Классификация услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания
Тема урока №1
Характеристика предприятий общественного питания
1)Особенности производственно – торговой деятельностипредприятий общественного питания.
Предприятие общественного питания- это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и организации потребления.
Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающимися по типам, специализации.
Успешная деятельность предприятия (фирмы) должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые:
· Отвечают четко определённым потребностям;
· Удовлетворяют требованиям потребителей;
· Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
· Отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
· Предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
· Обуславливают получение прибыли.
2)Основные типы предприятий общественного питания.
Тип предприятия общественного питания –это вид предприятия с характерными особенностями кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых услуг потребителям.
Основные типы предприятий общественного питания:
Ресторан-предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного изготовления,включая заказные и фирменные блюда и изделия: алкогольные, прохладительные и, горячие и другие виды напитков, мучные, кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары, с высоким уровнем обслуживания и , как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений.
Бар- предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.
Кафе - предприятие общественного питания по организации питания и (или без) отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции общественного питания, реализующие фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки.
Столовая-предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определённый контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню, различными по дням недели.
Закусочная -предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольной продукцией.
А также - кафетерий, шашлычная, пиццерия, бистро, магазины кулинарии.
3)Основные классы предприятий общественного питания.
Классы в соответствии с ГОСТР 50762 -95 « Общественное питание. Классификация предприятий» должны соответствовать следующим признакам:
Люкс -изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, фирменных блюд, изделий-для ресторана, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей –для бара.
Высший -оригинальность интерьера, комфортность услуг на должном уровне, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных фирменных блюд и изделий – для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков и коктейлей – для баров.
Первый-гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент заказных и фирменных блюд ,изделий и напитков сложного приготовления – для ресторанов, набор напитков несложного приготовления, в том числе фирменных – для баров.
Экстерьер-это внешнее оформление предприятия общественного питания
(витрина, вывеска, отделка у входа в предприятие общественного питания)
Интерьер -это внутреннее оформление предприятия общественного питания
(оригинальность в стиляхоформление: стен, полов, мебели, униформы официанта, столового белья посуды).
4)Характеристика основных классов предприятий общественного питания. Услуги общественного питания.
Предприятия общественного питания классифицируются:
ü в зависимости от характера производства:
- заготовочными (специализированными),
-доготовочными,
-предприятия с полным циклом производства
ü в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции:
-универсальные (выпускают разнообразные блюда из разных видов сырья),
-специализированные(осуществляют производство и реализацию продукции из
определённого вида сырья).
ü в зависимости от совокупности отдельных признаков, характеризующих качество и объём предоставляемых услуг, уровень и качество обслуживания, предприятия общественного питания определенного типа делят на классы:
-Люкс
-высший,
-первый.
На классы подразделяются рестораны и бары, остальные типы на классы не подразделяются.
Классификация услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания.
Услуги, предоставляемые потребителям на предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также граждан-предпринимателей, подразделяются на:
· услуги питания;
· услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
· услуги по организации потребления продукции и обслуживания;
· услуги по реализации кулинарной продукции;
· услуги по организации досуга;
· информационно-консультативные услуги;
· прочие услуги.
Услуги питания представляют собой услуги по изготовлению кулинарной продукции и созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия и подразделяются на услуги питания ресторана, кафе, бара, столовой, закусочной.
Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий включают изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении; изготовление блюд из сырья заказчика на предприятии; услуги повара, кондитера по изготовлению блюд, кулинарных и кондитерских изделий на дому.
Услуги по организации потребления продукции и обслуживанию включают организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий; организацию питания и обслуживание участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий в зонах отдыха; доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в банкетном исполнении; доставку кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах, в офисах, на дому, в пути следования пассажирского транспорта (в том числе в купе, каюте, салоне самолета), в номерах гостиниц; бронирование мест в зале предприятия общественного питания; продажу талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами; организацию рационального комплексного питания.
Услуги по реализации кулинарной продукции включают: реализацию кулинарной продукции и кондитерских изделий через магазины и отделы кулинарии, вне предприятия; отпуск обедов на дом; комплектацию наборов кулинарной продукции в дорогу, в том числе туристам.
Услуги по организации досуга включают организацию музыкального обслуживания, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм; предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, биллиарда.
Информационно-консультативные услуги включают консультации специалистов по изготовлению, оформлению кулинарной продукции и кондитерских изделий и сервировке стола; консультации диетсестры по вопросам использования кулинарной продукции при различных видах заболеваний (в диетических отделениях и столовых); организацию обучения кулинарному мастерству.
К прочим услугам следует отнести: прокат столового белья, посуды, приборов, инвентаря, продажу фирменных значков, цветов, сувениров; предоставление парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви; мелкий ремонт и чистку одежды; упаковку блюд и изделий, оставшихся после обслуживания потребителей; упаковку кулинарных изделий, приобретенных на предприятии; предоставление потребителям телефонной и факсимильной связи на предприятии; гарантированное хранение личных вещей (верхней одежды), сумок и ценностей потребителя; вызов такси по заказу потребителя; парковку личных автомашин потребителей на организованную стоянку у предприятия.
Услуги общественного питания должны соответствовать целевому назначению, точности и своевременности доставления, а также отвечать требованиям безопасности и экологичности, эргономичности и комфортности, эстетичности, культуры обслуживания, социальной адресности, информативности.
В процессе обслуживания потребителей должно соблюдаться требование комплексности услуг в соответствии с типом предприятия.
Требование эргономичностихарактеризует соответствие условий обслуживания гигиеническим, антропометрическим, физиологическим возможностям потребления, соблюдение требований эргономичности обеспечивает комфортность обслуживания и способствует сохранению здоровья и работоспособности потребителя.Эстетичность услуг характеризуется гармоничностью архитектурно-планировочного и цветового решения помещений предприятий, а также условиями обслуживания, в том числе внешним видом обслуживающего персонала, сервировкой стола, оформлением и подачей кулинарной продукции.
Социальная адресностьуслуги определяется соответствием ее требованиям определенного контингента потребителей в соответствии с типом предприятия. Требование информативностипредполагает полное, достоверное и своевременное информирование потребителя о предоставляемой услуге путем использования разнообразных видов рекламы.