Пояснительная записка. Учреждение образования
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко
(подпись)
____________________
(дата утверждения)
Регистрационный № УД-____________/р.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Учебная программа для специальности
История (по направлениям)
История (отечественная и всеобщая)
Факультет исторический
Кафедра истории Беларуси
Курс 3
Семестр 5
Лекции 16 часов Экзамен нет
Практические
занятия 12 часов Зачет 5 семестр
Самостоятельная управляемая работа студентов
6 часов
Всего аудиторных
часов по дисциплине 34 часа
Всего часов Форма получения
по дисциплине 60 часов высшего образования дневная
Составила О.Г. Ященко, к.и.н., доцент
Учебная программа составлена на основе учебной программы, утвержденной _____ ________________ 2010 г.,
регистрационный номер _____-________/_____
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры истории Беларуси
5 мая 2010 г., протокол № 12
Заведующий кафедрой
доцент ____________ О.Г. Ященко
Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом исторического факультета
11 мая 2010 г., протокол № 10
Председатель
доцент __________ Г.А. Алексейченко
Пояснительная записка
Актуальность изучения курса «Социально-культурная антропология» продиктована значимостью научных исследований в области культурного наследия человечества и важностью освоения специалистом-историком данной области гуманитарных знаний как базы для обобщения конкретно-исторического материала по истории отдельных народов и государств на различных этапах развития.
Целью изучения дисциплины «Социально-культурная антропология» является создание у студента – историка целостной картины человеческого развития на основе интеграции знаний, получаемых в процессе освоения им как специальных, так и общественных дисциплин.
Для реализации цели предусматривается решение следующих задач:
- дать студентам глубокие знания теоретических основ социально-культурной антропологии, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов антропологического познания;
- дать студентам системные знания о традициях социальной организации и культурного многообразия народов мира;
- познакомить с основными стратегиями жизнеобеспечения, формами социаль-ного контроля и экономических отношений, традициями религиозной жизни и систе-мах коммуникаций, продемонстрировать их особенности в мировом контексте;
- сформировать у студентов научно-исследовательские и практические навыки;
- содействовать подготовке широко образованных, творческих с критическим мышлением специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных этнических процессов и овладению методикой проведения антропологических исследований.
Студент должен знать:
- методологические принципы социально-культурной антропологии;
- основные характеристики базовых стратегий жизнеобеспечений;
- наиважнейшие формы эволюционного и культурного разнообразия организации контроля над ресурсами, производством, обменом и перераспределением;
- наиважнейшие тенденции эволюции социальной и гендерной стратификации;
- базовые характеристики исторических форм организации политической власти и социального контроля;
- функции и культурную вариативность брака, семьи и систем родства;
- функции и исторические формы организации религиозных культов;
- содержание культурного многообразия форм коммуникаций;
- функции и типологические черты исторических форм существования искусства;
- основные исторические формы, содержание и результат трансформационных процессов.
Студент должен уметь:
- ориентироваться и идентифицировать основные исторические формы культурного разнообразия человечества;
- оценивать трансформационные процессы в современном мире с позиций и методологических принципов и содержания социально-культурной антропологии;
- характеризовать роль и значение культуры белорусского народа в контексте культурной вариативности человечества;
- аргументировано противостоять проявлениям ксенофобии, этноцентризма, шовинизма и расизма;
- применять на практике разнообразные методы антропологических исследований.
Содержание данного курса тесно связано с материалом, изучаемым студентами-историками по курсам «Этнология и этнография Беларуси», «История нового и новей-шего времени стран Европы и Америки», «История Беларуси», «История Росии и Ук-раины», «Археология» и др.
Общее количество часов – 60; аудиторное количество часов — 34, из них: лекции — 16, практические занятия — 12, контролируемая самостоятельная работа — 6 часов. Форма отчётности — зачет.
Содержание учебного материала