномен техники, которому принадлежало большое будущее.
Просвещение как явление культуры нового времени | Научная революция послужила одним из толчков, вызвавших к жизни такое явление, как Просвещение. Оно представляло собой идейное течение, связанное с утверждением буржуазной идеологии и культуры, с борьбой против норм и традиций феодализма. Эпоха |
Просвещения началась с середины XVII в. (в Англии), в других странах Европы в XVIII в. и завершилась в конце этого столетия.
Идеология Просвещения включала культ разума, рационалистический взгляд на мир; веру в цивилизацию и прогресс, идеалы политической свободы и равенства всех перед законом; стремление усовершенствовать мир путем широкого распространения научных и практических знаний, гражданского воспитания людей. Создатели и проводники этих идей – просветители боролись против религиозного и светского деспотизма, сословных привилегий, невежества, они отрицательно относились к средневековью и восхищались античностью. «Дух Просвещения» гуманистичен, человек в соответствии с ним имеет право на личное счастье и должен его добиваться. Просвещение – «держава культуры и мысли, третья власть по отношению к церкви и государству, со своими академиями, литературными кружками, перепиской эрудитов».[103]
В условиях отсутствия буржуазии как сформировавшегося класса и установления абсолютизма передовые мыслители делали ставку на «просвещенных монархов». Их надежды во многом не оправдались, и все же в XVIII в. в Европе было немало «венценосных меценатов», оказывавших покровительство и поддержку деятелям культуры. В то же время это приводило к зависимости последних, сковывало их творческую свободу.
Просветители большие надежды возлагали на печатное слово. Они много сделали для развития издательского дела и прессы, которая, собственно, и появилась в этот период. В XVIII в. ярко расцветает публицистика, широкое распространение получают политические статьи, памфлеты.
Просвещение явилось попыткой сломать барьер между высшими достижениями человеческого духа и третьим сословием; оно корреспондировалось с демократической линией развития культуры и активизировало ее, особенно в Англии. Здесь сформировались такие духовные ценности, которые консолидировали общество, ставили перед людьми общезначимые цели (стремление к личному успеху, богатству), предоставляли им единые формы досуговой и политической деятельности и т.д.[104]
Философская основа Просвещения – рационализм, сенсуализм. У его истоков стояли английские мыслители XVII в. Д. Локк и Т. Гоббс. Просвещение сформировало свою эстетику. Наиболее близкими ему по духу художественными стилями были классицизм, реализм, сентиментализм. Большую роль в развитии литературы Просвещения сыграли Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро (Франция), Г.Э. Лессинг, молодые И.В. Гёте, Ф. Шиллер (Германия), С. Ричардсон, Г. Филдинг (Англия). Их произведения характеризуются яркой публицистичностью, высоким гражданским пафосом, наличием положительного героя, а также жанровым разнообразием – семейно-бытовой роман, «роман воспитания», философская повесть, драма, сатира.
Просвещение во Франции началось позже, чем в Англии, в 1721 г. с выхода «Персидских писем» Ш. Монтескье. Большую роль здесь сыграл выпуск «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751–1780) – полный свод знаний того времени. Ее главным организатором был Д. Дидро, а авторами также Д'Аламбер, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Ф. Кенэ, Ш. Монтескье и др.
В конце XVIII в. идеи Просвещения вступили в резкое противоречие с социально-политическим развитием Западной Европы. Утопические надежды просветителей на трансформацию общества на принципах разума и справедливости не оправдались, а само движение распалось.
Художественная культура XVII–XVIII вв. | XVII–XVIII вв. – новый этап дифференциации и усложнения искусства стран Запада. В это время появляется многообразие стилей и жанров. Если раньше в каждый данный момент безоговорочно |
господствовал один из универсальных стилей: романский, готический или ренессансный, то теперь одновременно развивались и взаимодействовали несколько стилей. В XVII в. их было три: барокко, классицизм, реализм. В дальнейшем число стилей возрастает «Как показывает новоевропейская история, ситуация одновременной множественности и противостояния духовных поисков является сущностной потребностью культуры и искусства».[105]
Дальнейшее, и блистательное, развитие получают появившиеся ранее жанры изобразительного искусства: портрет, натюрморт, пейзаж. Музыка приобретает новое качество, ее статус в системе художественной культуры резко повышается, появляются и становятся очень популярными в аристократических кругах сначала опера, позже балет. К XVII в. относится деятельность первых великих европейских композиторов – итальянца К. Монтеверди, англичанина Г. Пёрселла, француза Ж.Б. Люлли – зачинателей классической оперы в своих странах.
С течением времени менялось соотношение между видами искусства: архитектура, скульптура, живопись постепенно уступают первенство музыке, литературе, театру, которые усиливают свое влияние на другие области художественного творчества, духовную жизнь общества в целом.
Укрепляется и побеждает светское начало в искусстве. По подсчетам П.А. Сорокина, в XVII в. в живописи и скульптуре светские сюжеты составляли 49,2%, а в XIX-ом – уже 90%. Такая же ситуация складывалась и в других видах искусства.[106]
В течение рассматриваемой эпохи существовали и взаимодействовали две тенденции или линии развития искусства и в целом культуры: аристократическая и демократическая. Первая связана с потребностями, запросами и вкусами титулованных дворян, которые в XVII–XVIII вв. обладали политической властью, большими материальными возможностями и использовали их для того, чтобы развитие культуры шло в оптимальном для них направлении. Именно аристократы как наиболее образованные люди были главными заказчиками и потребителями «высокой» культуры. Именно в расчете на них тогда проектировались дворцы и писались картины, ваялись статуи и сочинялись оперы. Не случайно в это время, как и прежде, многие художники, музыканты, поэты стремились получить статус придворных, обеспечивая себе тем самым покровительство и материальную поддержку. С потерей дворянством политического и экономического могущества происходит затухание аристократической тенденции, что непосредственно отразилось на характере и результатах духовного производства.
Параллельно с аристократической развивалась во многом противоположная ей, но и дополняющая ее демократическая тенденция развития культуры, связанная первоначально с третьим сословием, а затем распространившаяся на все общество (бессословная культура). Проявлением этой тенденции явилось расширение круга потребителей профессиональной культуры. Более доступной стала литература в связи с расширением круга грамотных людей, снижением цен на книги и приближением их содержания к интересам, вкусам и запросам неаристократического читателя. Это же относилось и к другим формам культуры.
Безусловно, проявлением рассматриваемой линии развития был реализм – одно из содержательно-стилистических направлений литературы и изобразительного искусства. Он прошел через все культурно-исторические эпохи, неоднократно менял свое обличие и пережил расцвет именно в новое время.
Реалистический принцип (метод, стиль) предполагает отражение действительной жизни, пропущенной через восприятие автора, но не потерявшей от этого в его произведениях видимого с ней сходства. Реализм не отрицает, а, наоборот, предполагает типизацию явлений и персонажей с сохранением их индивидуальных особенностей. Реализм – это не копирование отражаемого предмета, а его авторская интерпретация в рамках данного принципа. Деятели реалистического искусства обычно обращались к современности и ее коллизиям, к жизни простых людей, их внутреннему миру и быту; но им не был чужд и исторический жанр, в котором они также стремились к жизненной достоверности. Они не избегали поэтического или иного пафоса, черпая его опять-таки из самой жизни.
Важно отметить, что реализм не умаляет достоинства других стилистических направлений и не может быть признан «лучшим» среди них. Все вместе они составляют сложную картину развития художественной культуры нового времени.
В XVII–XVIII вв. реализм был представлен многими великими именами. Голландский художник Ф. Хальс (ок. 1580–1666) был основоположником реалистического портрета в своей стране («Цыганка», ок. 1630 и др.). Его соотечественник Рембрандт (1606–1669) – один из величайших художников всех времен и народов, живописец и график, новатор портретного жанра; обращался и к своему времени, и к библейским сюжетам. Их современник – крупнейший испанский художник Д. Веласкес (1599–1660), также великий портретист, многие годы проработавший при королевском дворе.
Основоположником реализма в английской живописи был У. Хогарт (1697–1764). Его искусство, обращенное к широкому зрителю, отличалось социальной и моральной заостренностью и во многом соответствовало духу Просвещения. Он – автор серии из восьми картин «Карьера мота», нескольких произведений под общим названием «Модный брак», в которых разящее оружие сатиры направлено против общественных пороков и человеческих слабостей.
В 1719 г. в Англии вышел знаменитый ныне роман Д. Дефо (1660 или 1661–1731) «Робинзон Крузо» – гимн человеческому трудолюбию, мужеству и терпению. Однако не реализм в это время был универсальным и официально признанным стилем, таким статусом обладали барокко и классицизм.
Начало нового времени связано с рождением барокко (от итал. barocco – причудливый) – стиля в искусстве и общего явления культуры Европы конца XVI–середины XVIII вв. Как и готика или Ренессанс, барокко охватило широкую область духовной жизни и быта, праздники, карнавалы, процессии, особенности стилистики философских и научных текстов. Первоначально этот стиль проявился в храмовом зодчестве и был использован католической Контрреформацией в качестве своеобразного ответа на протестантский натиск.
Для искусства барокко в высокой степени характерны ансамблевость и синтетичность, взаимопроникновение и стилевое единство архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства; а также аффектированный динамизм, театральная фееричность, сочетание противоположностей: аскетизма с гедонизмом, изысканности с грубостью, символики с натурализмом. Широко использовались эмблематика, аллегории и метафоры, частое обращение к библейским и античным образам.
Искусство барокко отличается пышностью, изощренностью и вычурностью форм. Художники барокко были склонны к изображению сцен экстаза, страданий, борьбы, подвигов и торжества победителей. Барокко носило в основном придворный и церковный характер, но имело и некоторые демократические проявления.
Барокко возникло в Италии, господствовало в этой стране, а также в других католических государствах – Испании (и ее колониях), Фландрии, Южной Германии. Однако во Франции оно уступало классицизму; в протестантских странах – Англии и других – проявилось слабо.
В XVII в. Рим был застроен прекрасными соборами, дворцами, виллами, фонтанами, целые площади и улицы выдерживались в едином стиле. Среди главных барочных построек этого города нужно отметить площадь собора св. Петра, фонтан Треви, палаццо Фальконьери и др. Облик Рима в это время формировали выдающиеся архитекторы Ф. Борромини и Л. Бернини; последний был также скульптором и живописцем.
Важную роль в развитии искусства барокко сыграли также фламандские художники XVII в. П.П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Йорданс.
Эпоха барокко –особый период в развитии европейской литературы. Ее главными жанрами в это время становятся трагедия и сатира, а характерными чертами – риторичность, сложный метафоризм, экзальтация, живописность, цветистость слога, пристрастие к экзотике и гротеску. Среди представителей этого стиля можно назвать испанских драматургов П. Кальдерона, Тирсо де Молину, итальянского поэта Т. Тассо и др.
Стиль барокко затронул и музыку, главным образом итальянскую (органные, вокально-инструментальные произведения и оперы). Вершиной музыки барокко считается творчество великого немецкого композитора И.С. Баха (1685–1750).
Стиль барокко первой половины XVIII в. по всей Европе развивался в сторону рококо, существовал и переплетался с ним. Рококо (от фр. «рокайль» – раковины) – художественный стиль, получивший распространение в европейском, главном образом французском, изобразительном искусстве второй четверти и середины XVIII в. и европейской литературе XVIII в. Родина этого стиля – Франция. Он носил ярко выраженный придворно-аристократический характер; отсюда культ наслаждения (гедонизм), уход от действительности в вымышленный мир театрализованной игры. В искусстве рококо царят изысканность, галантность, легкомыслие, игривая фривольность. Своего расцвета оно достигло в правление Людовика XV, и поэтому этот стиль стал носить его имя.
Стиль рококо коснулся в основном внутреннего убранства помещений и декоративно-прикладного искусства (художественная мебель, бытовые предметы, фарфоровая посуда и т.д.), где широко использовались сложнейшие лепные и резные узоры преимущественно асимметричного характера, раковины, завитки, гирлянды, изображения амуров, роскошные декоративные рамы зеркал и картин. В живописи, скульптуре и графике, представленные творчеством Ф. Буше, А. Ватто, Ж.Б. Лемуана и др., господствовали эротические и пасторальные сюжеты. Статуи и статуэтки, выполненные в этом стиле, служили в основном для украшения помещений.
Литература рококо утонченно-изящна, но неглубока по содержанию. Ее основные жанры – пастораль, галантный роман, в лирике – «поэзия мимолетностей»; крупных писателей, работавших в этом стиле, практически не было.
С 1760-х гг. стили рококо и барокко были вытеснены классицизмом. Классицизм, как и барокко, во многом опирался на достижения Ренессанса. Он стал одним из ведущих стилей и эстетических направлений в европейской художественной культуре XVII – начала XIX вв. Важным признаком классицизма служит обращение к образам, сюжетам, идеям и формам античной истории, мифологии и искусства, воспринимавшимся в качестве образца для подражания.
В основе классицизма лежит рационалистическое начало, связанное с философией Р. Декарта. Соответствующим эстетическому идеалу считается лишь то, что разумно, упорядоченно, гармонично. Герои классицистских произведений подчиняются разуму и долгу, незыблемым нормам и правилам; личное уходит на второй план, интерес представляет лишь типичное и вечное.
Для классицизма характерно деление жанров на «высокие» (трагедия, ода; исторический, мифологический, религиозный жанры) и «низкие» (комедия, сатира, басня; пейзаж, портрет, натюрморт). В одном произведении не допускалось сочетание возвышенного и приземленного, трагического и комического, героического и заурядного.
Предпосылки классицизма складывались вначале в Италии со второй половины XVI в., однако полностью оформился и занял господствующее положение этот стиль во Франции и в следующем столетии. После создания в 1648 г. в Париже Королевской академии живописи и скульптуры классицизм стал государственно-признанным, официальным стилем. Общеевропейским он становится лишь в XVIII в.
В архитектуре классицизм характеризуется геометризмом, четкой симметрией, статичностью, прямым обращением к античным прототипам (ордерной системе). Широко использовались колонны, портики и другие элементы. Среди основных сооружений в этом стиле можно назвать ансамбли Версаля (1668–1689) и площади Согласия в Париже (вторая половина XVIII в.).
Связью с античностью характеризовалась также классицистская живопись (Н. Пуссен, Ж.-Л. Давид, Ж.О.Д. Энгр) и скульптура (Ж.‑А. Гудон, А. Канова, А. Торвальдсен) XVII–начала XIX вв. Основоположником классицизма был французский художник Никола Пуссен (1594–1665 гг.), его программная картина – «Смерть Германика», на которой изображено прощание с древнеримским полководцем Германиком, отравленным императором Тиберием. Даже в пейзаже Н. Пуссен включал античные образы («Пейзаж с Полифемом» и др.).
В рамках классицизма в это время развивалась и литература, представленная многими великими драматургами и поэтами (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете, Ф. Шиллер и др.). Помпезностью и статичностью отличался театр классицизма, где главным жанром была трагедия.
Яркими явлениями отмечен классицизм в музыке: опере XVII – XVIII вв. (Ж.Б. Люлли, К.В. Глюк) и инструментальной XVIII – начала XIX вв. ( Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен).
В рамках Просвещения возник сентиментализм – течение в литературе и искусстве второй половины XVIII–начала XIX вв., не являвшееся самостоятельным стилем и ставшее своеобразной реакцией на всеобщий рационализм. В его основе лежит убеждение в том, что главное в человеке не разум, а чувство, и условие его нормального развития – не переустройство общества, а эмоциональная свобода. В сентиментализме сильны оппозиционные мотивы по отношению к современной городской цивилизации и «высшего общества» и утопические идеи.
Персонажи произведений сентименталистов становятся более индивидуализированными, умеющими сопереживать, прислушиваться к своим чувствам. Они близки социальным низам либо сами к ним принадлежат; их внутренний мир стал интересен художникам.
Сентиментализм появился и получил классические формы в Англии. Его истоком можно считать настроения меланхолии, созерцательности в английской поэзии 30-х – 40-х гг. XVIII в. Большую роль в этом плане сыграл роман Л. Стерна «Сентиментальное путешествие» (1768). Во Франции был представлен творчеством Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Прево, А. Шенье и др.
Сентиментализм связан с подлинным культом природы, идеализацией патриархальной сельской жизни, исповедальными мотивами, с жанрами элегии, послания, эпистолярного романа.
Это течение проявилось в архитектуре пейзажных парков и парковых построек, в творчестве французского скульптора Э.М. Фальконе, в живописи его соотечественника Ж.-Б. Греза, в портретах англичанина Т. Гейнсборо и француженки Э. Виже-Лебрен, в театре. Сентиментализм во многом был близок классицизму и явился предшественником романтизма.