Пример расчётов второго приближения
Курсовой для 5315
Третье задание
В этом задании выполняются расчёты второго приближения. Расчёты первого приближения вы выполнили в первом задании, когда определяли водоизмещение из уравнения масс в функции водоизмещения, а затем находили главные размерения проектируемого судна.
Теперь надо на основе полученных данных определить мощность главного двигателя и уточнить массы элементов нагрузки, считая их в функции главных размерений.
Чтобы определить мощность главного двигателя найдём сначала буксировочную мощность. Для этого воспользуемся зависимостью:
Wм = 0,736·{(D/L)·[v3/(Cλ)]·(1+K)·ψ0,5} ,
где D – водоизмещение судна, т; L – длина между перпендикулярами, м; v – заданная скорость хода в узлах; C - коэффициент, определяемый по графику (см. рис. 2.1); λ – поправочный коэффициент, зависящий от длины судна (если длина судна больше 100 м принимаем λ = 1, иначе – по формуле ниже; K – коэффициент, учитывающий влияние, выступающих частей (для одновинтовых судов равен 0 и для двухвинтовых равен 0,050); ψ – коэффициент остроты корпуса;
ψ = 10(B/L)δ
λ = 0,7+0,3(L/100)0,5
ΰ = v(ψ/L)0,5
Последний параметр обозначает v с чёрточкой, которое необходимо для снятия с графика значения С.
Мощность главного двигателя определяется как
N = (K/ηпр)·Wм
где K = 1,02 – коэффициент, учитывающий сопротивление воздуха и запас на неточность расчётов; ηпр – пропульсивный коэффициент.
ηпр = i · ηр · ηк · ηв · ηп
где i = 1 – коэффициент, учитывающий неравномерность потока в диске винта; ηр = 0,55-0,60 – КПД винта, работающего в свободной воде (принимаем 0,6), ηк = 1,15-1,35 коэффициент влияния корпуса: ηк = 1,15-1,35 для танкеров, ηк = 1,10-1,15 для сухогрузных судов (принимаем 1,15); ηв = 0,98-0,99 – КПД валопровода при кормовом расположении машинного отделения; ηп = 0,95 – КПД передачи.
Найдя уточнённую мощность главного двигателя, нетрудно подсчитать и новое значение массы энергетической установки
Pэу = gэу N,
Рис. 2.1
где измеритель gэу принимается как в первом приближении.
Выполняется определение масс элементов нагрузки через главные размерения.
Масса металлического корпуса
Pмк = gмк LBH
gмк = gмк0= 0,75·Pк0/(LBH)0
Масса оборудования
Pоб = gоб (LBH)2/3
gоб = gоб0= 0,25·Pк0/(LBH)0
Масса устройств
Pу = gу LBH
gу = gу0= Pу0/(LBH)02/3
Масса систем
Pс = gс (LBH)2/3
gс = gс0= Pс0/(LBH)02/3
Масса электрооборудования
Pэл = gэл (LBH)2/3
gэл = gэл0= Pэл0/(LBH)02/3
Массы вооружения навигационного, запасных частей и инвентарного снабжения ввиду их малости принимаем такими же, как у судна-прототипа.
Масса постоянных жидких грузов
Pжг = gжг (LBH)2/3
gжг = gжг0= Pжг0/(LBH)02/3
Масса запаса водоизмещения, полученная по итогу первого приближения остаётся неизменной.
Так же неизменны массы груза и экипажа.
Масса топлива, смазочных материалов и котельной воды считается по той же формуле, что и в первом приближении, но для нового значения мощности ЭУ:
Рт = kмkпqтN·(R/v)
Теперь суммируем все массы, входящие в нагрузку и получаем их сумму:
ΣPi = Рк + Ру + Рс + Рэу + Рэл + Рв + Рзч + Рин.сн + Ржг + Рзв + Ргр + Рт + Рэк
Определяем разницу между ΣPi и водоизмещением в первом приближении D1:
ΔP = ΣPi - D1
Если ΔP по абсолютной величине меньше или равна ½Pзв , то компенсируем разницу за счёт запаса водоизмещения, прибавляя к нему или вычитая из него ΔP, а водоизмещение и главные размерения принимаем такими же как в первом приближении.
Если же ΔP по абсолютной величине больше ½Pзв , то необходимо подсчитать коэффициент Нормана:
ηн = 1/{1– [(Pмк+Pу+Pзв)/D1] – (2/3)[Pоб+Pс+Pэу+Pэл+ Pжг+Pт)/D1]}
ΔD = ηнΔP
D' = D1+ΔD
Далее определяется коэффициент пересчёта λ:
λ = (D'/D1)1/3
Получаем откорректированные значения главных размерений и мощности:
L' = λL1
B' = λB1
T' = λT1
H' = λH1
N' = N·λ2
Для откорректированных значений подсчитываем массы элементов нагрузки. При этом неизменными остаются Pзв, Pгр и Pэк. Определяем сумму масс элементов нагрузки ΣPi’.
Определяем разницу между ΣPi’ и предыдущим значением водоизмещения D’:
ΔP’ = ΣPi’ – D’
Если ΔP’ по абсолютной величине меньше или равна ½Pзв , то компенсируем разницу за счёт запаса водоизмещения, прибавляя к нему или вычитая из него ΔP’, а водоизмещение и главные размерения принимаем такими же как в предыдущем этапе расчётов. Иначе надо вновь считать коэффициент Нормана, корректировать характеристики и т.д. Часто, одного цикла хватает, но иногда требуются и два, и три.
ПРИМЕР РАСЧЁТОВ ВТОРОГО ПРИБЛИЖЕНИЯ
Результаты расчётов первого приближения
D1 = | т | |
L = | 118,52 | м |
В = | 18,66 | м |
T = | 6,85 | м |
H = | 10,27 | м |
δ = | 0,672 | |
α = | 0,803 | |
β = | ||
N1 = | кВт | |
Fr = | 0,249 |
ψ = 10(B/L)δ = 10·(18,66/118,52)·0,672 = 1,058
λ = 1
ΰ = v(ψ/L)0,5 = 16,5·(1,058/118,52)0,5 = 1,56
Снимаем с графика значение С = 81, соответствующее ψ = 1,058 и ΰ =1,56.
Тогда
Wм = 0,736·{(10483/118,52)·[16,53/(81·1)]·(1+0)·1,0580,5} = 3714 кВт
Мощность главного двигателя определяется как
N = (K/ηпр)·Wм = (1,02/0,649)·3714 = 5837 кВт
где K = 1,02 – коэффициент, учитывающий сопротивление воздуха и запас на неточность расчётов; ηпр – пропульсивный коэффициент.
ηпр = i · ηр · ηк · ηв · ηп = 1·0,6·1,15·0,99·0,95 = 0,649
где i = 1 – коэффициент, учитывающий неравномерность потока в диске винта; ηр = 0,55-0,60 – КПД винта, работающего в свободной воде (принимаем 0,6), ηк = 1,15-1,35 коэффициент влияния корпуса: ηк = 1,15-1,35 для танкеров, ηк = 1,10-1,15 для сухогрузных судов (принимаем 1,15); ηв = 0,98-0,99 – КПД валопровода при кормовом расположении машинного отделения; ηп = 0,95 – КПД передачи.
Определение значений измерителей масс:
(LBH)0= 20933 м3
(LBH)02/3= 759,542
gмк = gмк0= 0,75·Pк0/(LBH)0= 0,75·2593/20933 = 0,0929;
gоб = gоб0= 0,25·Pк0/(LBH)02/3= 0,25·2593/759,542 = 0,8535;
gу = gу0= Pу0/(LBH)0= 248/20933=0,0118;
gс = gс0= Pс0/(LBH) 02/3= 127/759,542=0,1672;
рэу. = рэу.0 =Рэу.0 /N0 = 317/3603 = 0,088;
gэл = gэл0= Pэл0/(LBH) 02/3= 114/759,542 = 0,1501;
gжг = gжг0= Pжг0/(LBH) 02/3= 68/759,542 = 0,0895
Откорректированная нагрузка
При расчёте откорректированной нагрузки используем главные размерения, полученные в первом приближении и новое значение мощности N = 5837 кВт.
LBH = 118,52·18,66·10,27 = 22713 м3
Pмк = gмк LBH | т | |
Pоб = gоб (LBH)2/3 | т | |
Pу = gу LBH | т | |
Pс = gс (LBH)2/3 | т | |
Pэу = рэуN | т | |
Pэл = gэл (LBH)2/3 | т | |
Pвр = Pвр0 | т | |
Pзч = Pзч0 | т | |
Pин сн = Pин сн0 | т | |
Pжг = gжг (LBH)2/3 | т | |
Pзв | т | |
Pт = kмkтqтN·R/v | т | |
Pгр = | т | |
Pэк = | т | |
ΣPi | т |
ΣPi = 11049 т
Вычитаем из суммы откорректированных масс водоизмещение, полученное в первом приближении D1 = 10483 т.
ΔP = ΣPi - D1 = 566 т – это больше, чем ½ Pзв = 74 т.
Считаем коэффициент Нормана
ηн = 1/{1– [(Pмк+Pу+Pзв)/D1] – (2/3)[Pоб+Pс+Pэу+Pэл+ Pжг+Pт)/D1]} =
= 1/{1– [(2110+269+148)/10483] – (2/3)[685+134+514+120+72+889)/10483]} = 1,652
ΔD = ηнΔP = 1,652·566 = 935 т
D' = D1+ΔD = 10483+935 = 11418 т
Коэффициент пересчёта λ:
λ = (D'/D1)1/3 = (11418/10483)1/3 = 1,029
L' = λL1 = 1,029·118,52 = 121,94 м
B' = λB1 = 1,029·18,66 = 19,20 м
T' = λT1 = 1,029·6,85 = 7,05 м
H' = λH1 = 1,029·10,27 = 10,57 м
N' = N·λ2 = 5837·1,0292 = 6180 кВт
Далее для новых размерений и мощности считается нагрузка:
Pмк = gмк LBH = | т | |
Pоб = gоб (LBH)2/3 = | ||
Pу = gу LBH = | т | |
Pс = gс (LBH)2/3 = | т | |
Pэу = рэуN = | т | |
Pэл = gэл (LBH)2/3 = | т | |
Pвр = gвр (LBH)2/3 = | т | |
Pзч = gзч (LBH)2/3 = | т | |
Pин сн = Pин сн0 | ||
Pжг = gжг (LBH)2/3 | т | |
Pзв = | т | |
Pт = | т | |
Pгр = | т | |
Pэк = | т | |
ΣPi = | т |
ΣPi = 11787 т
Вычитаем из суммы откорректированных масс водоизмещение, полученное на предыдущем этапе расчёта D’ = 11418 т.
ΔP = ΣPi – D’ = 369 т – это больше, чем ½ Pзв = 74 т.
Снова считаем коэффициент Нормана
ηн = 1/{1– [(Pмк+Pу+Pзв)/D1] – (2/3)[Pоб+Pс+Pэу+Pэл+ Pжг+Pт)/D1]} =
= 1/{1– [(2298+293+148)/11418] – (2/3)[725+142+927+127+76+941)/11418]} = 1,7
ΔD = ηнΔP = 1,7·369 = 627 т
D” = D1+ΔD = 11418+627 = 12045 т
Снова определяем коэффициент пересчёта λ:
λ = (D'/D1)1/3 = (12045/11418)1/3 = 1,018
L' = λL1 = 1,018·121,94 = 124,13 м
B' = λB1 = 1,018·19,20 = 19,54 м
T' = λT1 = 1,018·7,05 = 7,17 м
H' = λH1 = 1,018·10,57 = 10,76 м
N' = N·λ2 = 6180·1,0182 = 6404 кВт
И опять считаем нагрузку:
Pмк = gмк LBH = | т | |
Pоб = gоб (LBH)2/3 = | ||
Pу = gу LBH = | т | |
Pс = gс (LBH)2/3 = | т | |
Pэу = рэуN = | т | |
Pэл = gэл (LBH)2/3 = | т | |
Pвр = gвр (LBH)2/3 = | т | |
Pзч = gзч (LBH)2/3 = | т | |
Pин сн = Pин сн0 = | ||
Pжг = gжг (LBH)2/3 = | т | |
Pзв = | т | |
Pт = | т | |
Pгр = | т | |
Pэк = | т | |
ΣPi = | т |
ΣPi = 12035 т
Вычитаем из суммы откорректированных масс водоизмещение, полученное на предыдущем этапе расчёта D” = 12045 т.
ΔP = ΣPi – D’ = -10 т – это меньше, чем ½ Pзв = 74 т. Условие выполнено!
Проверим результаты, подсчитав водоизмещение через главные размерения:
D = ρвkδLBT = 1,025·1,005·0,672·124,13·19,54·7,17 = 12039 т
Компенсируем разницу, добавив к запасу водоизмещения 4 тонны. Теперь Pзв = 152 т и сумма масс равна D.
Новые характеристики судна:
D2 = | т | |
L = | 124,13 | м |
В = | 19,54 | м |
T = | 7,17 | м |
H = | 10,76 | м |
δ = | 0,672 | |
α = | 0,803 | |
N1 = | кВт |
НО И ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!