Профессиональные субкультуры
Профессиональная субкультура - система общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой.
Профессиональная субкультура тесно связана с содержанием работы и ролью, которую в обществе играют ее представители.
Профессиональная субкультура – это культура определённой социальной группы, которая на основе специфики своей профессиональной деятельности может образовывать формальные/неформальные, относительно закрытые/открытые сообщества.
Профессиональная субкультура включает в себя следующие компоненты:
1) субъекты профессиональной субкультуры, носителями которой могут выступать как общности людей, так и отдельная личность, реализующая себя в системе предметно-практической деятельности;
2) объекты профессионального воздействия (к примеру, пациенты, учащиеся), то есть представителей данной профессиональной субкультуры;
3) профессиональную культуру, включающую в себя систему знаний, ценностей, традиций, обычаев, норм, технологий, моделей, идеалов профессионального поведения;
4) межличностные отношения, возникающие в ходе самореализации профессионала;
5) профессиональные институты, созданные с целью организации, координирования, контроля профессиональной деятельности, трансляции и передачи профессионально значимой информации;
6) условия и требования выполнения работы;
7) саму профессиональную деятельность и её результаты.
Все эти составляющие в совокупности образуют пространство профессиональной субкультуры, которое имеет временную характеристику, существуя в конкретный исторический период, определяющий специфику профессиональной субкультуры.
Профессиональная культура – важнейший структурный элемент и одновременно – необходимая и даже определяющая составная часть в системе профессиональной субкультуры, поскольку она направляет и координирует профессиональную деятельность её представителей. Она оказывает влияние на все другие компоненты профессиональной субкультуры, определяет взаимосвязь между ними.
В свою очередь, профессиональная культура сама состоит из ряда компонентов.
Необходимо отметить, что, поскольку профессиональная культура выступает необходимой характеристикой профессиональной субкультуры, то все компоненты профессиональной культуры наполняют пространство профессиональной субкультуры.
Роль профессиональной субкультуры – посредством выполнения определённого вида труда стремиться принести обществу пользу, сделать жизнь лучше и качественнее.
Каждый специалист, владеющий профессиональной культурой, относится к профессиональной субкультуре, однако не каждый человек, входящий в профессиональную субкультуру, может освоить профессиональную культуру и стать профессионалом. Многие люди, отработав долгие годы на одной и той же работе, остаются на начальной ступени профессиональной лестницы, в связи с чем в профессиональной субкультуре возможно выделение различных уровней владения профессией. Правомерно выделять два уровня профессиональной культуры: групповой (специфическая культура профессионального сообщества) и индивидуальный, который проявляется в сознании отдельных её представителей, что также свидетельствует о большей широте профессиональной субкультуры по сравнению с культурой профессиональной.
Анализ динамики культуры
Культура – интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Два вида: индивидуальная (экран знаний, на который индивидуум проецирует сообщения, получаемые им из внешнего мира) и социальная (культура множества индивидов, составляющих социальную группу).
Влияние СМИ на вытеснение «гуманитарной» культуры прошлого современной «мозаичной» культурой. Первая была сформирована под воздействием рационально организованного процесса познания, вторая формируется под воздействием непрерывного, обильного и беспорядочного потока информации, распространяемого, главным образом, средствами массовой коммуникации.
Социодинамика культуры – процесс функционирования элементарных частиц культуры –«культурем». «Культуремы» — сообщения (научная, художественная, нравственная, религиозная и т.п. информация, заключенная в продуктах интеллектуальной деятельности людей), которые передаются от создателя к потребителю СМИ.
Акт культурной коммуникации – цикл процессов передачи «культурного сообщения» от его создателя сначала особой микрогруппе, которая дает «одобрение» этой идеи, затем СМИ, а те по своим каналам доставляют сообщение макрогруппам. Усвоение обществом информации порождает еще один процесс культурной коммуникации — обратное воздействие на создателя и его работу над новой «идеей». Три главных момента:
– распространение созданного «сообщения культуры» требует от автора установления контактов с группой поддержки и распространения (издательства, студии, круг единомышленников и друзей), а также поиска средств копирования и тиражирования.
– необходим учет предшествующего опыта распространения и реакции публики.
– следует предвидеть зависимость обратного воздействия распространяемого сообщения от характеристики воздействующего (мнение специалиста, дилетанта, общественное мнение) и от канала распространения.
Культурное сообщение – конфигурация знаков, созданная по определенным законам «орфографии», «грамматики», «синтаксиса», «логики». Это позволяет применять к ним точные методы социологического и математического анализа. Одним из продуктивных методов анализа социодинамики культуры он считает контент-анализ.
В центре внимания — исследование социодинамической роли СМИ в современной «мозаичной» культуре Запада. Четыре доктрины воздействия СМИ на потребителя: «демагогическую», «догматическую», «эклектическую» и «социодинамическую». Следуя «демагогической» доктрине, СМИ свою главную цель видят в распространении рекламной информации. «Догматическая» доктрина нацеливает СМИ на распространение идеологической информации. В русле «эклектической» доктрины СМИ ориентируются на распространение гуманитарных знаний, отражающих «глобальную» культуру. Особенность «социодинамической» доктрины состоит в ее селективном нацеливании СМИ на выбор между «прогрессивными» — ускоряющими развитие — и «консервативными» — замедляющими динамику культуры ценностями.
Задача социодинамики культуры состоит в том, чтобы разработать рекомендации по регулированию и управлению функционированием культуры, выработать культурную политику. «Первый аспект» – «повысить коэффициент разнообразия» культурных сообщений и противодействовать распространению стереотипных ценностей, которые публика систематически потребляла и к которым она уже привыкла. Это должно привести «к увеличению дисперсии элементов «социокультурной таблицы. Важная роль в данном процессе должна принадлежать распространению гуманитарных знаний, что позволит современной «мозаичной» культуре трансформироваться в «культуру творческих личностей». Однако такое будет возможно при условии перехода на новые этические принципы социальной организации. В качестве силы, которая способна утвердить культуру будущего интеллектуального общества, названа творческая интеллигенция.