Примерное сочинение по тексту Л. Жуховицкого
ЧАСТЬ С
Тексты и примерные сочинения
Т е к с т 1.
(I) Когда-то существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не с колыбели, а прямо с момента рождения.
(2) Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (3) Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.
(4) Мальчик умер – но молча!
(5) Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной – войны да восстания рабов? (6) Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7) Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?
(8) Постепенно я понял: всё было закономерно. (9) Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.
(10) В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (11) В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. (12) Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (13) Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести».
(14) Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15) Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.
(16) Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17) Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом.
(18) Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса.
(19) От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20)Неинтересная была страна.
(21) Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви. (22) Умели ли они любить – легенды об этом молчат. (23) Холодная была страна.
(24) История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25) Этот смельчак был ещё и трус. (26) Боли не испугался, смерти не испугался – испугался общественного мнения. (27) Конечно, любое общество без общественного мнения разваливается. (28) Но ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается. (29) В Спарте боялись общественного мнения. (30) Робкая была страна.
(31) Спартанцы умели защищаться – но что им было защищать?
(32) Нелюбимых жён и нелюбящих матерей? (33) Право сбрасывать со скалы? (34) Свободу? (35) Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (36) Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью.
(37) Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни!
(38) Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней, … и не столь разительно отличалась от Афин. (39)Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40)Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины.
(41) Воспитание воли и решительности – задача важная, но далеко не единственная. (42) Прежде всего человека нужно воспитать человечным – иначе он всю жизнь будет бороться только за себя. (По Л.А. Жуховицкому)
Примерное сочинение по тексту Л. Жуховицкого
Какие качества в человеке необходимо воспитывать в первую очередь: смелость, решительность, стойкость или способность мыслить, изобретать? Ребенок, приученный лишь к борьбе, никогда не сможет проявлять сострадание, заботу о слабом, беззащитном человеке. Наращивая мышцы, развиваясь физически, он разрушается духовно, не становится полноценной личностью. С самого рождения необходимо заботиться о всестороннем развитии человека, тогда и общество сможет развиваться.
Л. А. Жуховицкий, который восхищался в детстве суровой Спартой, позже понял, что со скал, обрывов сбрасывались талантливые, самые умные люди. В результате у Спарты не осталось своей культуры: произведений живописи, картин, книг, фресок. В отличие от Афин, которые заложили фундамент современной культуры, оставили богатое культурное наследие.
Я абсолютно согласна с мнением автора: ведь история знает немало примеров, когда слабый, физически неполноценный человек вносил огромный вклад в развитие общества, страны и мира в целом. Великий композитор Л. Бетховен был слепым, но он создал такие творения, которые на протяжении веков не теряют своей значимости, оригинальности. Они исцеляют душу человека, дарят наслаждение.
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в казаке воспитывают как отвагу, мужество, смелость, так и приучают к чтению, письму. Благодаря этому, в казачьем быте так развито народное творчество: песни, былины. С ними живет казак, разделяет трудности и невзгоды, защищает свой дом семью.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» М.И. Кутузов не имел одного глаза, но при этом смог победить в Отечественной войне 1812 года, привести русскую армию к победе.
В заключение хочется сказать: человеку необходимо всестороннее развитие личности, только тогда он сможет жить полноценной жизнью: любить, сострадать, бороться, сочувствовать, изобретать. Если бы мы жили по законам Спарты, то всякое развитие общества и культуры утратило бы свою значимость, а главной задачей было бы убийство друг друга. Но разве в этом заключается смысл человеческой жизни?
Текст 2
(l)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)0 чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот И заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11 )Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают гения, таланта, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого. (По В. Ганичеву)