Тема 2. культура древнего египта

Вопросы

  1. Древний Восток в истории мировой культуры.
  2. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Египта.
  3. Художественные и эстетические особенности древнеегипетской культуры.
  4. Развитие научных знаний в Древнем Египте.

Термины и понятия:

заупокойный культ, пирамида, иероглиф, сфинкс, фараон, жрец, «Ка», «Ба», храм, мумия, ном, папирус, канопа, мастаба, натрон, саркофаг, обелиск, рельеф, ушебти, колосс.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  1. Почему Древний Восток называют «колыбелью мировой цивилизации»?

2. Охарактеризуйте природно-климатические условия Древнего Египта.

  1. Древние греки образно называли Египет «даром Нила», а сами египтяне называли свою страну «Черная земля». Объясните эти названия. Есть ли в них противоречия?
  2. Каковы особенности мифологии Древнего Египта?
  3. В чем заключается основная идея религиозного мировоззрения Древнего Египта?
  4. Что такое заупокойный культ?
  5. Как египтяне представляли себе жизнь души человека в загробном мире?
  6. Каким образом религиозные идеи оказали влияние на развитие египетского искусства?
  7. Почему древнеегипетское искусство развивалось медленно?
  8. Охарактеризуйте особенности художественной культуры Древнего Египта.
  9. Дайте характеристику основным видам и жанрам искусства Древнего Египта.
  10. Каким образом идея вечности нашла свое воплощение в искусстве Древнего Египта?
  11. Какие виды научных знаний получили свое развитие в Древнем Египте?
  12. Каково влияние культуры Древнего Египта на культуру народов мира?

Дополнительные вопросы и задания

1. Прочтите отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы:

Я – раб царя. С восхода до заката среди других свершаю тяжкий труд.

И кус гнилой – единственная плата за стон, за пот, за тысячи минут.

Я – раб царя, и жребий мой безвестен; как тень исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень, но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида века веков святая пирамида.

О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославляет его автор? Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?

2. Бог солнца Ра был провозглашен древними египтянами «царем богов». По их мнению, как фараон управляет людьми, так Ра управляет богами. Он каждый день проезжает на золотой лодке по небу, а вечером уходит в пустыню. Подумайте, почему бог солнца стал главным богом египтян?

3. Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чем свидетельствуют эти факты? Какой была власть фараона? Какая связь существует между религией и государственной властью?

4. Около гробницы часто ставили плиту с надписью – обращением к прохожим: «О, Вы, живущие на земле, любящие жизнь и ненавидящие смерть! Скажите: тысячи хлебов и пива, тысячи быков и гусей, тысяча одежд, тысяча всяких вещей хороших для покойного». И египтяне верили, что все это появится в гробнице. Как египтяне представляли себе жизнь души человека в загробном царстве? Как их взгляды были связаны с религией.

5. Заполните таблицу:

Названия богов Какие силы природы и занятия они отражали
1. …  
2. …  
3. …  
4. …  
5. …  

6. «Сетна, сын фараона Усермаатра, получил уникальную возможность побывать живым в загробном царстве Аментет. Вот что он там увидел: «Осирис, великий бог, восседает на троне из чистого золота в короне с двумя перьями; Анубис, великий бог, слева от него, великий бог Тот – справа, боги суда над людьми Аментета – справа и слева, а посередине перед ними стоят весы, на которых они взвешивают добрые и злые деяния, и великий бог Тот записывает, а великий бог Анубис произносит приговор». (Монтэ П. Египет Рамсесов.– Смоленск,2002. С.354.)

Ответьте на вопросы:

а) в Древнем Египте «Царство мертвых» часто называют Аментис, что в переводе означает запад. Чем объяснить подобное название «царства мертвых», данное египтянами?

б) в каких случаях умерший египтянин считался грешником?

6. На рисунках Осириса всегда изображали либо сидящим под гроздьями винограда, либо у дерева, а мумию Осириса нередко рисовали с вырастающими всходами ячменя. Какие представления египтян о явлениях природы отразились в мифе об Осирисе? Что вы знаете об этом мифе?

7. Когда и кем был открыт секрет египетской письменности? Как удалось ее расшифровать? Какое это имело значение для науки? Чем египетская письменность отличается от славянской?

8. «Слушайте, что я вам говорю! Вот добро, которым вы обладаете. В моих словах истина. Это я, Рамсес, создал поколения и дол им жизнь. Пища и напитки перед вами, всего вдоволь, желать больше нечего… Я улучшил ваше положение, чтобы говорили: вы работаете для меня с любовью ко мне, и ваши приветствия меня укрепляют. Вам дают вдоволь пищи за вашу работу в надежде, что вы будете жить, чтобы ее закончить… В амбарах полно зерна, и я не оставлю вас ни на день без хлеба. Каждому заплачено за месяц.

Я наполнил для вас склады всякими вещами: хлебом, мясом, пирогами, чтобы вас кормить, сандалиями, одеждой и различными благовониями для умащения ваших голов каждый десятый день, чтобы вы были одеты каждый год, чтобы у вас была хорошая обувь на каждый день, чтобы никто из вас не провел и ночи, страшась нищеты. Я поставил людей разных рангов, чтобы они вас кормили даже в голодные годы, я повелел людям болот приносить вам рыбу и дичь, а другим – людям садов – вести счет того, что вам причитается. Я построил вам гончарную мастерскую, чтобы делать для вас сосуды, где будет охлаждаться ваша вода в сезон «шему». Ладьи с ячменем, пшеницей, крахмалом, солью и бобами плывут для вас с юга на север безостановочно. Я все это сделал и сказал: «Пока вы живы, вы будете единодушно работать на меня!». (Стела VIII года правления Рамсеса II: ASAE,1939. Поучение Аменемхата, сына Дуауфа, параграф 111).

К кому были обращены эти слова фараона? За что приносились вышеназванные почести?

9. На стеле времен Среднего царства сохранилась надпись, в которой мастер рассказывает о себе следующее: «Я был и художником, опытным в искусстве своём, превосходящим всех знанием своим. … Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мячом и свернувшуюся позу пораженного…выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копьё, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой».

Почему при всех своих профессиональных достоинствах живописцы, скульпторы, литераторы были вынуждены отказываться от любых форм художественного экспериментаторства? Какому «закону» подчинялись?

10. Назовите древнеегипетский город, религиозный центр, место почитания богов загробного мира, особенно Осириса:

а) Абидос; в) Амарна;

б) Александрия; г) Абукир.

11. Как назывался в мифологии бог, изображавшийся в виде цапли:

а) Баст; в) Бену;

б) Бухис; г) Унут.

12. Птица, чей дух сопровождал древних египтян в загробный мир:

а) Ибис; в) цапля;

б) сокол; г) сова.

13. Судьи в Древнем Египте носили на груди статуэтки одной богини как знак истины. Назовите имя богини:

а) Исида; в) Маат;

б) Сехмет; г) Нейт.

Викторина «Древний Египет – страна сфинксов и пирамид»

1. Этот египетский жрец написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и нового царств, а также перечислил 31 династию фараонов.

2. Египтяне успешно доказали, что из камня можно изготовить посуду. Как им это удалось?

3. Этот камень, название которого переводится с немецкого как мать жемчуга, благодаря своей красоте, широко использовался в Древнем Египте для изготовления ювелирных изделий.

4. В Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, третий – заведомо плохим. Какие эти цвета? Почему к ним было разное отношение?

5. Как завоевания Наполеона обернулись достижениями в искусстве?

6. В 1881 г. через границу одного государства провезли предметы, которые вскоре оказались в музеях Франции и Англии. Самое интересное в этой истории то, что на границе за них заплатили пошлину как за сушеную рыбу. Что это за предметы?

7. Листки папирусов, стены гробницы, крышки саркофагов, а иногда и простые черепки битой глиняной посуды были сплошь покрыты загадочными знаками. Но это не рисунки. Что же это такое?

8. В 1801 году знаменитый французский математик Фурье проводил инспекцию школ Гренобля и познакомился с 11-летним мальчиком, свободно владевшим латынью, греческим и древнееврейскими языками. Фурье пригласил его к себе домой, показал богатую коллекцию привезенных из Египта папирусов. На вопрос мальчика, что в них написано, математик развел руками, а в ответ услышал: «Я когда-нибудь это прочту». Как звали этого мальчика?

9.. Почему писцов хоронили так же, как фараонов?

10. Где, по представлению египтян, жили боги?

11. Какой дом в Древнем Египте был небом на земле?

12. Как «день сменяет ночь» в архитектуре храма Амона в Карнаке?

13. Какой храм Геродот назвал «жемчужиной Египта»?

14. «Книга мёртвых» – что это такое?

15. В Древнем Египте человек, убивший кошку или птицу ибиса, мог поплатиться своей жизнью. Чем можно объяснить столь суровое наказание за убийство кошки или птицы?

16. Именно по этой причине египтяне искали чёрного быка с былым пятном на лбу.

17. Зачем египтяне помещали в храм крокодила?

18. Этому древнеегипетскому божеству поклонялись писцы и поэты.

19. Эту дочь бога Ра и жену Тота изображали женщиной с пером страуса, которое она клала на весы справедливости в Зале суда вечности.

20. Её почитали в Древнем Египте как богиню войны и воинов.

21. Всякий ли египтянин, будь то богатый или бедный, имел право на загробную жизнь?

22.Зачем египтяне клали маску на лицо мумии?

23. На блоках известняка, из которого сложена пирамида Хуфу (Хеопса), археологи обнаружили скорописные надписи: «Хуфу пробуждает любовь», «Сколь могуча Белая корона Хнум Хуфу» и т.п. Одна надпись может повторяться на многих блоках. Что они означают?

24. Зачем для строительства пирамид фараоны покупали большое количество чеснока и лука?

25. Сфинкс задавал загадку всем: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днем – на двух, вечером – на трёх?». Ответил на неё Эдип. А что именно?

26. Каким образом был разрушен нос знаменитого сфинкса?

27. Какую «революцию» фараон Эхнатон совершил в искусстве?

28. Первым был пароход, потом английский лорд Карнарвон, потом археолог Артур Мейс, потом друг Карнарвона Джордж Джей-Голд, за ними последовало несколько десятков человек, что дало пищу для сенсации, длящейся уже много лет. Что это за сенсация?

Темы докладов и сообщений.

Мифология Древнего Египта.

Развитие научных знаний в Древнем Египте.

Загадка древнеегипетских пирамид.

Литература Древнего Египта.

Загадка Нефертити.

Религиозный реформатор Эхнатон.

Один день из жизни фараона.

Быт древних египтян.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Бартенев И. А., Батажкова В.Н. Очерки архитектурных стилей. – М., 1983.
  2. В мире мифов и легенд. – М., 1995
  3. Всеобщая история искусств. Т.1 – М., 1956
  4. Детская энциклопедия. Т.12. – М., 1968.
  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, вып. 1. – М., 1987
  6. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1989.
  7. Донини А. Люди, идолы и боги. – М., 1962
  8. Древние цивилизации / под общей род. Бонгард-Левина Г.М. – М., 1989
  9. Зайцев А.В. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. – М.: Олма – пресс, 2004
  10. История Древнего Востока / под ред. Кузищина В.И. - М., 1988
  11. Культура Древнего Египта – М., 1976
  12. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура - СПб., 2000

Дополнительная

1. Бадж Э.А., Уоллис. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1996

2. Бойд Р.Т. Курганы, гробницы, сокровища. – Брюссель, 1989

3. Капнельсон И.С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. – М., 1976

4. .Монтэ П. Египет Рамсесов. – Смоленск, 2002.

5. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М., 1956

6. Поэзия и проза Древнего Востока. // БВЛ. Т.1.

7. Рак И.В. Египетская мифология. – СПб., 2000

Тема 3. Античная культура

Вопросы

  1. Понятие античности.
  2. Характерные черты древнегреческой культуры.
  3. Периоды развития древнегреческой культуры.
  4. Художественная культура Древнего Рима.

Термины и понятия:

античность, крито-микенский период, минойская культура, ахейская культура, гомеровский период, архаический период, классический период, толос, эллины, Эллада, полис, олимпийцы, музы, эллинистическая культура, натурфилософия, курос, кора, ордер (архитектурный), орхестра, агон, палестра, гимнасия, булевтерия, кариатида, киники, эпикурейство, софизм, этрусская цивилизация, гладиаторские бои, римские цифры, капитолийская волчица, тога, артрий, термы, амфитеатр, акведук, базилика, римский портрет, христианство

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Когда появился термин «античность»? Какие ученые внесли весомый вклад в изучении истории античности?

2. Культура каких народов стала основой античной цивилизации?

3. Что такое полис? В чем его отличие от государств Древнего Востока?

4. Охарактеризуйте основные черты культуры и мировоззрения древних греков.

5. Назовите основные памятники крито-микенской культуры.

6. Дайте характеристику гомеровского и архаического периодов древнегреческой культуры.

7. Какую роль сыграли поэмы «Илиада» и «Одиссея» в формировании религиозного мировоззрения древних греков?

8. В чем заключалась основная идея греческой религии?

9. В чем заключалось сходство и различие в религиозном мировоззрении древних египтян и греков?

10. Что считалось идеалом красоты в греческой культуре?

11. Какие виды искусства преобладали в древнегреческой культуре?

12. Опишите основные архитектурные ордера в Древней Греции.

13. Почему именно в Древней Греции зародилась философия? Назовите основные школы древнегреческой философии.

14. Дайте определение понятию «эллинизм». Почему греки в период эллинизма включили в свой пантеон богов Востока?

15. Охарактеризуйте основные черты культуры Древнего Рима.

16. Греция и Рим: общее и различное в культуре.

17. Каковы мировые достижения античной культуры.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Проанализируйте статью Ф. Кессиди «К проблеме греческого чуда» (см. Культурология: учебное пособие./ Под ред. Г.Драча. - Р – н/Д.,1996). Ответьте на вопросы: в чем суть «греческого чуда», и какие существуют объяснения этого феномена?

2. Современники называли Парфенон самым прекрасным из созданий человеческого гения. Почему это сооружение получило такую высокую оценку? Какие еще Вам известны памятники греческой культуры?

3. Платон говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же – самое дикое из всех существующих на Земле. Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой вывод. В каком полисе была особенно велика тяга к знанию?

4. Определите, какие из богов, героев и мифологических обозначений относятся к греческой, а какие – к римской культуре. Найдите пары соответствий (аналогичных и сходных героев и богов) и объясните различия в понимании их обеими культурами:

Хаос, Церера, Гея, Юнона, Тартар, Марс, Уран, Плутон, Титаны, Нептун, Кронос, Зевс, Гера, Посейдон, Юпитер, Меркурий, Вулкан, Аид, Аполлон, Афродита, Минерва, Диана, Гефест, Янус, Афина, Деметра, Дионис, Лары, Гермес, Одиссей.

5. Опишите важнейшие общественно-религиозные празднества в Древней Греции и Риме.

Темы докладов и сообщений

Легенды и мифы Древней Греции

Боги в жизни греков античного мира

Идеал человека в древнегреческой культуре

Древнегреческий театр

Христианство в культуре Древнего Рима

Рекомендуемая литература

Основная

1. Баумгартен Ф. Эллинская культура. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000

2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

3. Лисичкина. Мировая художественная культура. – СПб., 2000.

4. Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов – на- Дону, 2000.

5. Немировский А.И. и др. Античность: история и культура – М., 1995.

6. Современный словарь-справочник: Античный мир. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000.

Дополнительная

1. Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. – М., 1989.

2. Боннар А. Гречекая цивилизация. В 3-х томах. – М., 1992

3. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

4. Винничук А. Люди, нрав и обычая Древней Греции и Рима. – М., 1988

5. Золоева Л.В. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. – М.: Олма – пресс, 2001

6. Кузищин В.И. Олимпийские игры как феномен древнегреческой и мировой культуры // Вопросы истории. – 1997. - №1

7. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1981

8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991

9. Чанышев А.Н. Аристотель. – М., 1987

Наши рекомендации