Анатомическое строение человека
Изображение фигуры человека
Центральным и наиболее сложным видом учебного рисунка является рисунок человека. Из всего многообразия природных форм человеческое тело обладает наиболее совершенной и сложной организацией. К рисунку человеческой фигуры обычно предъявляются особо строгие требования. К примеру, если, делая набросок ветки с листьями, мы не дорисуем одного листа, то это не бросится в глаза. Однако, если мы неверно передадим пропорциональные отношения человеческой фигуры, это вызовет у зрителя неудовлетворение сходством, а возможно, даже ощущение уродства.
Изучение фигуры человека даст профессиональные знания, необходимые специалистам швейного производства. Для того чтобы грамотно рисовать человека в одежде, необходимо знание формы обнаженного человеческого тела, иначе изображение будет выглядеть пустым и плоским.
Основой грамотного рисунка является знание анатомии человека. В данном случае речь пойдет о пластической анатомии. Пластическая анатомия изучает внешнюю форму тела человека и те особенности его внутреннего строения, которые ее обусловливают. В сферу пластической анатомии входят кости, их соединения и мышцы.
Твердой опорой тела человека является его скелет, который состоит из черепа, скелета туловища и скелета верхних и нижних конечностей (рис. 4.1).
Основной конструктивный стержень туловища — позвоночный столб 1. Он состоит из отдельных позвонков, соединенных межпозвоночными хрящами и связками (рис. 4.2). Различают семь шейных 1, двенадцать грудных 2, пять поясничных 3, пять крестцовых 4 и три или четыре копчиковых 5 позвонков. Шейный, поясничный и копчиковый отделы дугообразно изогнуты вперед, а грудной и крестцовый — назад.
Позвоночный столб служит опорой всего тела и благодаря определенному строению позвонков обеспечивает подвижность туловища, а также влияет на формообразование спины. Внизу позвоночник жестко соединен с костями таза 2 (см. рис. 4.1), представляющими собой кольцо. Кости таза обеспечивают прочное соединение позвоночника, а следовательно, и всего туловища с нижними конечностями, которые несут всю тяжесть туловища. Кроме того, тазом, как чашей, поддерживаются внутренние органы брюшной полости.
Верхняя часть позвоночника — это грудной отдел, служащий местом прикрепления двенадцати пар изогнутых костей-ребер, которые (за исключением двух пар нижних ребер) образуют грудную клетку 3. Верхние семь пар соединены непосредственно с грудиной 4 и называются истинными; восьмая, девятая и десятая пары при помощи хрящей присоединяются друг к другу и к хрящу седьмой пары ребер и называются ложными. Вместе все эти ребра образуют реберную дугу. Нижние пары ребер задними концами прикрепляются к позвонкам, а передними — к мягким тканям. Вверху позвоночный столб заканчивается черепом.
Кости ноги. Скелет нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Бедренная кость 5 — самая длинная кость скелета. Она соединена с шаровидной впадиной тазовой кости и образует тазобедренный сустав шаровидной формы, позволяющий ноге совершать в известных пределах круговые движения. Бедренная кость по отношению к вертикальной оси несколько выгнута вперед.
Бедренная кость при помощи коленного сустава 6 соединяется с двумя костями голени: малой 7 и большой 8
Рис. 4.1. Кости и мышцы человека
Рис. 4.2. Позвоночный столб
берцовыми. Скелет стопы составляют предплюсна 9, плюсна 10 и фаланги пальцев 11. Наличие двух костей голени допускает (хотя и ограниченное) вращение ступни вокруг продольной оси голени, чем мы пользуемся, когда при ходьбе изменяем направление пути.
Кости руки. Рука — самый подвижный аппарат человеческого тела, способный выполнять разнообразные сложные движения. Рука соединяется со скелетом туловища при помощи своеобразного рычага — ключицы 12, к которой прикреплена лопатка 13, а к ней — плечевая кость 14. Ключица поднимается и опускается, движется вперед и назад, а лопатка ходит вслед за ней, скользя вниз, вверх, наружу и внутрь.
Эти движения обеспечивают эластичные мышцы плечевого пояса, расположенные на грудной клетке и лопатке.
К плечевой кости в районе локтевого сустава прикреплены две кости предплечья: локтевая 15 и лучевая 16, которые дают возможность вращаться кисти руки. Кисть состоит из трех частей: запястья 17, пястья 18 и фаланг пальцев 19.
Мышцы туловища. Мышцы туловища в большинстве своем широкие и плоские, чего нельзя сказать о мышцах конечностей, которые характеризуются удлиненной формой. Некоторые мышцы туловища переходят на конечности и принимают участие в их движениях.
Рассмотрим те из мышц туловища, которые в наибольшей мере оказывают влияние на телосложение человека (см. рис. 4.1).
На наружной поверхности грудной клетки расположены такие мышцы:
большая грудная мышца 20 приводит руку к туловищу и поворачивает ее внутрь. Она в основном формирует грудь;
передняя зубчатая мышца 21 расположена на боковой передней и задней поверхностях грудной клетки. Эта мышца тянет лопатку вперед и вниз;
прямая мышца живота 22 находится на передней поверхности туловища и сгибает его вперед;
наружная косая мышца живота 23, сокращаясь, сгибает туловище вперед, а также обеспечивает наклон в сторону.
На спине расположены следующие мышцы:
трапециевидная мышца 24 сближает и опускает лопатки, позволяет запрокидывать голову, опускает и поднимает плечевой пояс;
широчайшая мышца спины 25 приводит руку к туловищу, помогает вращать ее внутрь и отводить назад; общий разгибатель туловища 26;
подостная мышца 27 приводит плечо к лопатке.
Верхние конечности включают следующие мышцы:
дельтовидная мышца 28 играет наибольшую формообразующую роль в области плеча. Она отводит руку вбок, вперед и назад;
двуглавая мышца плеча 29 сгибает руку, а за ней находится трехглавая мышца 30, которая позволяет разгибать руку.
Предплечье имеет две группы мышц: сгибателей и разгибателей пальцев 31.
Самое характерное в общей форме руки — это расширение ее на большей части плеча и в верхней части предпльечья, где больше всего мышц, и сужение в области запястья и локтевого сустава.
Теперь о нижних конечностях. Почти всю переднюю поверхность бедра занимают три мышцы: прямая 32, внутренняя широкая 33 и наружная широкая 34. Большое пластическое значение имеет портняжная мышца 35, которая сверху вниз опоясывает внутреннюю широкую мышцу.
Форму задней стороны бедра определяют средняя ягодичная мышца 36, большая ягодичная мышца 37, имеющая округлую форму, двуглавая мышца бедра 38. С внутренней стороны бедра наиболее важна нежная мышца 39. Назначение мышц бедра — сгибать и разгибать ногу, поворачивать бедро наружу и внутрь.
В голени следует отметить главные, наиболее пластически выразительные мышцы: икроножную 40 и камбаловидную 41. Эти мышцы участвуют в сгибании голени и движениях стопы.
3. Какие кости образуют скелет верхних конечностей?
4. Какие кости образуют скелет нижних конечностей?
5. Расскажите о мышцах туловища и конечностей и их роли в образовании форм человеческого тела.
Пропорции фигуры человека
В пластической анатомии изучение пропорций важно для эстетического восприятия строения человеческой фигуры и суждения об анатомическом типе, а также для приведения всех размеров и соотношений в удобную для практического применения систему.
Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела. Представления о красоте в различные исторические эпохи не были одинаковы. Художники отражали в произведениях искусства идеи и мировоззрения своего времени.
С древних времен единицей измерения человеческого тела выбиралась длина какой-то его части (головы, кисти, пальца, стопы и пр.), с которой сравнивались размеры всех других частей тела.
Ранее мы уже рассматривали учение о пропорциях в историческом аспекте. Несмотря на разнообразие теорий о пропорциях человеческой фигуры, выводы художников в основном близки.
Модельеры современной одежды ориентируются на пропорционально сложенные мужские и женские фигуры. Для специалиста, занятого в сфере создания современной одежды, очень важно знать закономерности пропорциональных соотношений фигуры, принятой за стандартный образец.
Под пропорциями человеческого тела понимается согласованная система всех его размерных величин. При всем разнообразии индивидуальных особенностей в строении фигуры человека можно усмотреть типичные черты, определенные закономерности пропорциональных отношений его частей.
Воспользуемся наиболее удобным пропорциональным каноном, где единицей измерения (модулем) является голова человека. Согласно этому канону вся фигура по высоте делится на 8 одинаковых по размеру частей (рис. 4.3):
1 — голова;
2 — от подбородка до линии сосков;
3 — от линии сосков до талии;
4 — от талии до лобка;
5 — от лобка до середины бедер;
6 — от середины бедер до коленного сустава;
7 — от коленного сустава до низа икроножной мышцы;
8 — от низа икроножной мышцы до подошвы.
Также из рисунка видно, что по высоте фигура делится на две равные части в месте верхнего края лонного сочленения, локоть руки лежит на линии талии, а рука, в опущенном положении, концом среднего пальца доходит до середины бедра. Также следует заметить, что длина распростертых рук вместе с длиной плеч равна росту человека.
Существуют различия в пропорциях женских и мужских фигур. Мужская фигура отличается от женской более высоким ростом и крепким сложением. У мужчин резче обозначены костные выступы и рельеф мышц, плечи обычно значительно шире бедер, шея более короткая и широкая.
Женская фигура отличается от мужской более короткими верхними и нижними конечностями, более широким тазом и узкими плечами, относительно меньшим размером кисти и стопы, меньшим лицевым отделом головы по
Рис. 4.3. Пропорции фигуры человека
Рис. 4.4. Пропорции мужской и женской фигуры
сравнению с мозговым, меньшим развитием скул и челюстей.
Для женской фигуры характерны более тонкая талия, длинная шея, несколько опущенные плечи. Верхний отдел грудной клетки у женщин уже, чем у мужчин, и меньше расстояние между сосками грудных желез. Грудная клетка у женщин короче, чем у мужчин, а живот длиннее, поясница изогнута больше вперед, а ягодичные мышцы выступают значительно сильнее назад. Вследствие большего накопления жира живот женщины имеет более округлую форму, и все тело имеет своеобразные мягкие очертания. На рис. 4.4 представлены пропорции мужской и женской фигуры.
Пропорции детских фигур изменяются в зависимости от возраста. Так высота головы новорожденного относится к высоте всей фигуры как 1 :4, длина верхних конечностей составляет 2/5, а нижних — 1/3 высоты фигуры. Пупок — середина фигуры, а ширина головы равна ширине бедер.
Изменения в пропорциях и строении человеческого тела с возрастом заключаются, с одной стороны, в увеличении размеров тела и всех его частей, а с другой — в резком изменении соотношений между отдельными частями тела. За весь период роста голова увеличивается в высоту в два раза, туловище — в три, руки — в четыре раза, ноги — почти в пять раз, а шея — в семь раз. Окружность грудной клетки увеличивается в три раза. По сравнению с верхней нижняя часть тела имеет большую тенденцию роста.
В пропорциях годовалого ребенка голова с шеей составляют 1/4 его роста (рис. 4.5), живот выпуклый и его размер преобладает над размером груди, ноги сравнительно короткие.
У 3-летнего ребенка (рис. 4.6) модуль головы укладывается в высоте его тела пять раз, грудь становится шире,
Рис. 4.5. Пропорции годовалого ребенка
пупок делит фигуру по высоте на две равные части. Талия еще не определена.
У 7-летнего ребенка голова укладывается в росте шесть раз (рис. 4.7), а туловище составляет 1/3 роста. Тело ребенка становится более стройным, удлиняются верхние и нижние конечности.
В пропорциях тринадцатилетнего ребенка голова составляет 1/7 высоты фигуры. В этом возрасте значительно увеличиваются конечности, укорачивается туловище, плечи становятся уже и немного выявляется талия (рис. 4.8).
Из сказанного выше видно, что изменение пропорций отдельных час-
Рис. 4.6. Пропорции 3-летнего ребенка
тей тел детей в процессе роста происходит по годам неравномерно. Поэтому при проектировании детской одежды следует учесть, что одежда для детей по своим размерам и пропорциям не может быть ни уменьшенной копией одежды для взрослых, ни одинаковой для детей разных возрастов.
Также возрастная разница пропорциональных соотношений отдельных частей тела ребенка создает сложности при составлении системы пропорций для рисования детских фигур.
Рис. 4.8. Пропорции ребенка 13 лет