Перспективный анализ и реконструкция картины
Метод архитекторов
Упражнение на построение геометрических тел методом архитекторов
Построить перспективу дома по заданным его двум прямоугольным проекциям. Линию горизонта взять произвольно. Перспективу дома увеличить в два раза.
Этапы построения.
1. Построение перспективы предмета надо начинать с горизонтальной проекции предмета, размеры высот берут с фронтальной проекции.
2. Грамотно выбрать угол и точку зрения. На плане точку удаляют от картины на расстояние1,5диагонали плана объекта, или, если на фасаде высотный размер больше диагонали плана, размер берут с фасада, увеличивая также в полтора раза.
3. Картину на плане можно располагать под разными углами и на разном расстоянии. Рекомендуется проводить горизонтальную проекцию картины через одну из вершин объекта, параллельно диагонали заданного плана.
4. Для нахождения перспективы окон и расстояния между ними необходимо использовать способ деления отрезков на равные части.
Построить с увеличением в два раза перспективу объекта, заданного двумя прямоугольными проекциями. Линию горизонта взять на высоте 50 мм. Построить падающие тени.
Графическая работа № 13. Построить перспективу одноэтажного жилого дома (или другого объекта) по заданным его ортогональным проекциям, применив способ архитекторов. Формат А3 (420 × 297).
Построение теней в перспективе.
Упражнение на построение теней в перспективе.
Графическая работа № 14. Построить собственные и падающие тени от группы геометрических тел. Формат А3 (420 × 297).
Перспективный анализ и реконструкция картины
В зависимости от того, как художник расположит на картине линию горизонта (высоко или низко), главную точку картины Р, дистанционные точки и точки схода, будет меняться эмоциональное воздействие картины на зрителя. В каждом живописном произведении имеется центр композиции главная точка картины Р, положение которой влияет на привлечение зрителя к главному персонажу картины.
Поэтому при составлении композиции картины первостепенной задачей для художника является выбор высоты линии горизонта и положение главной точки картины.
Законы перспективы не должны сковывать творческую инициативу художника, а наоборот они позволяют при умелом их использовании находить более сложные и трудно еще объяснимые закономерности.
Для лучшего понимания практического применения перспективы в изобразительном искусстве весьма важно научиться анализировать перспективное построение картин художников.
Сделаем анализ перспективных построений или же реконструкцию отдельных произведений живописи известных художников.
В картине художника П. Федотова «Сватовство майора» линия горизонта делит картину почти пополам, а главная точка Р сдвинута значительно влево и находится перед лицом девушки, которую выдают замуж. На фронтальной перспективе комнаты нетрудно определить линию горизонта. Для этого необходимо продолжить линии пересечения стен с потолком или же линии плиток паркетного пола, состоящего из квадратов.
Определив линию горизонта и точку Р, можно с помощью диагоналей в квадратных плитках паркета определить точки О а О. Зная отрезок РО, определим совмещенную точку зрения б1,, и угол зрения. Угол зрения будет равен 60°.
В картине того же художника «Завтрак аристократа» линия горизонта проходит на уровне глаз главного лица. Точка Р в отличие от предыдущей картины сдвинута вправо.
Точку Р можно определить с помощью рисунка на ковре, имеющего прямоугольную форму, точнее квадратную. Следовательно, проведя диагональ в квадрате, получим на линии горизонта точку D
Остальные элементы определяются после того, как известны точка Р и точка D. Высоту линии горизонта можно определить по перспективному масштабу высоты. Исходя из размеров мебели, помещенной в комнате, линия горизонта проходит на высоте примерно 1 м 40 см.
Задание: провести анализ картины.
1. На заданной картине построить основные элементы.
2. Определить размеры, формы и положения в пространстве из предметов, представленных на картине.
3. Определить композиционный центр картины.
Е.М Чепцова «Переподготовка» Н.Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
Указания к работе:
1. Для перспективного анализа рекомендуется подобрать такую репродукцию, на которой точки схода, определяющие совмещенную точку зрения, помещались бы в пределах поля чертежа. При недоступных точках схода решение выполняют методом большой и малой картины.
2. Выбрав для анализа репродукцию картины, наклеить ее на лист.
3. Линии построения выполнить на темном фоне репродукции белой гуашью.
4. Произвести реконструкцию одного или двух предметов картины.
5. Определить композиционный центр картины
6. Обозначить все точки.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит метод архитектора?
2. Как могут быть заданы источники света в перспективе при солнечном освещении?
3. Где на картине должно быть изображено солнце, если оно находится перед зрителем?
4. Какие следует задать элементы на картине для построения перспективы теней, если солнце находится в мнимом пространстве?
5. Какие должны быть заданы на картине элементы, обеспечивающие построение перспектив теней при любом положении солнца?
6. По каким элементам удобней всего проводить реконструкцию картины?
В.А Серов «Зимний взят»
Перспективный анализ и реконструкция картины http://studopedia.ru/10_66334_tema-perspektivniy-analiz-i-rekonstruktsiya-kartini.html
Анализ картин художников http://art-meridian.com/osnovy-zhivopisi/perspektiva/34-analiz-kartin-khudozhnikov.html