Глава 10. Организация обслуживания гостей на высшем уровне (VIP)

10.1.Особенности обслуживания гостей на высшем уровне

10.2.Подача закусок, блюд и напитков в зале VIP

10.3.Транширование в присутствии посетителей

10.4.Фламбирование блюд и десертов

10.5.Особенности приготовления и подачи блюд фондю

Глава 11.Организация обслуживания на социально ориентированных предприятиях питания

11.1.Обслуживание на производственных предприятиях

11.2.Обслуживание учащихся в общеобразовательных школах

11.3.Обслуживание учащихся профессионально-технических училищ

11.4.Обслуживание студентов высшихи средних специальных учебных заведений

11.5.Обслуживание социально незащищенных групп населения

Глава 12. Организация труда обслуживающего персонала

12.1.Требования к менеджеру торгового зала (метрдотелю, администратору)

12.2.Требования к официанту

12.3.Требования к бармену

12.4.Требования к буфетчику сервис-бара

12.5.Факторы, определяющие условияи режим труда обслуживающего персонала

12.6.Организация труда обслуживающего персонала

12.7.Условия и порядок присвоения звания «Мастерторгового сервиса»

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Предмет, цели и задачи организации обслуживания. Учебная дисциплина «Организация обслуживания» являет­ся профилирующей для специальности 2311 Организация об­служивания на предприятиях общественного питания.

Предметом дисциплины является обслуживающая дея­тельность персонала при оказании услуги общественного пи­тания.

Цель изучения дисциплины — приобретение студента­ми теоретических знаний и практических навыков оказания услуг на предприятиях общественного питания различных организационно-правовых форм, типов и классов. Для дости­жения этой цели организация обслуживания как учебная дис­циплина должна решать следующие задачи: овладение ос­новными понятиями, терминами и определениями в области организации обслуживания; изучение классификации услуг общественного питания и общих требований к ним; современ­ных технологий, форм, методов, средств обслуживания; ви­дов и характеристик торговых помещений, посуды, прибо­ров, столового белья; правил составления и оформления меню, карт вин; видов и правил сервировки и оформления столов; организации и техники обслуживания потребителей на предприятиях различных типов и классов; порядок предос­тавления различных услуг; правил оформления расчетов за обслуживание и оказание услуг; требований к обслуживаю­щему персоналу; организации труда обслуживающего персо­нала.

Организация обслуживания относится к основополагаю­щим учебным дисциплинам при формировании профессио­нальных качеств официантов, метрдотелей и менеджеров торговых залов, которые должны уметь:

Ø выполнять различные виды сервировки и оформления столов;

Ø составлять различные виды меню, карт вин;

Ø рассчитывать необходимое количество посуды, прибо­ров, столового белья;

Ø организовывать обслуживание потребителей на различ­ных предприятиях общественного питания с учетом пра­вил и норм международного сервиса, современных тех­нологий, форм и методов обслуживания;

Ø оказывать услуги с учетом запросов разных категорий по­требителей;

Ø организовывать труд обслуживающего персонала;

Ø использовать средства информации для повышения эф­фективности предлагаемых услуг.

Межпредметные связи организации обслуживания с другими дисциплинами. Организация обслуживания связа­на с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими. Предше­ствующими связями организация обслуживания соединена с товароведением пищевых продуктов, ассортиментом и каче­ством кулинарной и кондитерской продукции, техническим оснащением и охраной труда, профессиональной эстетикой и дизайном, основами стандартизации, метрологии и сер­тификации. Знание этих дисциплин необходимо для более глубокого понимания и оценки качества предоставляемых услуг.

Одновременно организация обслуживания является ба­зовой дисциплиной для многих специальных дисциплин: орга­низации и технологии отрасли, маркетинга, менеджмента, экономики, бухгалтерского учета и др. Их объединяют после­дующие и сопутствующие межпредметные связи.

К организационным формам проведения занятий от­носятся такие формы и методы обучения, как лекции, семи­нарские занятия, деловые игры, дискуссии, лабораторные и практические занятия, экскурсии на предприятия.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины способствует формированию умений и навыков организации творческого труда, углублению профессиональной подготовки и самообразованию, самостоя­тельному решению практических задач.

Принципы организации обслуживания. Любая профес­сиональная деятельность базируется на определенных прин­ципах. Принцип (лат. principium — основа, начало) — основ­ное исходное положение какого-либо учения, руководящая идея, основное правило профессиональной деятельности. Принципами организации обслуживания в общественном пи­тании являются:

Ø удовлетворение потребностей людей в продукции и услу­гах;

Ø создание комфортных условий в обеденных залах;

Ø удобство и эстетичность сервировки стола;

Ø отсутствие негативных явлений, связанных с процессом обслуживания потребителей;

Ø увеличение рентабельности работы предприятий обще­ственного питания за счет внедрения новых видов про­дукции и услуг;

Ø соответствие видов услуг постоянно изменяющимся вку­сам потребителей, требованиям рынка.

Объект (лат. objectum — предмет) — предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность. Объектом в общественном питании является обслуживающая деятель­ность, которая направлена на реализацию кулинарной про­дукции и предоставление услуг населению.

Кулинарная продукция — совокупность блюд, кулинар­ных изделий и кулинарных полуфабрикатов, удовлетворя­ющих реальные потребности определенных сегментов по­требителей. Требования к кулинарной продукции, реализу­емой населению, правила приемки, методы контроля, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, приведены в ГОСТ Р 50763-95 [14].

Услуга общественного питания — результат деятельно­сти предприятий и граждан-предпринимателей по удовлет­ворению потребностей в питании и проведении досуга.

Классификация услуг общественного питания, общие требования к их качеству и обязательные требования по бе­зопасности услуг определены ГОСТ Р 50764-95 [14].

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты обслуживающей деятельности подразделяются на две группы. Первая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена обслуживающая деятельность. К ней относятся потребители. Определение термина «потребитель» дано в Федеральном законе «О защите прав потребителей»: «Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли» [1, ст. 1].

Во вторую группу входит руководящий и обслуживающий персонал, осуществляющий обслуживание потребителей в силу своих должностных и профессиональных обязанностей. Требования к конкретным должностям и профессиям обслуживающего персонала изложены в главе 12.

Ниже приведена схема структуры дисциплины «Организация обслуживания» (рис. 1).

Глава 10. Организация обслуживания гостей на высшем уровне (VIP) - student2.ru

Основными понятиями учебной дисциплины «Организа­ция обслуживания» являются: процесс обслуживания, усло­вия обслуживания качество, безопасность и экологичность продукции (услуг), метод и форма обслуживания, обслужи­вающий персонал.

Процесс обслуживания в общественном питании — со­вокупность операций, выполняемых исполнителем при не­посредственном контакте с потребителем услуг при реализа­ции кулинарной продукции и организации досуга.

Условия обслуживания — совокупность факторов, воз­действующих на потребителя в процессе получения услуг.

Качество услуги — совокупность характеристик услу­ги, определяющих ее способность удовлетворять установ­ленные и предполагаемые потребности потребителей.

Безопасность услуги — комплекс свойств услуги, при которых она под влиянием внутренних и внешних опасных (вредных) факторов оказывает воздействие на потребителя, не подвергая его жизнь, здоровье и имущество риску.

Экологичность продукции (услуг) — комплекс свойств продукции, услуг, при которых оказывается воздействие на окружающую среду, не подвергая ее риску.

Метод обслуживания потребителей — это способ реали­зации потребителям продукции общественного питания [14]. Раз­личают три метода обслуживания: официантом, барменом и бу­фетчиком, самообслуживание и комбинированный метод.

Форма обслуживания потребителей — организацион­ный прием, представляющий собой разновидность или соче­тание методов обслуживания потребителей продукцией об­щественного питания [14].

Обслуживающий персонал. К обслуживающему персо­налу предприятия относятся: метрдотель (администратор зала), официант, бармен, повар, занимающийся отпуском продукции на раздаче, буфетчик, кассир, гардеробщик, швейцар, продавец магазина (отдела) кулинарии.

Требования к обслуживающему персоналу должны учи­тывать следующие критерии оценки:

Ø уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и применение их на практике;

Ø умение организовать работу коллектива (для метрдо­теля);

Ø знание и соблюдение профессиональной этики поведения;

Ø знание нормативных и руководящих документов, касаю­щихся профессиональной деятельности.

Обслуживающий персонал предприятий всех типов и классов независимо от форм собственности должен знать правила внутреннего распорядка и организацию работы предприятия. Функции, обязанности, права и ответствен­ность обслуживающего персонала должны быть изложены в должностных инструкциях и утверждены руководителем предприятия. Должностные инструкции обслуживающего персонала разрабатывает администрация предприятия в со­ответствии с ГОСТ Р 50935-96 [14], Тарифно-квалификаци­онным справочником работ и профессий с учетом особенно­стей работы каждого предприятия и требований действую­щего законодательства.

Обслуживающий персонал должен обеспечить безопас­ность жизни и здоровья потребителей. Весь персонал должен пройти подготовку по безопасным методам работы.

К обслуживающему персоналу предприятий всех типов и классов предъявляют следующие требования:

Ø знание и соблюдение должностных инструкций и правил внутреннего распорядка предприятия;

Ø соблюдение требований санитарии, правил личной гиги­ены и гигиены рабочего места;

Ø знание и соблюдение мер пожарной безопасности, пра­вил охраны труда и техники безопасности;

Ø соблюдение профессиональной этики в процессе обслу­живания потребителей;

Ø знание требований нормативных документов на продук­цию и услуги общественного питания;

Ø повышение квалификации всех категорий работников (не реже одного раза в 5 лет, кроме гардеробщика и швейцара);

Ø проведение аттестации работников коллектива (не реже одного раза в полгода).

Обслуживающий персонал предприятия должен быть одет в форменную или санитарную одежду и обувь установ­ленного для данного предприятия образца, находящуюся в хорошем состоянии, без видимых повреждений и загрязне­ний. Форменная одежда швейцара, гардеробщика, метрдоте­ля, официанта и бармена в ресторанах и барах всех классов должна обеспечивать стилевое единство на предприятии. Ра­ботники предприятия на форменной одежде должны носить бейджи с эмблемой предприятия и указанием должности и профессии.

Профессиональными этическими нормами поведения персонала являются: вежливость, тактичность, вниматель­ность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей. Персонал дол­жен уметь создать на предприятии атмосферу гостеприим­ства, в отношении потребителей проявлять доброжелатель­ность и терпение, быть выдержанным, обладать способнос­тью избегать конфликтных ситуаций. В ресторанах и барах класса люкс и высший должен работать обслуживающий персонал, знакомый со спецификой кулинарии и обслужи­вания в других государствах.

Глава 1

Наши рекомендации