НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»: теоретические понятия
1). Культурно-исторический метод исходит из того, что народная культура - это социальная память этноса, общественный продукт деятельности людей и только в ее лоне традиции, верования, обряды, обычаи, фольклор, художественное творчество, могут быть восприняты и поняты.
2). Понятие «народ», «народность» (греч. «этнос» –.род, племя, народ). «Этнос - это группа людей, говорящих на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающих комплексов обычаев, укладом жизни, освященных традицией, отличающей ее от других групп» (С.М. Широкогоров).
3). Народная культура - это эмпирические знания, имеющиеся у любого народа по ведению хозяйства, медицине, воспитанию детей, представления о морали, фольклор, верования, образ жизни, обряды, обычаи и др. Эта культура неотделима от повседневной жизни народа, и в ее основе лежат традиции, в .ч., и религиозные.
4). Историческая динамика русской народной культуры имеет 4 этапа. 1-й (1-10 вв. н.э.), мифы о богах (Перун, Велес и др,), мифологические представления о мире (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия), вера в колдовство, чертей, домового, лешего, Бабу-Ягу, Кощея; 2-й (11-17 вв.) с принятия христианства, появления письменности, книг, когда прежние представления о мире, народные праздники и обряды вступили в противоречие, и в симбиоз с православием (народный земледельческий календарь, скоморохи); 3-й (18 - нач. 20 вв.), когда дворянско-городская культура испытывала мощное воздействие западной культуры, а крестьянская культура деревни подверглась влиянию города (книги, проф. ис-во); 4-й, с революции 1917 г. и социалистических преобразований (создание коллективов народной песни, танца, оркестров, любительских театров, развитие художественной самодеятельности, фестивали, смотры, конкурсы народного творчества и др.
5) Понятие «миф» у древних греков («сказание», «предание») – рассказ о происхождении мира, явлениях природы, богах и легендарных героях. Ученые понятием «миф» обозначают первый синкретический феномен культуры, в котором слиты начала религии, морали, права и художественной деятельности. К. Маркс: «Миф, как первоначальная форма духовной культуры человечества, представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные художественно-бессознательным образом народной фантазией». Мифологическая школа фольклористики: братья Гримм, Буслаев, Афанасьев и др.
6) Культурные традиции - это символические массовые действия, праздники, в т. ч., и религиозные, возникшие у народа в давние времена, относящиеся ко всем слоям населения, укрепляющие имеются духовные связи между людьми. Традиции можно резко изменить. Хотя часть боярства и духовенства была против западных нововведений, но Петр 1 ввел в дворянско-городскую культуру европейское платье и бритье бород. В 1718 г. он ввел «Ассамблеи», на которые следовало приходить с женами и дочерьми для «политеса» (общения) и танцев. В 1722 г. Петр 1 разрешил в церковные праздники, после литургии, народные забавы и увеселения.
7). Народные традиции – это привычный бытовой уклад жизни, обряды, обычаи, магия, верования, народные праздники, все то, что унаследовано культурой от одного поколения и передается другому.
8). Обряды – распространенная у всех народов совокупность культурных ритуалов в главные моменты жизни человека (семейно-бытовые: родины, крещение, инициация, свадьба, поминки и др.) и хозяйственно-бытовой жизни (календарно-аграрные для русского народа).
9). Обычаи – одобряемые и соблюдаемые у всех народов мира обычные (так же и различные) привычки, вкусы, образцы поведения, взгляды, нравы и бытовой уклад жизни.
10). Видами народной художественной культуры являются декоративно-прикладное творчество, художественные промыслы, ремесла, зодчество, народные праздники, семейные, аграрные, магические и др. обряды, фольклор - словесный, песенный, музыкальный, танцевальный, зрелищно-театральный, игровой, включающие и виды народной культуры, реализующие себя в художественной самодеятельности.
11). Декоративно-прикладное искусство - синтетическое по характеру народное творчество, первоначально связанное с трудовой деятельностью человека, народной эстетикой и представляющее одновременно материальную, духовную и художественную культуру.
12). Народные художественные промыслы — трудовая деятельность народных мастеров, основанная на коллективном опыте, художественные мастерские, развивающие местные культурные традиции, в т. ч., выпускающие сувенирную продукцию (напр., игрушки).
13). Художественное ремесло - основанное на коллективном опыте, культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (кожа, металл, дерево и др.).
14). Специфика народной художественной культуры формируется и бытует на основе утвердившихся ранее в народе художественных традиций и ценностей; она отражает особенности национального характера (менталитета); выражает мировоззренческие идеалы народа. Ее художественная специфика мало зависит от рыночной конъюнктуры; от организованного руководства госструктурами.
15). Формами бытования и развития народной художественной культуры являются: а) формы, не вычлененные из своей бытовой этнографической среды, связанные с породившим его укладом жизни; б) творчество профессионалов и любителей (коллективы народной песни, танца, оркестры, деятельность народных мастеров в области художественно-прикладного творчества и т. д.),
16). Художественная самодеятельность - одно из проявлений современной культуры, разновидность любительского творчества, сопутствующая основному виду деятельности, профессиональным занятиям ее участников. Понятие «худ. сам.» появилось в газете «Правда» (1912), как характеристика любительского худ. творчества, центрами которого были «Народные Дома» (прообраз ДК). Главный признак, который отличает художественную самодеятельность от проф. искусства, фольклора и пр., это любительское творчество, организованность в художественный коллектив, контроль, участие госструктур культуры.
17). Для художественной самодеятельности характерна любительская форма творчества, но и стремление к профессиональному уровню исполнения. Преимущественное включение в репертуар художественных коллективов и исполнителей, как произведений профессионального искусства, так и массовой художественной культуры; в коллективах народного плана - профес. обработки фольклора, письменное, видео и звуко-техническое его распространение и т. п.
18). Праздник в целом — это форма эстетической деятельности, массовое народное гулянье, включенное непосредственно в ткань социокультурной реальности. Гражданские праздники устанавливает государство (так, Петр 1 в 1700 ввел празднование Нового года), религиозные - церковь (Рождество, Пасха, Крещение), народные традиционные (Святки, Масленица, Иван Купала).
19). Народные календарные праздники – это культурные традиции народов, связанные с обрядами переходов природы из одного своего состояния в другое (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие). Франко-бельгийский учёный А. ван Геппен: его идеи - связь этапов жизни человека с этапами в жизни животных, растений, «с великими ритмами Вселенной» («Обряды перехода», 1908).
21). Русский земледельческий календарь - симбиоз народного и православного календаря. Церковные даты и праздники посвящены Иисусу, Богоматери, Апостолам, великомученикам, святым. В тоже время календарь содержит остатки языческих верований и мифов, погодные приметы, агарные и пастушеские обряды, народные праздники (Масленица, Иван Купала, Святки и др.), и связанный с ними фольклор.
22). В Италии, Южной Франции и др. средневековой официальной, церковно-христианской, противостояла народная карнавально-смеховая культура. М. Бахтин: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965). Карнавал (с франц. «прощай, мясо») предшествовал пасхальному посту. Генетически связан с римским праздником Сатурналий, когда рабы 17 декабря как бы «уравнивались» с господами и могли трапезничать за одним столом. Наиболее популярен карнавал в Венеции, что в 11 в. узаконил её глава - дож. В 1489 г. римский папа Юлий III так же санкционировал карнавалы. Основное действие - на площади Св. Марка (некий «антимир» - шествия, маскарады, ряжение, отмена сословных различий, рамок приличия, осмеяние). Современный карнавал в Венеции 11-23 февраля 2012 года: шоу, концерты, фейерверки, средневековые представления-игры. В Латинской Америке карнавал впитал негритянские праздники, обряды, музыку, танцы. На карнавале в Рио-де-Жанейро популярен конкурс школ самбы.
23). Скоморохи – русские народные артисты: рассказчики, певцы, музыканты, плясуны, фокусники, дрессировщики (10-17 вв.). Выступали на свадьбах, похоронах, народных праздниках, княжеских пирах и пр. Представители народной смеховой культуры («срамословы», «глумотворцы»), пародировали церковные обряды (напр., «служба кабаку»). По Указам патриарха и царей (1551, 1648 и др.) их выступления запрещались, их было велено «бить батогами», уничтожать их муз. инструменты. Запрещались ряжения, колядования (1627), «игрища» на Рождество и Святки (1684), где участвовали скоморохи.
24). Перевод с англ. «Folk-Lore» («фольклор») - народное знание, народная мудрость. Фольклор – совокупность различных артефактов народного творчества, имеющих историко-культурное происхождение, динамику функционирования и развития. Фольклор включает устные жанры (мифы, сказки, былины, предания, легенды, пословицы, поговорки, загадки и др.); песенные жанры (исторические, лирические, хороводные, обрядовые и др. песни), инструментальную музыку, танцы, театрализованные зрелища, игры, народные праздники, обряды, обычаи, неотделимые от повседневной жизни народа. Для традиционных форм фольклора характерно устное, анонимное распространение; вариативность, коллективность творчества, сохранение традиций и обрядов.
25). Фольклористика – это наука о фольклоре, его классификации по видам, жанрам, художественной специфике. В науку термин «фольклор» ввел в 1846 г. английский ученый В. Дж. Томс. С 1879 года, принятый Английским Фольклорным Обществом, термин «фольклор» вошел в обиход ученых всех стран. В.Я. Пропп – признанный в мировой науке отечественный литературовед и фольклорист. При исследовании структуры волшебной сказки («Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки») он впервые в науке применил точные методы анализа для выявления единой схемы, лежащей в основе фольклорных текстов.
26). В ХХ веке оформились два специфических полюса культуры. Элитарная культура создается господствующими и профессиональными слоями общества, ориентирована на образованную, интеллектуальную аудиторию. Это философия, наука, профессиональное искусство, литература. Элитарным является художественный «авангард», малодоступный для восприятия «среднего» человека. Массовая к-ра связана с научно-техническим прогрессом. В ХХ веке фото, кино, радио, видео, ТВ, СМИ, бытовая техника, автомобили, авиация, исследования космоса и пр. преобразили быт и художественное сознание масс. Одежда, детективы, телесериалы, поп-музыка, песни-шлягеры быстро выходят из моды. Массовая художественная культура имеет широкое межнациональное распространение и доступна вне зависимости от уровня образования.
27). Уровень развития национальной культуры чаще всего оценивают не по народной культуре, а по «цивилизованности» страны, грамотности населения, достижениям науки, архитектуры, литературы, искусства. Ломоносов, Пушкин, Чайковский, Репин и др. представляют культуру России в мировом масштабе. В Тюмени – Менделеев, Ершов, Алябьев, Перов. Мировая культура выступает как целостная система национальных культур и невозможна без содружества отдельных культур.