Основные изобразительные задачи
Современная работа архитектора невозможна без компьютерной техники, но, ни одна техническая единица не способна заменить ручного исполнения, наполненного душой и неподдельным смыслом.
Архитектурно-строительная графика включает в себя графические средства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изображаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами. Однако на начальной стадии архитектурного проектирования зданий и при разработке демонстрационных материалов проекта возникает необходимость и в других видах изображений ортого-
нально-проекционных с изображением теней и антуража, аксонометрических и перспективных, а также в специальных чертежах и эскизах по художественной отделке зданий (чертежей фризов, лепных украшений и декоративных панно, плиточных, мозаичных и паркетных полов ит.д.).
В зависимости от назначения и содержания архитектурно-строительных чертежей при их выполнении применяют различные материалы и приемы работы. В качестве графических приемов выполнения чертежей используют: линейную и черно-белую штриховую графику; тональную графику (отмывку тушью); цветную многоцветную или полихромную графику.
Первоочередным навыком для будущего архитектора является грамотная отмывка. Именно благодаря ей развиваются творческие способности личности, происходит понимание правильного исполнения тонального графического исполнения, формируются профессиональные знания: композиционные, технические, научные.
Техника тональной графики существует очень давно – с момента изобретения китайской туши и акварельных красок. В архитектурной графике техника тушевой лессировка и акварельной покраски получила широкое распространение к началу XVIII в., хотя случаи использования тона в архитектурных и инженерных чертежах и рисунках характерны для многих мастеров времен европейского средневековья. Примеры архитектурной подачи фасадов, выполненные в XVIII- XIX веках впечатляют. В. Васнецов, Ф. О. Шехтель, М. Ф. Казаков, Ф. Б. Растрелли и многие другие мастера в своих работах передали всю красоту выполнения техники тушевой отмывки (рис. 1-6). Несмотря на появление новых приемов моделирования (компьютерного), не стоит пренебрегать ручной подачей. Сегодня она ценится, возможно, даже больше чем в прошлые столетия.
Рис. 1. Васнецов Виктор Михайлович.
Проект фасада Третьяковской галереи. Акварель, тушь, перо.
Рис.2 Москва. Царицыно, Оперный дом. Архит. В.И. Баженов
Рис. 3 Ф.О. Шехтель. Фасад. Мавзолей семьи Эрлангеров.
Рис. 4 Ф.О. Шехтель. Фасад.
Отделение Московской Городской Управы, 1898г.
Рис.5 Царицыно. Большой Дворец. М.Ф. Казаков, фасад Большого Дворца.
Рис.6 Ф.Б. Растрелли, проект перестройки Покровского Дворца, главный фасад.