Основы дня масляной живописи подрамники
Основой называется поверхность, на которую наносится грунт и затем уже красочный слой, В масляной живописи основой для станковых произведений служат различные материалы: дерево, картон, бумага, холст, а также различные металлы, линолеум и стекло. Качеству материалов - основ под масляную живопись должно уделять особое внимание, так как основа - первый из трёх элементов, определяющих технологическое «здоровье» будущего произведения.
Выбирая основу для работы маслом, необходимо иметь в виду о возможной её деформации, разрушающей красочный слой. Деформация возникает как следствие использования изначально некачественных материалов (как, например, не достаточно просушенное дерево), влияния на них колебаний гемпературно-влажностного режима и просто обычных механических повреждений. Поэтому, хорошо подготовленные к живописи жёсткие основы, такие как дерево, ДСП, ДВП, плотные картоны, металлы лучше уберегают живопись от нежелательных последствий. А более тонкие и гибкие основы как бумага или холст требуют особо бережного отношения в их использовании и хранении.
Практически все живописные основы должны быть загрунтованы, либо так или иначе подготовлены для нанесения на них красочного слоя, обеспечивая тем самым хорошее сцепление краски с основой или грунтом.
Дерево с давних пор является основой, применяемой повсеместно. Доски готовятся целиковые или составные из выдержанного, хорошо просушенного дерева разных пород: дуб, бук, тополь, сосна, ель, кедр, лиственница, пихта, клён, кипарис, груша, берёза, ольха, а также других пород дерева, произрастающих в той местности, где работает художник. В России большее предпочтение всегда отдавалось основам из липы.
Дерево - материал жёсткий, не боится механических повреждений, однако, даже вполне выдержанное, при неблагоприятных условиях имеет склонность к искривлениям и растрескиванию. Поэтому, помимо нанесения грунта, доски пропитывают со всех сторон консервирующим веществом: маслом, воском или смолой.
В настоящее время станковые картины, особенно больших размеров, не целесообразно писать на досках, чрезвычайно их утяжеляющих. В качестве основ, заменяющих дерево, употребляют иные, более лёгкие и удобные в применении материалы деревообрабатывающей промышленности, такие как древесно-стружечная плита (ДСП), древесноволокнистая плита (ДВП) пли оргалит и фанера.
ДСП - материал тяжеловесный и хрупкий. Во избежание сколов и крошений, особенно на углах, такие доски лучше заранее окантовать рейками.
ДВП- плита толщиной 4-6 мм, имеющая либо обе стороны гладкие, либо одну из них фактурную. Для живописи предпочтительнее гладкая сторона, но грунтовать ДВП необходимо равномерно с обеих сторон.
Фанера имеет толщину от 3 до 20 мм. Качественная толстая фанера весьма хороший материал, имеющий замечательную поверхность для живописи, весьма пригоден для выполнения ответственных работ.
ДСП и фанеру, аналогично дереву, с торцов и тыльной стороны необходимо обрабатывать консервирующими водоотталкивающими веществами. Применение ДВП и фанеры небольшой толщины возможно в комбинации с подрамником, что уменьшает возможность деформации, а также в качестве основы для наклеивания на них холста или бумаги. В последнем случае на тыльную сторону также наклеивается аналогичный материал для предотвращения прогибов по высыхании клея.
Все жёсткие основы позволяют экспериментировать, нанося на них разнообразные грунты, включая фактурные, не опасаясь при этом дефектов, являющихся следствием деформации и механических повреждений основы.
Картон. Для основы под масляную живопись применяется лучших сортов тряпичный картон, имеющий серый цвет. Выпускается также древесный картон, обычно светло-коричневого оттенка, но из-за своей ломкости и рыхлости использовать его не желательно.
Качественный, хорошо прессованный, толщиной до 5 мм тряпичный картон при соответствующем грунте с успехом может заменить дерево. Грунтовать картон необходимо с двух сторон, а тонкие сорта картонов желательно использовать прикреплёнными к подрамнику.
Бумага занимает не последнее место среди основ под масляную живопись. Обычно применяется плотная, с мелким или крупным зерном, бумага типа ватмана или торшона, белая, а также тонированная. Бумагу, как правило, наклеивают на жёсткую основу (ДВП, фанеру, картон) или холст, после чего грунтуют. Не рекомендуется промасливать бумагу, не наклеенную на другую основу, так как в последствии, по высыхании масла, она «перегорает» и становится ломкой,
Бумага как основа - материал, привлекающий живописцев широким выбором зернистости фактуры и. что важно, её однородностью, возможностью быстрого нанесения грунта и лёгкостью в применении. Но, к сожалению, используется она, как правило, в этюдной или эскизной работе, так как сложно избежать деформации при наклеивании бумаги на жёсткую основу большого размера.
Холст. Определение «холст» не означает какую-либо конкретную ткань. Это общее понятие любой поверхности из ткани, используемой для живописных работ. Употребление различных тканей (льняной, пеньковой, джутовой, шёлковой и др.) в живописном деле известно с давних времён, но как самостоятельная основа в масляной живописи широко начал применяться на рубеже ХУ-Х VI веков. В России же первые станковые картины, выполненные на холсте, появляются в ХУП столетии. Популярность холста в живописи связана с его лёгкостью, портативностью и относительной дешевизной.
Однако все холсты имеют существенные недостатки. По сравнению с жёсткими основами, они не так прочны, легки на разрыв, поэтому их необходимо тщательно оберегать от механических повреждений. Но наиболее важным из всех недостатков холста является его способность сжиматься и расширяться под влиянием внешних атмосферных воздействий. Находясь в непрерывном движении, холм; сжимаясь и расширяясь, вызывает растяжение нитей, Такое постоянное и неравномерное изменение объёма холста вредно сказывается на сохранности груша и живописного слоя, являясь одной из причин возникновения трещин и осыпания живописи. Да и сам холст в таких неблагоприятных атмосферных условиях склонен к быстрому разрушению. Разрушению ткани также способствует соприкосновение, с окисляющимися материалами (металлы, масла), в результате чего ткань, аналогично бумаге, «перегорает», становясь непрочной и хрупкой. Для защиты холста с обратной стороны, его покрывают различными составами - растворами парафина, формалина, клейстера, частично защищающими ткань от внешних воздействий и предохраняя её от плесневения. Чтобы защитить тыльную сторону холста от пыли, также разрушительно влияющую на ткань, картину просто закрывают листом бумаги или картона.
Льняной холст серого цвета и пеньковый, имеющий более тёмный охристо-коричневый тон, отличаются большой прочностью и являются наилучшими тканями, отвечающими требованиям, предъявляемым живописным холстам. При крупнозернистой, средней или тонкой выделке, холст должен быть плотным, с ровным плетением, с нитью однородной толщины, без узлов и других неровностей.
Применяются в живописи хлопчатобумажные, джутовые, а также ткани из синтетических волокон. Однако реже, чем ткань льняная, используются они в качестве основы, так как наряду с положительными имеют и отрицательные свойства,
В художественных салонах можно приобрести холст грунтованный. Рулоны имеют различную ширину (от 80 до 200см) при длине 300см и должны быть свёрнуты грунтом наружу, Имеется и большой выбор грунтованных холстов, натянутых на подрамник (до 120см по большей стороне), а также небольшого формата холстов на картоне. Холст негрунтованный продаётся рулонами или отрезами гораздо большего размера.
Иногда возникает необходимость сшить холст, увеличив размер картинного поля, В таком случае, во избежание неравномерной усадки, берут холст непременно того же артикула, и Картон, Для основы под масляную живопись применяется лучших сортов тряпичный картон, имеющий серый цвет. Выпускается также древесный картон, обычно светло-коричневого оттенка, но из-за своей ломкости и рыхлости использовать его не желательно.
Качественный, хорошо прессованный, толщиной до 5 мм тряпичный картон при соответствующем грунте с успехом может заменить дерево. Грунтовать картон необходимо с двух сторон, а тонкие сорта картонов желательно использовать прикреплёнными к подрамнику.
Бумага занимает не последнее место среди основ под масляную живопись. Обычно применяется плотная, с мелким или крупным зерном, бумага типа ватмана или торшона, белая, а также тонированная. Бумагу, как правило, наклеивают на жёсткую основу (ДВП, фанеру, картон) или холст, после чего грунтуют. Не рекомендуется промасливать бумагу, не наклеенную на другую основу, так как в последствии, по высыхании масла, она «перегорает» и становится ломкой,
Бумага как основа - материал, привлекающий живописцев широким выбором зернистости фактуры и. что важно, её однородностью, возможностью быстрого нанесения грунта и лёгкостью в применении. Но, к сожалению, используется она, как правило, в этюдной или эскизной работе, так как сложно избежать деформации при наклеивании бумаги на жёсткую основу большого размера.
Холст. Определение «холст» не означает какую-либо конкретную ткань. Это общее понятие любой поверхности из ткани, используемой для живописных работ. Употребление различных тканей (льняной, пеньковой, джутовой, шёлковой и др.) в живописном деле известно с давних времён, но как самостоятельная основа в масляной живописи широко начал применяться на рубеже ХУ-Х VI веков. В России же первые станковые картины, выполненные на холсте, появляются в ХУП столетии. Популярность холста в живописи связана с его лёгкостью, портативностью и относительной дешевизной.
Однако все холсты имеют существенные недостатки. По сравнению с жёсткими основами, они не так прочны, легки на разрыв, поэтому их необходимо тщательно оберегать от механических повреждений. Но наиболее важным из всех недостатков холста является его способность сжиматься и расширяться под влиянием внешних атмосферных воздействий. Находясь в непрерывном движении, холм; сжимаясь и расширяясь, вызывает растяжение нитей, Такое постоянное и неравномерное изменение объёма холста вредно сказывается на сохранности груша и живописного слоя, являясь одной из причин возникновения трещин и осыпания живописи. Да и сам холст в таких неблагоприятных атмосферных условиях склонен к быстрому разрушению. Разрушению ткани также способствует соприкосновение, с окисляющимися материалами (металлы, масла), в результате чего ткань, аналогично бумаге, «перегорает», становясь непрочной и хрупкой. Для защиты холста с обратной стороны, его покрывают различными составами - растворами парафина, формалина, клейстера, частично защищающими ткань от внешних воздействий и предохраняя её от плесневения. Чтобы защитить тыльную сторону холста от пыли, также разрушительно влияющую на ткань, картину просто закрывают листом бумаги или картона.
Льняной холст серого цвета и пеньковый, имеющий более тёмный охристо-коричневый тон, отличаются большой прочностью и являются наилучшими тканями, отвечающими требованиям, предъявляемым живописным холстам. При крупнозернистой, средней или тонкой выделке, холст должен быть плотным, с ровным плетением, с нитью однородной толщины, без узлов и других неровностей.
Применяются в живописи хлопчатобумажные, джутовые, а также ткани из синтетических волокон. Однако реже, чем ткань льняная, используются они в качестве основы, так как наряду с положительными имеют и отрицательные свойства,
В художественных салонах можно приобрести холст грунтованный. Рулоны имеют различную ширину (от 80 до 200см) при длине 300см и должны быть свёрнуты грунтом наружу, Имеется и большой выбор грунтованных холстов, натянутых на подрамник (до 120см по большей стороне), а также небольшого формата холстов на картоне. Холст негрунтованный продаётся рулонами или отрезами гораздо большего размера.
Иногда возникает необходимость сшить холст, увеличив размер картинного поля, В таком случае, во избежание неравномерной усадки, берут холст непременно того же артикула, и сшивают его льняными нитками, предварительно проваренными в воде. Число стежков при этом должно быть максимальным.
Выбор холста - дело индивидуальное и диктуется художественно-эстетическими пристрастиями художника, техникой его письма и, что немаловажно, идеей произведения, в случае, если холст предназначается для конкретной живописной работы.
Металлы. Употребление металлов в качестве основы для масляной живописи, таких как цинк, медь, олово, железа, алюминий, основано, в первую очередь, на их прочности, однако применение их имеет и общие недостатки. Во-первых, металлы более чем грунт и живопись, реагируют на колебания температуры, значительно при этом, расширяясь и сжимаясь, что ведёт к утрате живописного слоя. Во-вторых, в силу своей плотности и гладкой поверхности, они не способствуют прочному сцеплению их с грунтом и красками.
Каждый из металлов имеет свои особенности. Так, олово является стойким к внешним воздействиям металлом, но по причине мягкости листа, применяется обычно набитым на деревянную основу. Медь при окислении значительно меняет цвет, а железо покрывается ржавчиной. Краски, содержащие в своём составе свинцовые и медные соединения, соприкасаясь с цинковым основанием, быстро чернеют и осыпаются.
Наиболее благополучной основой под масляную живопись, из всех металлов являются различные алюминиевые сплавы. Они довольно стойки к атмосферным и температурным влияниям. Окислы алюминия, образующиеся на поверхности сплавав, не оказывают вредного влияния на краски, а сцепление красочного слоя с поверхностью металла вполне достаточное.
Из остальных материалов, редко применяемых в качестве основы под масляную живопись, целесообразно остановиться на линолеуме.
Линолеум состоит из ткани, покрытой слоем льняной олифы, смешанной с пробочным порошком, имеет более или менее зернистую поверхность, обыкновенно коричневого цвета. Линолеум по своему химическому составу близок масляному слою красок, а потому и их физические свойства близки своим коэффициентом расширения, что выгодно сказывается на сохранности живописи.
ПОДРАМНИКИ
Подрамник представляет собой каркас, на который натягивается холст. Качество материала и конструкция подрамника имеют большое значение для сохранности живописи. Поэтому, во-первых, подрамник должен изготавливаться из хорошо просушенной и выдержанной, как правило, сосновой древесины с минимальным количеством сучков, без червоточин, раковин и других дефектов. Во-вторых, подрамник должен быть прочным, без перекосов и прогибов планок, с углами между ними строго под 90°.
Нередко художниками применяются подрамники жёсткой конструкции, углы которых вяжутся простым шипом, сажаются на клей и закрепляются сквозным деревянным нагелем или иным способом, дающим неподвижное соединение. Однако натянутый на такой подрамник холст, сжимаясь и растягиваясь под действием внешних атмосферных влияний, со временем провисает, образуя складки, часто наблюдаемые в углах. Как известно, такие подвижки основы отрицательно влияют на живописную поверхность.
Многолетняя практика показала, что наиболее целесообразен подрамник раздвижной конструкции, у которого бруски вяжутся простым или потайным шипом, с прорезями под клинья. Клиньями, которые изготавливаются из твёрдых пород дерева, подрамник при необходимости раздвигается, тем самым регулируется натяжение холста.
Независимо от того, какой конструкции подрамник, его основные бруски должны иметь внутренний скос (~ 3-5°), предохраняющий красочный слой от сломов и залипаний холста к подрамнику во время нанесения проклейки. Выполняя туже функцию, допускается, набивание реек по периметру подрамника, выступающих на его лицевую сторону на 5 мм. На внешней стороне бруски имеют фаски.
Правильно сконструированный подрамник должен иметь перекладину или крестовину, что зависит от его размера. Перекладины и крестовины также раздвигаются клиньями, должны отставать от плоскости холста не менее чем на 5 мм, и призваны увеличивать прочность подрамника, уберегать его от диагональных перекосов, так называемого «пропеллера», а бруски - от прогибов при натяжении холста.
На диагональные перекосы подрамник проверяют, смотря в торец бруска сверху вниз, совмещая параллельность брусков. Измерением диагоналей рейкой или рулеткой проверяют подрамник на прямауголъностъ.
От размера подрамник зависит и сечение его бруска. Оно должно быть таким, чтобы могло обеспечить, подрамнику, необходимую прочность.
Ориентировочные размеры сечений брусков: