Параметры | ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ | СКОТОВОДЧЕСКИЕ (КОЧЕВЫЕ) | РЕМЕСЛЕННО-ТОРГОВЫЕ |
Природные условия | районы великих рек; много воды и тепла, плодородные поливные земли (субэкваториальный пояс) | малоплодородные почвы, большие пространства с разнотравьем (степи, прерии, предгорья) | неплодородные почвы (гористая местность, леса); ограниченное земледелие и скотоводство, основной вид деятельности - ремесло; результат – развитие торговли |
Поселения | крупные города с мощными стенами, к ним примыкают большие поля с оросительными системами | нет постоянных поселений; легкие транспортируемые жилища | небольшие самостоятельные города-государства (полисы) -новый тип поселений, открывший широкие возможности для быстрого прогресса |
Государст-венное устройство | Теократия, правитель-деспот чиновничья иерархия, мощные государственные образования-империи | военная демократия; правитель - вождь (выборная должность); военная иерархия | демократия; правит Совет, Сенат |
Психологи-ческие особенности, место человека в мире | созидательный коллективный труд, мирный характер народа; человек слаб, имеет ограниченные возможности, подавлен богами и стихиями. Пространство и время воспринимаются циклически | агрессия, воинственность, элементы индивидуализма: "человек человеку - волк". Пространство и время воспринимаются векторно | доброжелательность, деловитость; "человек - мера всех вещей" (Протагор). Пространство – расширяющаяся Ойкумена. Время ценится здесь и сейчас. |
Мифология | мифы о сотворении и устройстве мира (космогонические); обожествление стихий, боги в основном зоо-антропоморфные; жизнь движется по кругу (растительный принцип) | близка тотемистическому культу первобытных охотников; героический эпос - герои космичны; противопоставление мира жизни и смерти | боги антропоморфны, узкоспециализированы, множество бытовых реалий; герои выдающиеся личности, некосмичны; смерть - обратная сторона мира, откуда нет возврата: "лучше плохая жизнь на земле, чем хорошая в ином мире" |
Наука, техника | науки, необходимые для земледелия: астрономия, метеорология,врачевание; для строительства: математика, геометрия...; священное иероглифическое письмо; науки в основном мифологичны, доступны жрецам; техника: строительные и сельскохозяйственные орудия, ирригационные системы, архитектура, инженерное дело | потребность в естественнонаучном знании отсутствует, развивается: военная наука; высокая техника изготовления оружия, развитая технология металлургии | вырабатывается рациональное знание: реальные законы природы, математические науки, философия как способ научного познания; широкое распространение письменности - более простой и совершенной; система светского образования; для торговли необходимы география, навигация судострои- тельство...; выделяются принципы деятельности: техне и пойезис |
Храмы -модели мира | в виде мировой горы (принцип иерархии), гигантские размеры, основная форма пирамида: храмы и пирамиды Египта и Мезоамерики, зиккураты, ступы, пагоды | поклоняются объектам природы (горы, источники, деревья) как местам обитания духов; космогонические объекты (мировое дерево, мировая гора) присутствуют в реальном окружающем мире | построены по принципу мировой горы, но внешне напоминают дворцы правителей - тенденции секуляризации античной мифологии; антропоморфизм храмов: в основе расчета -пропорции человека, энтазис колонн, "припухлость" всех прямых линий |
Художест- венные образы | боги и правители изображаются по канону; портрет умершего как дубликат его физической оболочки; простые люди изображаются реалистически | зверь - символ кочевника; конь - источник жизни; олень, горный козел -солярная символика; человек - реалистически в сценах охоты или битвы; мегалитические изваяния воинов | антропоморфные боги, человек; новый жанр - портрет живого человека, но идеально-обобщенный ("очеловеченный бог и обожествленный человек"), в Риме - реалистический портрет. Художественные принципы в Греции: агон, "полезность красоты" |
Канон | предельно устойчив, невосприимчив к новациям; иерархичность в изображении, статичность | открыты влияниям иных культур - адаптируют, но не развивают; отсутствие выраженного канона; динамичность сюжетов, реалистичность | пропорциональное, идеализированное, собирательное изображение; изменение канона в зависимости от эволюции мировосприятия |
Доминирую-щие виды искусства и средства выразительности | архитектура, скульптура, барельефы, фрески, иероглифика и иератика; искусства утилитарны, подчинены религиозным культам; монументализм | ювелирное и прикладное искусство; его функциональность украшение одежды, упряжи, оружия, посуды выполняет функции оберегов; большое значение орнамента как носителя информации; миниатюризм | скульптура, архитектура, театр; искусство как средство усовершенствования человека; подразделение видов искусства на технические и мусические; появляются теоретические трактаты об искусстве |
Степень креативности культуры | прогрессивнее кочевой, т.к. необходимо совершенствование технологии сельскохозяйственного производства, но не развивает творческую энергию человека. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ | путь развития культуры -тупиковый, т.к. не содержит потребности в рациональном познании, а, значит, в развитии творческого потенциала. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ | открыта для влияний извне, содержит мощный потенциал для саморазвития. КРЕАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ |