Локальные, специфические и серединные культуры. Субкультура и контркультура
Продолжительное совместное проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако каждая группа при этом существует в своих специфических климатических, географических, исторических и других условиях. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на земле. В исторической практике культура предстает в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри них – в виде культур отдельных стран и народов, которые принято называть локальными культурами.
Локальные культуры – это замкнутые, самодостаточные типы культур, которые, как правило, не взаимодействуют с другими типами культур.
Наличие локальных культур является объективной и закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Например, некоторые из локальных культур похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Каждая отдельная культура воплощает в себе специфический опыт жизненной практики какого-либо конкретного народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты.
Своеобразие культуры того или иного народа может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных правилах поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
Таким образом, любая культура отличается своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном обществе.
Серединная культура – это традиционная, обычная культура, доминирующая в обществе.
Специфическая культура–это тип культуры, не похожий на другие, развивающийся по своим внутренним законам и малосвязанный с другими культурами.
Специфической культурой может выступать любая культура, которая отличается от всех иных и проявляется по-разному.
Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая «маргинальная культура», которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (серединной) культуры, образа жизни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (серединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду). Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.
Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура – особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное относительно автономное культурное существование.
В-третьих специфическая культура выступает как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в ядро срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими — часто противоположными.
Рассмотрим понятия контркультуры и субкультуры подробнее.
Контркультура – это часть культуры, элементы которой находятся в оппозиции к господствующим образцам или полностью отрицают их. Социокультурные установки контркультуры противостоят фундаментальным принципам определенной существующей культуры.
Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 г. Он был введен американским социологом Теодором Роззаком, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен.
Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960 – 1970-х гг. – битники и хиппи, выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали.
К 1960-м гг. спектр различных молодежных течений стал шире. При этом в качестве их создателей все чаще выступали тинэйджеры – подростки от 13 до 19 лет. Так появились рокеры, панки, «теды», «моды», «скинхеды». Тогда же появились движения, ориентированные на Восток, использующие восточную атрибутику, а главное – идеи восточной философии и религий.
Появление контркультуры – специфическая черта не только XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей постоянно происходит в мировой культуре. Например, контркультурой можно назвать христианство в Римской империи, светскую культуру в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения и т.д.
Наряду с контркультурой в любой культуре есть многочисленные субкультуры, которые надо отличать друг от друга.
Субкультура – это крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), которые отличаются определенной местной спецификой тех или иных черт. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей.
Существование субкультур связано с тем, что общество, как и культура, не может быть абсолютно однородно. Помимо центрального ядра оно включает в себя другие группы со специфическими признаками культуры. При этом основная масса культурных элементов этих групп идентична или близка базовой культуре, от которой они отличаются лишь некоторыми элементами или чертами.
Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики.
В качестве примеров можно назвать субкультуру русских старообрядцев, субкультуру заключенных, субкультуры молодежи и пенсионеров, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и т.д.
Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономность от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. Они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но при этом сохраняют приверженность к основным ценностным установкам основной культуры. Субкультуры – это лишь отклонения от основного пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспосабливаются к ней. Именно этим они отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.
Контрольные вопросы
1. Что такое тип культуры, типологизация, типология культуры?
2. Назовите основные виды типологии культуры.
3. Дайте краткие характеристики каждой типологии культуры.
4. Назовите современные подходы к типологии культур. Что, по мнению Герберта Маклюэна, является основой культуры?
5. Что представляет собой мировая культура?
6. Какие факторы участвуют в формировании этнической культуры?
7. В чем заключаются различия между этнической и национальной культурой?
8. Дайте характеристики народной, элитарной и массовой культуре.
9. Чем характеризуются восточный и западный типы культуры? В чем их отличия?
10. Что такое локальные культуры?
11. Чем контркультура отличается от субкультуры?
Список литературы
1. Горлова, И. И. Культурология. Учебное пособие / И. И. Горлова. – М.: Дашков и К, 2011.
2. Гуревич, П. С. Культурология. Учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008.
3. Драч, Г. В. Культурология: учебник для вузов / Г. В. Драч, О. Штомпель, Л. Штомпель, В. Королев. – СПб.: Питер, 2011.
4. Доброхотов, А. Л. Культурология / А. Л. Доброхотов. – М.: Форум. 2010.
5. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2008.
6. Культурология. В 2-х т.: энциклопедия, Т1 / гл. ред. С.Я. Левит. – М., 2007.
7. Культурология. Курс лекций / отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2007.
8. Культурология: Учебник / под. ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. школа, 2005.
9. Культурология. Учебно-методическое пособие по культурологии / Е.А. Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2010.
10. Мартынов, Ф. В. Теория культуры: учебное пособие / Ф. В. Мартынов. – М.: Асар, 2008.
11. Маркова, А. Н. Культурология / А. Н. Маркова. – М.: Юнити-дана, 2009.
12. Пивоев, В. М. Культурология. Введение в историю и теорию культуры / В. М. Пивоев. – М.: КноРус, 2011.
13. Романов, Ю. Культурология. Краткий курс / Ю. Романов. – М., 2009.
14. Скворцова, Е. М. Теория и история культуры. Учебник для вузов / Е. М. Скворцова. – М.: ЮНИТИ, 1999.
15. Соколов, Э. В. Культурология: Очерки теорий культуры / Э. В. Соколов. – М., 1994.
16. Тетерина, Е. А. Культурология. Терминологический словарь / Е. А. Тетерина. – Пенза: Изд. ПГУ, 2008.
17. Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. — М., 2002.