Нормативно-правовые акты

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 02.06.2003. - № 22. - Ст. 2063.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3215.

4. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (в ред. от 04.03.2014) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 05.03.2007. - № 10. - Ст. 1152.

5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ». - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

6. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 18.10.1999. – № 42. - Ст. 5005.

7. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (в ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» - «Собрание законодательства РФ». - 19.08.2002. - № 33. - Ст. 3196.

8. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (в ред. от 19.03.2014) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 07.02.2005. - № 6. - Ст. 437.

9. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 111 (в ред. от 11.07.2014) «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // «Собрание законодательства РФ». - 07.02.2005. - № 6. - Ст. 438.

10. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (в ред. от 19.03.2014) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 07.02.2005. - № 6. - Ст. 439.

11. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (в ред. от 30.09.2013) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // «Собрание законодательства РФ». - 07.02.2005. - № 6. - Ст. 440.

12. Указ Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 21.02.2005. - № 8. - Ст. 629.

13. Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 (в ред. от 15.11.2013) «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // «Собрание законодательства РФ». - 03.10.2005. - № 40. - Ст. 4017.

14. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (в ред. от 29.07.2014) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» // «Собрание законодательства РФ». - 02.01.2006. - № 1. - Ст. 118.

15. Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 (в ред. от 29.07.2014) «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» // «Собрание законодательства РФ». - 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). - Ст. 3459.

16. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (в ред. от 23.06.2014) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // «Собрание законодательства РФ». - 05.07.2010. - № 27. - Ст. 3446.

17. Указ Президента РФ от 21.08.2012 № 1199 (в ред. от 28.12.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 27.08.2012. - № 35. - Ст. 4774.

18. Указ Президента РФ от 19.11.2007 № 1532 (в ред. от 19.05.2011) «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 26.11.2007. - № 48 (2 ч.). - Ст. 5949.

19. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (в ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // «Собрание законодательства РФ». - 05.05.2008. - № 18. - Ст. 2003.

20. Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 (в ред. от 10.08.2012) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» // «Собрание законодательства РФ». - 16.03.2009. - № 11. - Ст. 1277.

21. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (в ред. от 14.02.2014) «О мерах по противодействию коррупции» // «Собрание законодательства РФ». - 26.05.2008. - № 21. - Ст. 2429.

22. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 01.07.2014) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // «Собрание законодательства РФ». - 25.05.2009. - № 21. - Ст. 2542.

23. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 (в ред. от 23.06.2014) «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // «Собрание законодательства РФ». - 25.05.2009. - № 21. - Ст. 2544.

24. Указ Президента РФ от 06.04.2004 № 490 (в ред. от 25.07.2014) «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 12.04.2004. - № 15. - Ст. 1395.

25. Постановление Правительства РФ от 11.08.2007 №514 (в ред. от 14.05.2013) «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган» // «Собрание законодательства РФ». - 20.08.2007. - № 34. - Ст. 4248.

26. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 63 (в ред. от 26.03.2014) «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» // «Собрание законодательства РФ». - 09.02.2009. - № 6. - Ст. 739.

27. Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (в ред. от 10.07.2014) «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» // «Собрание законодательства РФ». - 10.09.2007. - № 37.- Ст. 4458.

28. Постановление Правительства РФ от 19.09.2013 № 822 «Об утверждении правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах» // «Собрание законодательства РФ». - 30.09.2013. - № 39. - Ст. 4977.

29. Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1142 (в ред. от 05.04.2014) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 12.11.2012. - № 46. - Ст. 6350.

30. Областной закон Ростовской области от 26.07.05 № 344-ЗС (в ред. от 07.05.2014) «О государственной гражданской службе Ростовской области» // «Наше время». - № 185-186. - 27.07.2005.

31. Областной закон от 01.08.2011 № 635-ЗС (в ред. от 31.07.2014) «О Правительстве Ростовской области» // «Наше время». - № 287-294. - 02.08.2011.

32. Областной закон Ростовской области от 09.10.2007 № 786-ЗС (в ред. от 07.05.2014) «О муниципальной службе в Ростовской области» // «Наше время». – « 350-356. - 17.10.2007.

33. Областной закон Ростовской области от 21.12.2005 « 419-ЗС (в ред. от 14.11.2013) «О Ведомстве по управлению государственной гражданской службой Ростовской области» // «Наше время». – № 336-338. - 27.12.2005.

34. Областной закон Ростовской области от 26.07.2005 № 345-ЗС (в ред. от 30.07.2013 № 1168-ЗС) «О Реестре государственных должностей Ростовской области и реестре должностей государственной гражданской службы Ростовской области» // «Наше время». – № 185-186. - 27.07.2005.

Научная литература

1. Акмалова А. Правовое регулирование местного самоуправления // Государственная служба. - 2011. - № 4. - С. 39.

2. Акопов Л.В., Сидоренко И.Н. Государственная гражданская служба субъектов РФ: правовое регулирование. Ростов-н/Д.: СКАГС. 2009.

3. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М.: РАГС. 2008.

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л. 2011.

5. Белолипецкий В.К. Этика и культура управления: учеб.-практ. пособие / В.К. Белолипецкий, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д: МарТ. 2004.

6. Бердашкевич А.П., Елкибаева З.И. Органы государственной власти: функционал и статус // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 9.

7. Борисов В.К., Бочарова Е.Ю. Современные концепции государственного управления: этический аспект // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2013. - № 2. - С. 32-43.

8. Бочарова Е.Ю. Роль институтов этического регулирования государственной службы в обеспечении политической нейтральности государственных служащих (на примере Новой Зеландии) // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2014. - № 3. - С. 87-96.

9. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля // Государство и право. - 2012. - № 6. - С. 16-23.

10. Браташова Ю.А. Правовое регулирование этики и служебного поведения государственного гражданского служащего Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2014. - № 5. - С. 36-39.

11. Буравлев Ю.И. Юридическая ответственность в системе государственной службы: проблемы совершенствования // Государство и право. - 2013. - № 5. - С. 5-15.

12. Бутова Т.В., Кривцова М.К., Цихоцкий Ф.Н.К вопросу о профессиональной этике государственного служащего // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2014. - № 19. - С. 71-75.

13. Гилязева М.Р. Социальные аспекты конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих // Власть. - 2011. - № 5. - С. 34-40.

14. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет: учеб. пособие / под общ. Ред. Е.В. Охотского. – М.: РАГС. 2006.

15. Гусейнов А.А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики. 2008.

16. Давыдов К.В. Должностные регламенты государственных гражданских служащих как элемент реформы государственной службы РФ: основные правовые проблемы // Административное право и процесс. - 2011. - № 4. - С. 27-32.

17. Дунаева А.И., Удачин Н.О. Перспективы и возможности применения зарубежного опыта в этическом регулировании государственной службы Российской Федерации // Управленческие науки в современной России. - 2014. - № 1. - С. 151-154.

18. Ершова О.А. Этика и культура управления: учебное пособие / О.А. Ершова. – Киров: Изд-во ВятГГУ. 2008.

19. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учеб. пособие / Е.В. Золотухина-Аболина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д. МарТ. 2005.

20. Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба России: история и современность. Ростов н/Д: МарТ, Феникс. 2010.

21. Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба современной России. Ростов н/Д: СКАГС. 2009.

22. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: учебное пособие / А.И. Ионова. – М.: РАГС. 2005.

23. Касьянов В.С. Формы, факторы и видовые признаки системной коррупции. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2013. - № 1. - С. 136-146.

24. Катренко Е.В. Система профессионально-нравственных качеств государственных гражданских служащих: социологический анализ // Научная перспектива. - 2013. - № 2. - С. 53-55.

25. Кокин Н.А., Цихоцкий Ф.Н., Индарбае А.А. Регулирование этического поведения на государственной службе // Вестник Академии. - 2013. - № 4. - С. 116-121.

26. Колосова Н.А. Пространство этикета: история и современность, государства и народы, классы и сословия: учеб. пособие / Н.А. Колосова, В.В. Силкин. – Саратов. 2002.

27. Корченов В. Организационно-правовое обеспечение противодействия коррупции // Государственная служба. - 2011. - № 1. - С. 15.

28. Костенников М.В., Куракин А.В., Ватель А.Ю Антикоррупционные и этические стандарты служебного поведения государственных гражданских служащих // Административное право и практика администрирования. - 2014. - № 4. - С. 15-39.

29. Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – М.: ИНФРА-М. 2011.

30. Кузнецова И.М., Попов В.М., Рудой В.В. Государственная гражданская и муниципальная служба в Российской Федерации: Учебное пособие. Ростов н/Д: ЮРИФ РАНХиГС. 2013.

31. Магомедов К. Конфликт интересов в местных органах власти: социологический ракурс // Государственная служба. - 2011. - № 4. - С. 43-46.

32. Магомедов К. Местное самоуправление: социологический анализ состояния и перспектив // Государственная служба. - 2011. - № 3. - С. 13.

33. Макаров С. Теоретические положения определения понятия «вид государственной службы» // Государственная служба. - 2011. - № 3. - С. 107-109.

34. Миннигулова Д.Б. Административная и уголовная ответственность государственных гражданских служащих: коллизии правового регулирования // Административное право и процесс. - 2012. - № 6. - С. 27-29.

35. Михайлов В. Нормативное обеспечение государственной политики противодействия коррупции // Государственная служба. - 2011. - № 4.

36. Михайлов В. Пределы исполнения поручений на государственной службе // Государственная служба. - 2011. - № 1. - С.26.

37. Нужнова С.Л. Становление системы управления государственной службой в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2010. - № 3. - С. 48-59.

38. Омельченко Н.А. Этика и культура управления в системе государственной власти и государственной службы: учебное пособие / Н.А. Омельченко. – М.: ГУУ. 2010.

39. Осипова И.Н. Этика и культура управления: учебное пособие / И.Н. Осипова. – М.: ФОРУМ. 2011.

40. Охотский Е. В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание: учебно-методический комплекс. М.: Экономика. 2011.

41. Панина О.В., Плотицына Л.А. Система этических принципов и норм служебной профессиональной этики государственных гражданских служащих: проблемы формирования и реализации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7. - С. 311-316.

42. Петрова Д.Е., Кривцова М.К., Свиридова Е.С.Зарубежный опыт поддержания служебной и профессиональной этики на государственной службе // Theoretical & Applied Science. - 2014. - № 4 (12). - С. 150-154.

43. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: учебник / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов. – 4-е изд. – М.: ТК Велби. 2010.

44. Практикум по учебной дисциплине «Этика и культура управления»: для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» / сост. Н.А. Омельченко, Д.Ю. Знаменский, Д.А. Филимонов. – М.: ГУУ. 2010.

45. Профессиональная этика: учебное пособие / отв. ред. М.И. Росенко. – СПб. 2006.

46. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. – ЛКИ. 2010.

47. Ромашина Е.В. Классификация научных подходов к определению «коррупция» // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 7. - С. 32-34.

48. Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих (социально-философский аспект) / П.П. Степнов. – М.. 2006.

49. Суркова Ю.Г. Этико-правовые аспекты государственной службы как объекта контрольной деятельности // Вестник Российского нового университета. - 2014. - № 3. - С. 49-53.

50. Сутор Б. Политическая и экономическая этика: учебное пособие (перевод С. Курбатовой, К. Костюка). - Инфотропик Медиа. 2001.

51. Шободоева А.В. Проблема формирования нравственных основ государственной гражданской службы Российской Федерации // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2013. - № 6. - С. 25.

52. Ягер Дж. Деловой протокол. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Дж. Ягер. – Инфотропик Медиа. 2012.

53. Ядоян В.О. Вопросы этического регулирования профессионального поведения государственных служащих в Российской Федерации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 5. - С. 303-305.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Теоретические основы этики как науки о морали.

2. Основные проблемы теории морали.

3. Мораль и нравы. Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления.

4. Образы морали в истории мысли (античная этика Сократа, этика Аристотеля, Христианская этика, этика И.Канта, этика Ф.Ницше, Э.Фромма).

5. Проблемы утверждения высших моральных ценностей в сфере государственного и муниципального управления.

6. Роль права в формировании и развитии этики государственной и муниципальной службы.

7. Нормативно-правовая база, регулирующая особенности этики служебного подведения государственных и муниципальных служащих. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

8. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

9. Принципы и нормы этики государственной и муниципальной службы.

10. .Конфликт интересов и его этические аспекты.

11. Проблемы негативного поведения государственных и муниципальных служащих (служебные преступления, взяточничество, коррупция, лоббизм).

12. Контроль за соблюдением требований и служебному поведению государственных и муниципальных служащих.

13. Проблемы внедрения этических ценностей в деятельность государственных и муниципальных служащих.

14. Разработка этических кодексов для государственных и муниципальных служащих.

15. Основные тенденции изменения государственной и муниципальной службы и их влияние на этику государственных и муниципальных служащих.

16. Российская практика формирования и изменения этики государственной и муниципальной службы.

17. Морально-нравственные аспекты бюрократизма на государственной и муниципальной службе.

18. Реализация нравственных принципов в практике государственного управления США.

19. Европейский опыт формирования нравственных основ государственной службы.

20. Опыт внедрения принципов морали в Японии, Китае, Южной Корее.

21. Политика и мораль.

22. Этика политических конфликтов.

23. Принцип справедливости в политике.

24. Предмет и сфера экономической этики.

25. Этика взаимоотношений государства и бизнеса.

26. Практика социально ответственного бизнеса в России, США, Европейском союзе.

27. Особенности управления в системе органов государственной и муниципальной власти.

28. Субъекты и объекты управления. Цели, функции и методы управления.

29. Руководство и лидерство. Стили руководства.

30. Теории лидерства.

31. Место и роль руководителя в системе государственного и муниципального управления.

32. Культурный облик руководителя и критерии эффективности государственной и муниципальной службы.

33. Руководитель и подчиненный: этика приказов и поручений.

34. Управленческая культура и этикет на государственной и муниципальной службе.

35. Функции и принципы этикета государственных и муниципальных служащих.

36. Правила служебного этикета.

37. Имидж государственных и муниципальных служащих: понятие и характеристики.

38. Технологии формирования имиджа государственных и муниципальных служащих.

39. Внутренние и внешние аспекты имиджа государственного и муниципального служащего.

40. Язык дипломатического протокола и этикета (терминология, определение понятий).

41. Источники норм дипломатического протокола.

42. Сферы действия норм дипломатического протокола

43. Мотивация в системе государственной и муниципальной службы.

44. Иерархия потребностей и ее использование для мотивации персонала в органах государственной и муниципальной власти.

45. Особенности управленческой речевой коммуникации.

46. Культура устной речи. Культура письменной речи и административный речевой этикет. Культура делового спора.

47. Служебный этикет в и информационных сетях. Правила проведения презентаций.

ТЕСТЫ


1. Что является объектом изучения этики?

а) мораль;

б) право;

в) искусство.

2. Какой мыслитель считается основоположником этического знания?

а) Конфуций;

б) Сократ;

в) Тит Лукреций Кар.

3. В чем заключается смысл такого морального принципа, как гедонизм?

а) в самоотречении, отказе от мирских благ;

б) в относительности нравственных категорий;

в) в получении наслаждения и в избежании страданий.

4. Что считалось главной добродетелью в эпоху Средневековья?

а) счастье;

б) любовь к Богу;

в) бескорыстие.

5. Этические воззрения какого средневекового ученого легли в основу теории и практики инквизиции?

а) Фомы Аквинского;

б) Августина Блаженного;

в) Пьера Абеляра.

6. Какая задача в плане развития этического знания стояла перед мыслителями Нового времени?

а) подвергнуть мораль серьезному научному анализу;

б) поддерживать взгляды церкви на мораль и нравственность;

в) заняться поиском новых добродетелей.

7. Какое этическое направление XX в. представляли такие учения, как позитивизм и прагматизм?

а) научно-рационалистическое;

б) иррационалистическое;

в) религиозное.

8. Какой мыслитель явился основателем психоаналитической этики?

а) И. Кант;

б) 3. Фрейд;

в) Дж. Дьюи.

9. В каком документе были сформулированы нравственные нормы и нравственные требования к гражданину СССР?

а) в Конституции СССР;

б) Кодексе законов о труде;

в) Моральном кодексе строителя коммунизма.

10. Какие нижеперечисленные категории относятся к сфере морали?

а) добро;

б) воспитание;

в) справедливость;

г) время;

д) честь.

11. Что является объектом административной этики?

а) нравственное поведение общества;

б) нравственное поведение государственных служащих;

в) нравственное поведение государственных служащих, занимающихся процессом управления.

12. Каково главное предназначение нравственных принципов государственной и муниципальной службы?

а) создание надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышение эффективности государственной и муниципальной службы;

б) способствование карьерному продвижению государственных и муниципальных служащих;

в) повышение профессионализма государственных и муниципальных служащих.

13. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к нравственным принципам государственной и муниципальной службы?

а) принцип лояльности;

б) принцип федерализма;

в) принцип гуманизма;

г) принцип равного доступа к государственной и муниципальной службе.

14. В каком историческом правовом документе была впервые предпринята попытка обоснования нравственного принципа служения государству?

а) в Домострое (XVI в.);

б) Табели о рангах (1722 г.);

в) Уставе о службе гражданской (1832 г.).

15. Одной из составляющей нравственного принципа гуманизма является вежливость. Что она означает применительно к государственному и муниципальному служащему?

а) ответственность за порученное дело;

б) уважительное отношение к окружающим;

в) отсутствие стремления к наживе.

16. Какого числа мир отмечает Международный день терпимости, учрежденный ЮНЕСКО в 1995 г.?

а) 1 января;

б) 12 июня;

в) 16 ноября.

17. В каком нормативном правовом акте РФ впервые нашел отражение нравственный принцип лояльности?

а) в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;

б) Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»;

в) Законе о государственной гражданской службе.

18. В каком году был разработан и принят Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих, который по­служил основой для создания аналогичных документов в органах государственной власти РФ?

а) в 2008 г.;

б) 2010 г.;

в) 2012 г.

19. Какая структура призвана регулировать моральные коллизии в органе государственной службы?

а) комиссия по соблюдению требований к служебному пове­дению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;

б) аттестационная комиссия;

в) комиссия по трудовым спорам.

20. В каком документе были впервые сформулированы нормы административной морали применительно к государственным служащим США?

а) в Конституции США;

б) Кодексе этики правительственной службы США;

в) Законе «Об этике служащих государственных органов».

21. Какое название получил орган, учрежденный в 1989 г. Конгрессом США для надзора за соблюдением этических норм служащими исполнительной власти?

а) Управление государственной этики;

б) Комитет Сената США по этике;

в) Управление по делам правительственной этики.

22. Каким документом регулируется нравственное поведение рядовых служащих государственного аппарата Великобритании?

а) Конституцией Великобритании;

б) Кодексом государственной гражданской службы;

в) законом о Палате общин.

23. Какое название получил орган, созданный в Нидерландах для оказания помощи государственным органам в укреплении нравственных основ своей деятельности:

а) Высшая аттестационная комиссия;

б) Комиссия Кабинета министров по вопросам этики государ­ственных служащих;

в) Бюро обеспечения этики и добропорядочности в сфере госу­дарственного управления.

24. В течение какого срока в соответствии с Ценностным этическим кодексом государственного служащего Канады чиновник после принятия на службу обязан представить подробный конфиденциальный доклад о своем имуществе и обо всех прямых и существенных обязательствах, способных противоречить его должностным интересам?

а) на следующий день после принятия на государственную службу;

б) в течение 60 дней после принятия на государственную службу;

в) в течение одного года после принятия на государственную службу.

25. Какая структура осуществляет деятельность по пропаганде и соблюдению требований Кодекса поведения государственных служащих Австралии?

а) парламент Австралии;

б) Верховный суд Австралии;

в) правительственная комиссия по вопросам государственной службы и защите прав служащих.

26. Какое название носит структура, призванная следить за соблюдением этических правил государственными служащими Японии?

а) комиссия по соблюдению требований к служебному поведе­нию и урегулированию конфликта интересов;

б) комиссия по этике государственных служащих;

в) комиссия по разрешению трудовых споров.

27. Сколько правил нравственного поведения, которыми следует руководствоваться всем представителям партийной и государственной власти Китая, сформулировал генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао?

а) 5;

б) 8;

в) 10.

28. Кем был разработан Кодекс поведения государственных служащих Южной Кореи?

а) Президентом Южной Кореи;

б) парламентом Южной Кореи;

в) Корейской независимой комиссией по борьбе с коррупцией.

29. Как формулируется золотое правило этикета, применяемое во взаимоотношениях начальника и подчиненных:

а) человек человеку друг, товарищ и брат;

б) относитесь к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам;

в) начальник всегда прав.

30. Какую временную паузу рекомендуется выдержать, чтобы после приветствия перейти к деловой стороне разговора:

а) 1 -5 минут;

б) 5 - 10 минут;

в) подобная временная пауза ничем не регламентирована.

31. В какой зоне кабинета руководителя должен быть расположен журнальный столик:

а) в рабочей;

б) совещательной;

в) неформальной.

32. В какой части рабочего стола рекомендуется держать просмо­тренные, выправленные и завизированные документы:

а) в левой;

б) в правой;

в) это ничем не регламентировано.

33. Из каких элементов состоит мужской деловой костюм-тройка:

а) пиджака, брюк и туфель;

б) пиджака, галстука и брюк;

в) пиджака, брюк и жилетки.

34. Какому требованию должна отвечать сумочка женщины - государственного служащего:

а) должна быть по размерам такой, чтобы вместить листы формата А4;

б) должна гармонировать с цветом волос женщины;

в) должна быть изготовлена из дорогих материалов кожи.

35. После какого по счету телефонного звонка рекомендуется поднимать трубку:

а) после одного-двух;

б) после трех-четырех;

в) служащий сам решает, когда ему снимать трубку.

36. В течение какого времени государственному служащему можно звонить сослуживцу на домашний телефон:

а) с 8.00 до 21.00;"

б) с 9.00 до 22.00;

в) время не регламентировано.

37. Что из перечисленного ниже относится к механизмам внедрения норм служебного этикета в деятельность государственного и муниципального служащего:

а) разработка этических кодексов;

б) проведение научных конференций и семинаров;

в) создание специальных органов, рассматривающих этические проблемы;

г) написание диссертаций и монографий по соответствующей проблематике.

Глоссарий

Административная этика - вид профессиональной этики, наука о приложении моральных принципов к пове­дению должностных лиц в организации; адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципаль­ной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, мотивирующих поведение служащих, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государ­ственного и муниципального управления.

Аскетизм - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслажде­ний, подавление чувственных стремлений ради достижений каких-либо социальных целей или нравственного самосо­хранения.

Бескорыстие - моральное качество личности, характеризующееся отсутствием стремления к наживе, личной выгоде.

Бюрократизм - это система отношений и нравов, которая обусловлена бесконтрольностью бюрократии. На практике это приводит к чрезмерному усложнению канцелярских процедур, что влечет за собой большие временные затраты.

Вежливость - моральное качество личности, для кото­рой уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Гедонизм - этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является получение наслаждения.

Государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственный служащий - гражданин России, осуществляющий профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполне­ния полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосред­ственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Грубость - отрицательное моральное качество, харак­теризующее пренебрежение культурой поведения. Внешне выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, невнимании к чужим интересам и запросам, безза­стенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, неумении сдерживать свое раздражение, оскорблении достоинства людей, развязности, сквернословии, употре­блении унизительных кличек и прозвищ, хулиганских действиях.

Гуманизм - принцип мировоззрения (в том числе нравственности), в основе которого лежит убеждение о том, что высшей ценностью на Земле является человек.

Добро - одно из наиболее общих императивно-оценочных понятий морали, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Долг - внутренне принимаемое добровольное обязательство.

Достоинство - моральное понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, осо­бое моральное отношение человека к себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.

Зло - понятие, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Индивидуализм - понятие, суть которого сводится к подчеркиванию индивидуальной свободы, личной независимости, превышению интересов личности над интересами коллектива.

Коллективизм - термин, обозначающий главенство кол­лектива или группы (общества, государства, нации, класса и т.д.) над человеческой личностью.

Коррупция — противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании долж­ностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов.

Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, форм повседневного поведения человека в обществе, основанных на нравственных и эстетических нормах.

Культура речи - степень овладения языковыми нор­мами, а также умение пользоваться этими выразитель­ными средствами языка в разных условиях общения, при соблюдении требований этики общения и в соответствии с целями и содержанием высказывания.

Лояльность - нравственный принцип и качество, означающие корректное, благонадежное отношение к кому-либо или чему-либо. Для государственного и муниципального служащего лояльность означает желание соблюдать установленные правила поведения в организации, ценности, нормы поведения.

Манеры - внешние формы поведения и общения между людьми.

Мораль - форма общественного сознания (наряду с наукой, религией, искусством, правом), регулирующая отношения между людьми и их поведение.

Моральная норма - элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.

Моральная санкция - подтверждение нравственных требований посредством одобрения или осуждения уже совершенных поступков людей (а также общественных явлений).

Морально-психологический климат - устойчивое эмо­ционально-нравственное состояние социальной группы, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мне­ние относительно важнейших материальных и духовных ценностей.

Моральные знания - научные представления людей о сущности морали, ее структуре, функциях, об основных категориях, о закономерностях развития и т.д.

Моральные качества - понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Они характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера.

Моральные ценностные ориентации - система относительно устойчивых, социально обусловленных, закрепленных жизненным опытом индивида его убеждений о наиболее значимых, существенных, предпочитаемых для себя материальных духовных благах и идеалах, и наиболее приемлемых, достойных способах их получения.

Моральный выбор - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому.

Моральный принцип - одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражены наиболее обобщенно. Моральные принципы дают человеку общее направление его поведения и деятельности, служат основанием для более частных норм поведения.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Нравственная культура личности - характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Нравственность — понятие, являющееся синонимом морали.

Нравственные идеалы — положения, которые ука­зывают на высшую цель деятельности человека, жизни в целом, на наиболее совершенную модель поступка, чело­веческих отношений, личности и т.д.

Нравственные принципы государственной и муници­пальной службы - совокупность норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения государственных и муниципальных служащих между собой, с другими членами общества в процессе профессиональной деятельности с целью соз­дания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государствен­ной и муниципальной службы.

Облик - внешний вид, наружность; характер, душевный склад; форма жизнепроявления человека.

Обычай - унаследованный стереотипный способ пове­дения, который регулярно воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Ответственность моральная - форма деятельности совести человека, которая включает анализ собственного поведения (поступков, чувств, отношений и т.д.) и соотнесения его с этически должным. Применительно к госу­дарственной и муниципальной службе представляет собой соотнесение реального поведения чиновника с эталонным, задаваемым требованиями профессиональной этики и служебного этикета.

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность - в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, природе в целом.

Прагматизм - направление в философии морали, в котором критерием истинности той или иной нравственной нормы считается ее работоспособность, конечный результат, ее практические последствия.

Принципиальность - моральное качество личности, обо­значающее стремление поступать в соответствии со своими убеждениями, принципами, независимо от того, насколько это будет для личности опасно, дорого или неприятно.

Профессиональная этика - наука, изучающая профессиональную специфику морали определенной профессии, нравственные аспекты труда с целью социально-философского истолкования культурно-гуманистического назначения той или иной профессии; учебная дисциплина, изуча­ющая исторически сложившуюся систему нравственных принципов, норм и ценностей, которая функционирует в рамках определенной профессии и определяет ее моральный авторитет в обществе.

Профессиональные нравственные нормы - одна из наиболее простых форм нравственного требования. Они предписывают, какие конкретно поступки человек определенной профессии должен совершать.

Профессиональные нравственные принципы - одна из форм нравственного сознания, в которой моральные тре­бования, выработанные обществом применительно к опре­деленной профессии, выражаются наиболее обобщенно. Они дают специалисту общее направление его поведения и обычно служат основанием для более частных норм поведения.

Профессиональные нравственные ценности - разновидность духовных ценностей общества. Они представляют собой одну из форм отношений представителей профессионального сообщества между собой. Конкретизируются в представлениях о добре и зле, справедливости, долге и т.д., которые исторически сложились в той или иной профессии. В качестве общепринятых профессиональных ценностей почитаются честность, верность избранной профессии, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм, толерантность.

Релятивизм - этический принцип, согласно которому представления о морали, добре и зле носят относительный, изменчивый и условный характер.

Речевой этикет - совокупность устойчивых норм и пра­вил речевого общения, принятых в обществе.

Ритуал - исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в которой форма исполнения действий строго канонизирована, лишена непосредственной общественной целесообразности и имеет лишь символическое значение.

Сквернословие - речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань.

Скромность - моральное качество, проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключи­тельных достоинств и особых прав, критически относится к своим заслугам и недостаткам.

Служебное поведение - совокупность поступков и дей­ствий должностного лица или группы лиц, осуществляемых в пределах установленных законом полномочий, в процессе взаимодействия между собой и с внешней средой по поводу выполнения ими своих должностных обязанностей.

Служебный (деловой) этикет - совокупность опреде­ленных правил поведения, необходимых для соблюдения в течение рабочего времени и при исполнении должностных обязанностей.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реа­лизовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

Справедливость - понятие, выражающее распределение ценностей и благ между индивидами в соответствии с их деятельностью, соотношения прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.

Счастье - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осущест­влению своего человеческого назначения.

Тактичность - моральное качество личности, главной чертой которого является чувство меры, которое необхо­димо соблюдать при общении с другими людьми.

Технология управления служебным поведением госу­дарственного и муниципального служащего - совокуп­ность способов, форм, методов и приемов воздействия на государственного и муниципального служащего в усло­виях его профессиональной деятельности с целью форми­рования и развития у него нравственных качеств, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей.

Традиция - элементы социального и культурного наследия (материальные и духовные ценности), передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Честность – моральное качество личности, включающее правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и самим собой.

Эвдемонизм - этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.

Этика - наука, объектом изучения которой является мораль.

Этика государственного и муниципального служа­щего — наука о профессиональной морали государствен­ного и муниципального служащего; кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования общества к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, социальному предназначению его служебной деятельности, характеру его взаимоотношений с обществом, государством в процессе обеспечения их вза­имодействия и защиты прав и законных интересов граждан; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной и муниципальной службе между руководителями и подчиненными, колле­гами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание нормального морально-психологического климата в коллективе и достижение целей, вытекающих из назначения данной профессии.

Этический кодекс - свод общих принципов профессиональной этики и основных правил служебного поведения, которым должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие независимо от занимаемой должности.

Учебное издание

Наши рекомендации