Конструкция дизеля К 457
Дизель К 457 состоит из блока цилиндров 1, кривошипно-шатунного механизма, головок (крышек) цилиндров 2, механизма газораспределения, топливной аппаратуры и регулятора 11, воздушного 3 и газовыхлопного коллектора. Общий вид дизеля представлен на рис. 5.2.
Блок цилиндров является основной деталью остова двигателя. Отлит из чугуна, цельный.
Блок цилиндров (рис. 5.3) имеет шесть вставных втулок 14 цилиндров, которые охлаждаются водой, циркулирующей в полости 6. Подшипники распределительного вала 12 закреплены в поперечных стойках блока.
Нижняя поверхность блока цилиндров находится ниже оси коленчатого вала. Вдоль стенок по обеим сторонам расположены лапы, с помощью которых дизель крепится к фундаментной раме 10.
Рис. 5.2. Общий вид дизеля 6Ч 12/14:
1 – блок цилиндров; 2 – головки (крышки) цилиндров; 3 – воздушный коллектор;
4 – расширительный бачок; 5 - топливный фильтр тонкой очистки;6 – масляный фильтр-холодильник; 7 – воздухораспределитель системы запуска; 8 – топливный насос ручной подкачки; 9 – подкачивающий топливный насос; 10 – плунжерные топливные насосы высокого давления; 11 – регулятор частоты вращения; 12 – центрифуга
К нижней части блока крепится поддон (картер) 11 в котором находится масло для смазки двигателя.
Для доступа к подвижным деталям дизеля в нижней части боковых продольных стенок блока предусмотрены люки, которые при работе дизеля закрыты крышками.
На продольной стенке блока расположены приливы для крепления кронштейна топливного насоса 13. Втулки цилиндров 14 – имеют в верхней части бурт, которым опираются на верхнюю полку блока. На внешней поверхности втулки имеются два пояса утолщений.
Рис. 5.3. Конструкция дизеля К-457 (поперечный разрез):
1 – головка цилиндров; 2 – впускной клапан; 3 – выпускной клапан; 4 – поршень;
5 - компрессионные кольца: 6 - полость охлаждения; 7 – маслосъемные кольца;
8 – шатун; 9 – коленчатый вал; 10 – фундаментная рама; 11 – поддон; 12 - распредвал; 13 – топливный насос; 14 – втулка цилиндра; 15 – палец; 16 - форсунка
Верхний пояс (под буртом) центрирует втулку в отверстии верхней полки блока – на нижнем поясе имеются две кольцевые выточки для уплотняющих полость охлаждения резиновых колец, обеспечивающих герметичность при тепловом расширении втулок.
Головки цилиндров 1– чугунные, блочные (на два цилиндра одна головка). Каждая головка прикреплена к блоку цилиндров шестью шпильками. Стык головки с блоком цилиндров уплотнен прокладкой.
В головке цилиндров размещены впускные 2 и выпускные клапаны 3, а также форсунка 16 и пусковой клапан. От всасывающих и выпускных клапанов отходят каналы для подвода воздуха и отвода отработавших газов в коллекторы. Внутренняя полость крышки охлаждается пресной водой.
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала и состоит из поршней, шатунов и коленчатого вала.
Коленчатый вал 9 – кованый из углеродистой стали, имеет шесть колен с шатунными шейками, расположенными попарно в трех плоскостях, и семь коренных шеек. Седьмая коренная шейка коленчатого вала опорно-упорная. В коленчатом валу выполнены косые отверстия для подвода смазки от коренных подшипников к шатунным. На конусе коленчатого вала со стороны шейки упорного подшипника предусмотрен фланец для крепления маховика шестью болтами. На свободный конец коленчатого вала насажены две цилиндрические шестерни привода вспомогательных агрегатов дизеля.
Шатун 8 изготовлен из углеродистой стали и выполнен в виде стержня двутаврового сечения; в верхней части стержень переходит в головку, при помощи которой шатун соединен поршневым пальцем 15 с поршнем. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Для смазки поршневого кольца в шатуне выполнено осевое отверстие.
Нижняя головка шатуна разъемная, снабжена двумя тонкостенными биметаллическими вкладышами. Крышка нижней головки крепится к шатуну болтами.
Поршень 4 изготовлен из алюминиевого сплава. В днище поршня сделано сферическое углубление – камера сгорания. Поршень имеет пять канавок, в которые установлены три компрессионных 5 и два маслосъемных кольца 7 для удаления избытка масла со стенок цилиндра. Кольца изготавливают из специального чугуна, верхнее кольцо может быть покрыто пористым хромом. В поршне выполнены две бобышки с отверстиями, в которые устанавливают поршневой палец.
Механизм газораспределения предназначен для управления открытием или закрытием впускных и выпускных клапанов в определенной последовательности.
Управление открытием или закрытием клапанов осуществляется посредством распределительного вала 12, связанного зубчатой передачей с коленчатым валом. От кулачков распредвала движение передается через толкатели, штанги и коромысла впускным и выпускным клапанам.