Расскажите о вкладе Мазаччо в развитие живописи. Раскройте особенности творческого метода художников Раннего Возрождения на примерах произведений искусства
Мазаччо(1401-1428) - живописец, решил те насущнейшие проблемы живописного искусства, которые поставил за столетие до этого Джотто. Росписи в капелле Бранкачи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине «Подать» и «Изгнание Адама и Евы из рая» - Мазаччо показал себя художником, для которого было ясно, как помещать фигуры в пространстве, как связывать их между собой и с пейзажем, каковы законы человеческого тела, другое название фрески «Чудо со статиром». Сцены Мазаччо полны драматизма, жизненной правды: в «Изгнании из рая» Адам от стыда закрыл лицо руками, Ева рыдает, запрокинув в отчаянии голову. В сцене «Подать» объединены сразу три сюжета: Христос с учениками у ворот в город, остановленный податей – это центральная композиция; Петр, по велению Христа вылавливающий рыбу, чтобы достать из нее необходимую для уплаты монету («Чудо со статиром») – композиция слева, сцена выплаты подати сборщику – справа. Мазаччо первый решил проблемы кватроченто – линейной и воздушной перспективы. Умение Мазаччо связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей – в этом огромная заслуга Мазаччо. Целый ряд художников вслед за Мазаччо разрабатывали проблемы перспективы, движения и анатомии человеческого тела, поэтому они получили в науке название перспективистов и аналитиков. Это Паоло Учелло, Андреа Кастаньо и умбрийский живописец Доменико Венециано.
Кватроченто выдвинуло художников, которых можно назвать и исследователями и поэтоми анатомии и ракурсов: Мантенья – крупнейший мастер падуанской школы, флорентийцы Кастаньо и Поллайло, умбриец Лука Синьорелли.
Среди флорентийских художников существовало направление, выражающее консервативные вкусы ( монастырские художники). Джованни Фьезоле – в его искусстве нет ничего сурового, аскетического. Образы его мадонн полны лиризма, покоя и созерцательности, а пейзажные фоны пронизаны просветленным чувством жизнерадостности, характерным для Возрождения.
Филиппо Липпи – любимый художник Козимо Медичи. Религиозные темы, которые воплощали художники флорентийского кватроченто, превращались в светские произведения с массой бытовых подробностей.
Доменико Гирландайо – фрески на стенах церкви Санта Мария Новелла представляют собой трактовку сцен быта высших слоев флорентийского общества.
Сандро Боттичелли – ученик Филиппо Липпи. Галерея Уффици хранит две его знаменитые картины: «Рождение Венеры» и «Весна». В первой Боттичелли изображает, как прекрасная богиня, рожденная из пены морской, под дуновением ветров, в раковине скользит по поверхности моря к берегу. Уже здесь проявились черты его письма: декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, его удивительная способность создавать фантастический пейзаж, пастозно, почти рельефно накладывая краски, его определенный «готицизм». Боттичелли создает вполне определенный тип лиц, особенно женских: удлиненный овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканные глаза. Он не любит конкретного разъяснения сюжета. В 80-ых вместе с Гирландайо и Перуджино Боттичелли расписывает стены Сикстинской капеллы. Особенностью творческого метода этого периода было тем, что впервые начали решаться проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомия человеческого тела, точного рисунка, естественного движения; цвет, однако, не был самой сильной стороной творчества флорентийских мастеров.