ГЛАВА 8. Возникновение культуры и первобытная стадия ее развития
У истоков культуры (проблема культурогенеза) | Проблема возникновения культуры (также как человека и общества) принадлежит к числу самых сложных философских и научных вопросов, над которыми человеческий ум бьется уже не одно столетие. |
Трудности ее разрешения связаны со многими обстоятельствами, в т.ч. и с критериями отнесения тех или иных ныне вымерших живых существ к непосредственным предкам человека и к собственно древнейшему человеку. Биологических различий между ними практически не было.[54] Это существа небольшого роста (в среднем 130 см), сравнительно слабые, не имевшие мощных зубов и когтей, зато обладавшие тем, чего не было у других животных – высокоорганизованным мозгом с огромным потенциалом развития, а также передними конечностями, не участвующими в процессе передвижения, а потому свободными для другой деятельности.
Эти существа – австралопитеки, – жившие от 2,5 до 4,5 млн. лет назад, возможно, и явились, как полагают многие ученые, непосредственными предками человека. Таким образом, человек произошел не «от обезьяны», а от тех представителей животного мира, аналогов которым сегодня нет.
Из сказанного следует, что возникновение человека – не столько биологическая, сколько социально-культурная проблема. Именно благодаря культуре он покинул природный мир и создал область бытия, где действуют иные законы и иная детерминация. Культура стала способом выживания древнейшего человека, его ответом на природный вызов, благодаря ей он выжил в борьбе за существование в мире, таившем на каждом шагу смертельную опасность. Культура обеспечила человека такими средствами, которые позволили ему эффективно удовлетворять свои жизненные потребности.
Человеческая деятельность выделила их носителей из мира животных. Сам факт успешной охоты древнейших людей на таких крупных и сильных млекопитающих, как слон или носорог, говорит о многом: о полном превосходстве человека над животными именно благодаря его интеллекту, умению изготовлять и использовать орудия охоты, слаженным коллективным действиям. Для становления человека также имела большое значение мясная пища, добываемая как раз во время таких охот. Многие древние животные вымерли (некоторые из них не без участия человека), последний же размножился и распространился по всей планете.
В рамках возникшего социума сложился механизм духовного производства с еще не вычленившимися элементами, который, тем не менее, обеспечил сохранение и приумножение культурных достижений.
Таким образом, ископаемый человек есть там, где есть культура, культурная деятельность с дошедшими до наших дней их следами и результатами. Наиболее древними свидетельствами такой деятельности оказались искусственные орудия труда, найденные в Восточной Африке; их возраст превысил 2,5 млн. лет. Это примитивные галечные орудия, имевшие острый скол. Их создателем было существо, получившее научное название Homo habilis (человек умелый).
Конечно, первые орудия могли быть получены и в результате случайных ударов по кремню, но это нельзя считать фактом культуры. Экспериментально доказано, что использовать и даже изготавливать орудия может и шимпанзе, правда только при условии, если последнему ее научит человек.
Для установления истоков чего-либо нужно совершить «восхождение» к сáмому началу непрерывного процесса. Оно и явится точкой отсчета, в данном случае истории человечества и его культуры. Началом культуры можно считать ее первое фактическое проявление, место и время которого точно определить, конечно же, никогда не удастся. Ясно, однако, что оно реально произошло и включало в себя: а) представление (мысль) о предполагаемом результате деятельности (например, каменном орудии); б) целесообразную сознательную деятельность; в) ее реальный результат (в нашем примере каменное орудие). Коротко это можно сформулировать так: представление – деятельность – результат. Таким образом, действительно, «в начале было Слово», т.е. мысль!
Многократное повторение названных действий привело к стереотипизации деятельности, серийному изготовлению, например, типовых орудий, т.е. материальному производству и закреплению в деятельности человека трудовых навыков. Труд, как умственный, так и физический, становится атрибутом человека и общества, важным фактором их становления и развития. От индивида к индивиду и от поколения к поколению начинает передаваться накопленный опыт, умения, трудовые приёмы и технологии, что свидетельствует о зарождении механизма социокультурного наследования и непрерывной традиции.
Но можно ли считать «первофакт» культуры ее началом? Может быть, ее историю надо начинать с появления человека современного физического типа, формирования первобытного общества и культуры в их зрелых формах? Или относить ее начало к эпохе ранних цивилизаций, когда появляется письменность, а духовное производство приобретает профессионально-специализированный и структурированный характер?
По поводу оценки древнейших культурных артефактов существуют две точки зрения. Согласно первой, они являются именно таковыми, а их создатели – безусловно, люди. Первичные формы культуры – поселения, жилища, мастерские по обработке камня и других природных материалов, коллективные загонные охоты, перенос добычи на место стоянки появились очень давно; они существовали и развивались на протяжении сотен тысячелетий.
Сторонники другого взгляда на эту проблему считают, что все гоминиды – предшественники человека современного физического типа не являются людьми, а отношения, которые между ними складывались, не могут быть признаны социальными. Поэтому здесь можно говорить о каких-то существах, которые не могут считаться ни людьми, ни животными, и об особой области сущего, не относимой ни к миру природы, ни к сфере общества и культуры. Но если встать на эту позицию, то, фактически, получится так, что человек долгое время развивался вне общества и культуры или, наоборот, последние существовали без человека, а это в принципе невозможно.
Конечно, человек на стадии становления был еще очень примитивным. В начале этого периода он не владел членораздельной речью и мог подавать только голосовые сигналы в виде отдельных звукосочетаний. Его умственная деятельность ограничивалась только конкретными представлениями в узкой предметной сфере. Физически он еще сильно отличался от современных людей. Формирующемуся человеку соответствовали общество и культура, которые тогда также еще не выглядели как законченные системы.
Кроме того, проблемными являются вопросы, кого из древних гоминид следует относить к наиболее ранним ископаемым формам человека разумного и когда они появились. Есть мнение, что время их возникновения не 40 тыс. лет назад, как это обычно считается, а 100 тыс. лет или даже более. Как полагают многие исследователи, между Homo sapiens и неандертальцами отсутствуют биологические и культурные барьеры.[55]
Между различными видами рода Homo была не только биологическая, но и культурная преемственность: культура Homo sapiens началась далеко не с нуля; она опиралась на довольно развитую мустьерскую каменную индустрию, длительную – не менее 1,5 млн. лет практику использования огня, строительства искусственных жилищ, умение изготавливать одежду из шкур животных и другие достижения.
Древнейшие орудия труда являются одновременно памятниками и материальной, и духовной культуры, т.к. свидетельствуют о сознательной деятельности создавших их существ, об их пусть примитивных и минимальных знаниях и умениях, передавшихся от одного индивида к другому. С появлением первых проблесков сознания и элементарной сознательной деятельности человека с ее результатами начинается первая культурно-историческая эпоха – первобытная, в рамках которой существовал только один, одноименный, тип культуры. Названная эпоха – самая длительная из всех, пережитых человечеством, она составляет более 99% всемирной истории. В свою очередь, бóльшая часть первобытной эпохи совпадает с процессом формирования человека, общества и культуры. Люди тогда медленно, но верно создавали основу, фундамент культуры, готовили условия для ее позднейших успехов.
Первобытная эпоха во многом предопределила дальнейшее развитие народов и стран; возможно, именно тогда в своем первоначальном виде уже сложился механизм социокультурной эволюции, определивший ее характер, темпы и направленность в различных регионах мира в последующее время. Можно сказать, что ключ к пониманию современного общества и культуры лежит в первобытности. Эпоха первобытной культуры универсальна в том смысле, что ни один народ не миновал ее. Первобытная культура оказалась весьма живучей, отдельные ее очаги существовали вплоть до нашего времени; пережиточные и остаточные ее формы присутствуют в духовной жизни всех народов.
Эпоху первобытной культуры предлагается делить на три качественно различающиеся стадии, составляющие ее внутреннюю периодизацию: 1) формирующаяся культура; 2) «классическая» первобытная культура; 3) позднепервобытная (переходная от первобытности к цивилизации) культура. Хронологические границы между ними сколько-нибудь точно определить невозможно, для разных районов мира они будут различными*.
Здесь также надо обратить внимание на различные аспекты понятия «культурогенез» и его многозначность. Культурогенез – это и начало культуры, о котором уже шла речь, и процесс, совпадающий с названной первой стадией первобытной эпохи, и «один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций».[56] В последнем смысле культурогенез продолжается и сегодня.
Основные черты первобытной культуры | Развитие культуры в первобытную эпоху отмечалось крайней медленностью, консерватизмом, застойностью в течение больших отрезков времени, а подчас и регрессом. Главное в это время заключалось не сто- |
лько в изменении старого, сколько в накоплении нового, создании «арсенала» культурных инноваций, как в материальной, так и в духовной сферах.
Для первобытной культуры в ее классическом виде был характерен синкретизм (нерасчлененность). Области культуры находились в нерасторжимом единстве между собой и с другими общественными сферами. Знания об окружающем мире, мифология, религия, искусство, мораль, обычаи не существовали по отдельности, а были слиты в нечто единое, недифференцированное. То же было характерно и для человеческого мышления.
Другой важной чертой первобытной культуры являлось отсутствие в ней дифференциации на социальной основе. Культура была общей для всех членов данного рода и племени. Причем, объем культурных ценностей был столь небольшим, что каждым из них мог быть усвоен в полном объеме. Не было деления культуры на народную и профессиональную. Ее заказчиком выступала вся община, все ее члены в той или иной степени участвовали в духовной жизни, в религиозных обрядах, празднествах и т.п. Однако уже тогда в первобытных коллективах появлялись люди, для которых интеллектуальная, творческая деятельность постепенно становилась преобладающей. Это шаманы, руководившие религиозными обрядами, художники и скульпторы, расписывавшие пещеры фресками и делавшие статуэтки из кости и глины. Мастерство, с которым выполнены многие из дошедших до нас произведений палеолитического искусства, говорят о таланте и умении их создателей. Эти люди, конечно, не составляли особого профессионального или социального слоя и были по отношению к своим далеким «интеллектуальным потомкам» протоинтеллигенцией.
Наконец, для развития культуры первобытной эпохи была характерна равномерность и отсутствие существенных различий в ее уровне и характере в тех или иных районах ойкумены. Только в самом конце эпохи это правило начинает нарушаться.
В течение первобытной эпохи, особенно к ее концу, в рамках господствующего синкретизма стали оформляться специфические сферы, или области духовной культуры, позднее ставшие самостоятельными. К ним относятся религия, мифология, искусство. Их появление определялось главной духовной потребностью людей – познанием окружающего мира, самих себя и общественных отношений. Познание мира всегда было для человека средством его освоения, приспособления его к себе и себя к нему. Именно оно дало людям возможность воздействовать на природу, изменять ее в своих интересах.
Спектр познавательной деятельности первобытного человека был достаточно широким и разнообразным: от эмпирической проверки свойств минералов, животных, растений с целью их использования в качестве сырья для орудий, пищи и т.д. до размышлений о происхождении человеческого рода, небесных тел и мироздания.
Первобытные люди прекрасно знали повадки и особенности животных – объектов охоты и водного промысла, свойства дикорастущих плодов и других предметов собирательства. Они владели многими медицинскими знаниями и навыками: начиная со времен мезолита производили трепанацию черепа и ампутацию поврежденных конечностей; по этнографическим материалам, собранным в XX в., известны факты использования шин при переломах, остановки кровотечения и др. Некоторые достижения людей первобытной культуры просто удивительны. Имея лишь самые простые орудия, они делали то, что и сегодня является серьезной задачей. На окраине г. Владимира были найдены погребения каменного века с уникальными предметами, среди которых два копья длиной 2,4 и 1,7 м, целиком сделанные из бивня мамонта. Как древний мастер его выпрямил и распилил, остается загадкой! Это блистательный пример единства знаний и умений первобытного человека.
Его познавательная деятельность нередко выходила за пределы жизненно необходимого[57] и распространялась на «заоблачные» сферы. В северо-восточной Бразилии была найдена первобытная «обсерватория». Стены одной из пещер оказались разрисованными многоцветными изображениями Луны, Солнца, звезд и комет, рисунками с обозначением дней «солнцеворота», концентрическими кругами с лучами.
Полон тайн знаменитый английский Стоунхендж – то ли храм, то ли погребальное сооружение, видимо, связанное с астрономическими наблюдениями первобытных людей.
Ранние формы религии и искусства | В культурном первобытном комплексе постепенно стали складываться ранние религиозные представления. Длительная дорелигиозная эпоха в истории человечества завершилась. Это было свидетельством то- |
го, что человек окончательно стал духовным существом, поднялся на новую ступень своего общественного и индивидуального развития. Одними из первых свидетельств этого были погребения, совершенные по особому обряду и, видимо, сопровождавшиеся определенным церемониалом. Известно погребение мальчика неандертальца, найденное в гроте Тешик-Таш в Узбекистане. Могила была обложена рогами диких горных козлов. Рядом находились остатки небольшого костра. В других захоронениях этой эпохи найдены сопровождающие орудия, черепа пещерных медведей, подстилки из травы и даже разбросанные вокруг цветы. Все это позволяет говорить об особом отношении к покойникам.[58] Сам факт погребения свидетельствует о зарождении еще смутных представлений о потустороннем мире и о душе.
Для сознания древнего человека было характерно одушевление всего того, с чем он сталкивался; самого себя он ощущал частью природы. В его представлении растения и животные – «это тоже люди». С этим связано зарождение ранних форм религии, среди которых, возможно, самой древней является тотемизм. Решая проблему происхождения членов своего сообщества, человек возводил их к общему первопредку – определенному животному или растению – тотему. Отношение к нему, естественно, было особым, его запрещалось убивать и употреблять в пищу, его изображение фигурировало в обрядовых действиях. Поведение таких животных, особенно репродуктивное, представляло для людей большой интерес.
Другой, возможно столь же древней, формой первобытной религии является фетишизм – наделение сверхъестественными свойствами предметов, обработанных человеком или имевших природное происхождение. У австралийцев это были деревянные или каменные чуринги, с нанесенными на них рисунками.
Со всеми формами первобытной религиозности связана магия, колдовство как способ воздействия на природные объекты и силы, животных и людей с желаемыми целями. Магия – это всегда имитация, замена реального предмета или действия его реалистическим или символическим изображением или действием. Например, охотничья магия предполагает символическую «охоту», где мишенью служат изображения оленей, бизонов, диких лошадей. Первобытный человек твердо верил, что без такой «репетиции» на реальную охоту выходить бессмысленно, она не будет успешной. Кроме промысловой магии, куда относится и охотничья, существовали и другие ее виды: вредоносная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, метеорологическая и т.д.[59]
Люди пытались найти универсальный способ объяснения источника любой силы, движения, жизни, «суть» любого предмета живой и неживой природы. Так появились представления о духе, душе и возник анимизм (от лат. аnima – душа). Он связан с уже упоминавшимися погребальными обрядами, смерть человека воспринималась как отделение души от тела. Анимистические верования привели к знахарству, которое, в свою очередь, опиралось на лечебную магию. Позже на их основе сложились культ предков, культ личных духов-покровителей, шаманизм и другие религиозные формы.
В основе первобытной культуры лежала мифология. Она представляет собой свойственный древнему человеку универсальный способ постижения мира, систематизацию его элементов на основе одушевления и антропоморфизации природы, земных и потусторонних явлений. Мифология существовала в виде передаваемых в устной форме повествований (мифов). Выделяются космогонические (о происхождении вселенной), теогонические (о появлении богов), антропогонические (о рождении человека), эсхатологические (о будущем) их циклы. В мифах безудержная фантазия переплетается с отзвуками реальных событий и фактов. С помощью мифологии люди уже в то время пытались разобраться в самых сложных вопросах природного и социального бытия.
Первобытная мифология включает ранние формы религии, о которых уже шла речь. Она представляет собой цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир (С.С. Аверинцев).
Ранние формы религии и мифологии послужили основанием, на котором позже возникли более развитые религиозные системы. Однако и в них существовали и существуют пережитки древнейшей магии, фетишизма, анимизма. У древних римлян духи предков считались богами, а в Китае культ предков – основа национального мировоззрения, главный элемент конфуцианства.
В современном мире 112 млн. человек продолжают исповедовать первобытные по сути религии: анимизм, шаманизм, трайбалистские африканские культы.
С ранними формами религии и мифологией связано искусство, находившееся тогда также в первобытном состоянии. Искусство, как уже отмечалось, – одна из областей культуры, важное проявление сущности человека, одно из средств его становления и развития. И время, и причины его появления принадлежат к числу проблем, давно дискутируемых в науке.
Художественная деятельность с соответствующими результатами – явление довольно позднее. Возраст первых следов «неутилитарной» деятельности человека (неандертальца) составляет около 200 - 250 тыс. лет. Они представлены находками, интерпретировать которые довольно сложно. Во Франции в одном из гротов найдена каменная плитка, покрытая круглыми углублениями, а также сделанными охрой пятнами и полосами. В пещерах, некогда заселенных неандертальцами, обнаружены грубые лепные фигуры каких-то животных, в которых, возможно, бросались камни. В швейцарской пещере Драхенлох был найден ящик, сложенный из крупных плоских камней, в котором находились 7 черепов и кости конечностей пещерного медведя.
В перечисленных случаях мы имеем дело с первичными формами абстрагирования, образного мышления и закреплении их в искусственных объектах – свидетельствах, быть может, магических и тотемических представлений древних людей.
Особое место в раннем искусстве занимали образ зверя и женщины. Первое связано с огромной ролью крупных животных – медведя, бизона, оленя – в жизни первобытного человека. С ними ассоциировались и жизненные блага в виде мяса, шкуры, костей, и опасность погибнуть от их зубов и рогов. Эти переживания занимали важное место в сознании людей той эпохи и нашли отражение в их духовной культуре.
Популярность образа женщины в виде статуэток из глины, камня и бивня мамонта с подчеркнутыми признаками пола объясняется той особой ролью, которую играла женщина в первобытной общине. Благосостояние последней зависело в первую очередь от наличия большого количества молодых здоровых людей, прежде всего охотников. А связь между появлением новых членов коллектива и женщиной и тогда была очевидной. Ученые полагают, что эти статуэтки, так называемые палеолитические «венеры», были символами «женщины вообще», олицетворяли прародительницу рода,[60] выступали знаком человеческой плодовитости. Другое мнение – они символизировали хозяйку очага как средоточия жизни родовой общины (С.А. Токарев).
Ранние формы искусства были связаны со следующими моментами. Они служили способом познания окружающего мира, его освоения, овладения им; произведения искусства, созданные первобытным человеком, становились результатом его победы над материалом, когда камень или кость превращались в нечто интересное и ценное для его создателя (1); способом творческой самореализации личности, удовлетворения еще не осознанной тогда потребности в художественном творчестве (2). Органическая включенность искусства в общественную жизнь (коллективные танцы как своеобразная психологическая подготовка к охоте или, позднее, к войне; обряды и праздники как средство социального сплочения общины, передачи социального опыта) (3).
В первобытную эпоху зародились почти все виды искусства, которые позже приобрели самостоятельность. Литература в виде мифов, легенд и преданий функционировала в устной форме; сложилось изобразительное искусство во всех его видовых подразделениях; о наличии музыки и хореографии свидетельствуют находки музыкальных инструментов и изображения играющих на них людей, а также танцоров. Последние часто выступали в масках, шкурах или перьях, перевоплощаясь в тех или иных животных – тотемов, что явилось зародышем позднейшего театра.
Позднепервобытная культура –канун цивилизации | Зёрна дикорастущих злаков, брошенные на землю, дали всходы – так было сделано одно из величайших изобретений – земледелие. Вместе с животноводством они произвели переворот в экономической и |
культурной истории человечества. Их результаты в виде значительного прибавочного продукта стали важнейшим условием дальнейшего материального, социального и духовного прогресса. Поскольку эти события произошли в начале периода неолита, в ΙX–VIII тыс. до н.э., они получили название «неолитической революции».
Переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства) к производящему (земледелие и животноводство) послужило толчком к резкому усилению потока культурных новаций. Так как названные события произошли вначале на Ближнем Востоке, то он с этого времени и надолго приобрел роль культурного авангарда человечества. В VIII–VII тыс. до н.э. здесь появляются глинобитные дома и керамическая посуда*, строятся первые монументальные сооружения (каменная крепость в Иерихоне, Палестина), человек осваивает металлургию и создает новый материал – металл (сначала медь, потом серебро и золото). В VI–V тыс. до н.э. люди научились прядению и ткачеству и стали шить одежду из тканей, появились простые ирригационные системы, сложились протогородские центры – основа будущих городов. Накануне перехода к цивилизации были изобретены гончарный круг и колесо. В итоге население Земли стало переходить к оседлому образу жизни, резко повысился уровень благосостояния, активизировался межплеменной обмен.
Перечисленное относится к материальной культуре, но не менее важные инновации появились и в духовной сфере. Существенные изменения произошли в мифологических и религиозных представлениях первобытного человека. Зародились новые культы: патриархальный семейно-родовой культ предков, культ тайных союзов, культ вождей, аграрные культы, культ племенного бога.
Переход к производящему хозяйству породил новые обрядовые формы, которые должны были, по понятиям того времени, повысить урожайность полей и продуктивность стад. Например, существовал обряд возлияния как способ вызвать дождь, причем используемые сосуды часто были зооморфными или антропоморфными и имели роспись. С этими же целями порой практиковались человеческие жертвоприношения. Большое место занимали действия, связанные с размножением людей, животных и растений, включая сексуальные обряды.[61]
В самом конце эпохи, накануне перехода к цивилизации, складывается культ племенных богов, олицетворявших силы природы и имевших облик человека, животного или фантастического существа.
К очень древним временам относятся особые символические изображения и условные знаки, смысл которых не всегда сегодня понятен. На этой основе постепенно выработалась пиктография – рисуночное письмо (не являвшееся еще настоящей письменностью), с помощью которого можно было передавать простую информацию.
Таким образом, можно говорить об особом – предцивилизационном состоянии культуры, которое было характерно для конца последнего периода первобытной эпохи. Свидетельством перехода первобытной культуры в это качество являются факты первичной дифференциации духовной сферы: начало процесса институционализации религии, искусства, идеологии и др.; появление храмов как особых религиозных центров; изменения в погребальном обряде, связанные с имущественным и социальным неравенством – в некоторые могилы стали класть предметы высокой ценности, которые, видимо, использовались погребёнными при жизни.
В крупном поселении Чатал-Гуюк (Малая Азия) были найдены остатки сорока храмов, построенных в эпоху неолита в конце VII – VI тыс. до н. э. Древнейшие храмы еще напоминали обычные жилища, но внутри имели многочисленные украшения в виде рельефных и живописных изображений людей и животных. Среди последних чаще всего фигурировали быки и бараны, представленные их головами и целыми фигурами. На стенах располагались рельефные, выполненные из глины на каркасе, женские фигуры с раскинутыми в стороны руками. Среди рельефов и росписей встречаются различные символические изображения: руки, рога, кресты, женские груди, плетеный орнамент. Эти храмы поражают своим разнообразием – среди них нет двух одинаковых.
Судя по всему, в качестве главного божества в это время выступает бык, который как домашнее животное составлял основную тягловую силу плужного земледелия. Также широко был распространен образ матери-покровительницы. Археологи нашли множество фигурок из глины и камня, изображавших полнотелых беременных женщин.
Финал первобытной эпохи – это несколько тысячелетий мировой истории – время блистательного и мощного взлета человеческого гения, подготовившего переход к цивилизации. Мы никогда не узнаем имен этих людей, но то, что они сделали, по своей культурной значимости, думается, не уступает всему тому, что было создано после них.