Пример расчётов второго приближения

Курсовой для 5315

Третье задание

В этом задании выполняются расчёты второго приближения. Расчёты первого приближения вы выполнили в первом задании, когда определяли водоизмещение из уравнения масс в функции водоизмещения, а затем находили главные размерения проектируемого судна.

Теперь надо на основе полученных данных определить мощность главного двигателя и уточнить массы элементов нагрузки, считая их в функции главных размерений.

Чтобы определить мощность главного двигателя найдём сначала буксировочную мощность. Для этого воспользуемся зависимостью:

Wм = 0,736·{(D/L)·[v3/(Cλ)]·(1+K)·ψ0,5} ,

где D – водоизмещение судна, т; L – длина между перпендикулярами, м; v – заданная скорость хода в узлах; C - коэффициент, определяемый по графику (см. рис. 2.1); λ – поправочный коэффициент, зависящий от длины судна (если длина судна больше 100 м принимаем λ = 1, иначе – по формуле ниже; K – коэффициент, учитывающий влияние, выступающих частей (для одновинтовых судов равен 0 и для двухвинтовых равен 0,050); ψ – коэффициент остроты корпуса;

ψ = 10(B/L)δ

λ = 0,7+0,3(L/100)0,5

ΰ = v(ψ/L)0,5

Последний параметр обозначает v с чёрточкой, которое необходимо для снятия с графика значения С.

Мощность главного двигателя определяется как

N = (K/ηпр)·Wм

где K = 1,02 – коэффициент, учитывающий сопротивление воздуха и запас на неточность расчётов; ηпр – пропульсивный коэффициент.

ηпр = i · ηр · ηк · ηв · ηп

где i = 1 – коэффициент, учитывающий неравномерность потока в диске винта; ηр = 0,55-0,60 – КПД винта, работающего в свободной воде (принимаем 0,6), ηк = 1,15-1,35 коэффициент влияния корпуса: ηк = 1,15-1,35 для танкеров, ηк = 1,10-1,15 для сухогрузных судов (принимаем 1,15); ηв = 0,98-0,99 – КПД валопровода при кормовом расположении машинного отделения; ηп = 0,95 – КПД передачи.

Найдя уточнённую мощность главного двигателя, нетрудно подсчитать и новое значение массы энергетической установки

Pэу = gэу N,

 
  пример расчётов второго приближения - student2.ru

Рис. 2.1

где измеритель gэу принимается как в первом приближении.

Выполняется определение масс элементов нагрузки через главные размерения.

Масса металлического корпуса

Pмк = gмк LBH

gмк = gмк0= 0,75·Pк0/(LBH)0

Масса оборудования

Pоб = gоб (LBH)2/3

gоб = gоб0= 0,25·Pк0/(LBH)0

Масса устройств

Pу = gу LBH

gу = gу0= Pу0/(LBH)02/3

Масса систем

Pс = gс (LBH)2/3

gс = gс0= Pс0/(LBH)02/3

Масса электрооборудования

Pэл = gэл (LBH)2/3

gэл = gэл0= Pэл0/(LBH)02/3

Массы вооружения навигационного, запасных частей и инвентарного снабжения ввиду их малости принимаем такими же, как у судна-прототипа.

Масса постоянных жидких грузов

Pжг = gжг (LBH)2/3

gжг = gжг0= Pжг0/(LBH)02/3

Масса запаса водоизмещения, полученная по итогу первого приближения остаётся неизменной.

Так же неизменны массы груза и экипажа.

Масса топлива, смазочных материалов и котельной воды считается по той же формуле, что и в первом приближении, но для нового значения мощности ЭУ:

Рт = kмkпqтN·(R/v)

Теперь суммируем все массы, входящие в нагрузку и получаем их сумму:

ΣPi = Рк + Ру + Рс + Рэу + Рэл + Рв + Рзч + Рин.сн + Ржг + Рзв + Ргр + Рт + Рэк

Определяем разницу между ΣPi и водоизмещением в первом приближении D1:

ΔP = ΣPi - D1

Если ΔP по абсолютной величине меньше или равна ½Pзв , то компенсируем разницу за счёт запаса водоизмещения, прибавляя к нему или вычитая из него ΔP, а водоизмещение и главные размерения принимаем такими же как в первом приближении.

Если же ΔP по абсолютной величине больше ½Pзв , то необходимо подсчитать коэффициент Нормана:

ηн = 1/{1– [(Pмк+Pу+Pзв)/D1] – (2/3)[Pоб+Pс+Pэу+Pэл+ Pжг+Pт)/D1]}

ΔD = ηнΔP

D' = D1+ΔD

Далее определяется коэффициент пересчёта λ:

λ = (D'/D1)1/3

Получаем откорректированные значения главных размерений и мощности:

L' = λL1

B' = λB1

T' = λT1

H' = λH1

N' = N·λ2

Для откорректированных значений подсчитываем массы элементов нагрузки. При этом неизменными остаются Pзв, Pгр и Pэк. Определяем сумму масс элементов нагрузки ΣPi’.

Определяем разницу между ΣPi’ и предыдущим значением водоизмещения D’:

ΔP’ = ΣPi’ – D’

Если ΔP’ по абсолютной величине меньше или равна ½Pзв , то компенсируем разницу за счёт запаса водоизмещения, прибавляя к нему или вычитая из него ΔP’, а водоизмещение и главные размерения принимаем такими же как в предыдущем этапе расчётов. Иначе надо вновь считать коэффициент Нормана, корректировать характеристики и т.д. Часто, одного цикла хватает, но иногда требуются и два, и три.

ПРИМЕР РАСЧЁТОВ ВТОРОГО ПРИБЛИЖЕНИЯ

Результаты расчётов первого приближения

D1 = т
L = 118,52 м
В = 18,66 м
T = 6,85 м
H = 10,27 м
δ = 0,672  
α = 0,803  
β =    
N1 = кВт
Fr = 0,249  

ψ = 10(B/L)δ = 10·(18,66/118,52)·0,672 = 1,058

λ = 1

ΰ = v(ψ/L)0,5 = 16,5·(1,058/118,52)0,5 = 1,56

Снимаем с графика значение С = 81, соответствующее ψ = 1,058 и ΰ =1,56.

Тогда

Wм = 0,736·{(10483/118,52)·[16,53/(81·1)]·(1+0)·1,0580,5} = 3714 кВт

Мощность главного двигателя определяется как

N = (K/ηпр)·Wм = (1,02/0,649)·3714 = 5837 кВт

где K = 1,02 – коэффициент, учитывающий сопротивление воздуха и запас на неточность расчётов; ηпр – пропульсивный коэффициент.

ηпр = i · ηр · ηк · ηв · ηп = 1·0,6·1,15·0,99·0,95 = 0,649

где i = 1 – коэффициент, учитывающий неравномерность потока в диске винта; ηр = 0,55-0,60 – КПД винта, работающего в свободной воде (принимаем 0,6), ηк = 1,15-1,35 коэффициент влияния корпуса: ηк = 1,15-1,35 для танкеров, ηк = 1,10-1,15 для сухогрузных судов (принимаем 1,15); ηв = 0,98-0,99 – КПД валопровода при кормовом расположении машинного отделения; ηп = 0,95 – КПД передачи.

Определение значений измерителей масс:

(LBH)0= 20933 м3

(LBH)02/3= 759,542

gмк = gмк0= 0,75·Pк0/(LBH)0= 0,75·2593/20933 = 0,0929;

gоб = gоб0= 0,25·Pк0/(LBH)02/3= 0,25·2593/759,542 = 0,8535;

gу = gу0= Pу0/(LBH)0= 248/20933=0,0118;

gс = gс0= Pс0/(LBH) 02/3= 127/759,542=0,1672;

рэу. = рэу.0 эу.0 /N0 = 317/3603 = 0,088;

gэл = gэл0= Pэл0/(LBH) 02/3= 114/759,542 = 0,1501;

gжг = gжг0= Pжг0/(LBH) 02/3= 68/759,542 = 0,0895

Откорректированная нагрузка

При расчёте откорректированной нагрузки используем главные размерения, полученные в первом приближении и новое значение мощности N = 5837 кВт.

LBH = 118,52·18,66·10,27 = 22713 м3

Pмк = gмк LBH т
Pоб = gоб (LBH)2/3 т
Pу = gу LBH т
Pс = gс (LBH)2/3 т
Pэу = рэуN т
Pэл = gэл (LBH)2/3 т
Pвр = Pвр0 т
Pзч = Pзч0 т
Pин сн = Pин сн0 т
Pжг = gжг (LBH)2/3 т
Pзв т
Pт = kмkтqтN·R/v т
Pгр = т
Pэк = т
ΣPi т

ΣPi = 11049 т

Вычитаем из суммы откорректированных масс водоизмещение, полученное в первом приближении D1 = 10483 т.

ΔP = ΣPi - D1 = 566 т – это больше, чем ½ Pзв = 74 т.

Считаем коэффициент Нормана

ηн = 1/{1– [(Pмк+Pу+Pзв)/D1] – (2/3)[Pоб+Pс+Pэу+Pэл+ Pжг+Pт)/D1]} =

= 1/{1– [(2110+269+148)/10483] – (2/3)[685+134+514+120+72+889)/10483]} = 1,652

ΔD = ηнΔP = 1,652·566 = 935 т

D' = D1+ΔD = 10483+935 = 11418 т

Коэффициент пересчёта λ:

λ = (D'/D1)1/3 = (11418/10483)1/3 = 1,029

L' = λL1 = 1,029·118,52 = 121,94 м

B' = λB1 = 1,029·18,66 = 19,20 м

T' = λT1 = 1,029·6,85 = 7,05 м

H' = λH1 = 1,029·10,27 = 10,57 м

N' = N·λ2 = 5837·1,0292 = 6180 кВт

Далее для новых размерений и мощности считается нагрузка:

Pмк = gмк LBH = т
Pоб = gоб (LBH)2/3 =  
Pу = gу LBH = т
Pс = gс (LBH)2/3 = т
Pэу = рэуN = т
Pэл = gэл (LBH)2/3 = т
Pвр = gвр (LBH)2/3 = т
Pзч = gзч (LBH)2/3 = т
Pин сн = Pин сн0  
Pжг = gжг (LBH)2/3 т
Pзв = т
Pт = т
Pгр = т
Pэк = т
ΣPi = т

ΣPi = 11787 т

Вычитаем из суммы откорректированных масс водоизмещение, полученное на предыдущем этапе расчёта D’ = 11418 т.

ΔP = ΣPi – D’ = 369 т – это больше, чем ½ Pзв = 74 т.

Снова считаем коэффициент Нормана

ηн = 1/{1– [(Pмк+Pу+Pзв)/D1] – (2/3)[Pоб+Pс+Pэу+Pэл+ Pжг+Pт)/D1]} =

= 1/{1– [(2298+293+148)/11418] – (2/3)[725+142+927+127+76+941)/11418]} = 1,7

ΔD = ηнΔP = 1,7·369 = 627 т

D” = D1+ΔD = 11418+627 = 12045 т

Снова определяем коэффициент пересчёта λ:

λ = (D'/D1)1/3 = (12045/11418)1/3 = 1,018

L' = λL1 = 1,018·121,94 = 124,13 м

B' = λB1 = 1,018·19,20 = 19,54 м

T' = λT1 = 1,018·7,05 = 7,17 м

H' = λH1 = 1,018·10,57 = 10,76 м

N' = N·λ2 = 6180·1,0182 = 6404 кВт

И опять считаем нагрузку:

Pмк = gмк LBH = т
Pоб = gоб (LBH)2/3 =  
Pу = gу LBH = т
Pс = gс (LBH)2/3 = т
Pэу = рэуN = т
Pэл = gэл (LBH)2/3 = т
Pвр = gвр (LBH)2/3 = т
Pзч = gзч (LBH)2/3 = т
Pин сн = Pин сн0 =  
Pжг = gжг (LBH)2/3 = т
Pзв = т
Pт = т
Pгр = т
Pэк = т
ΣPi = т

ΣPi = 12035 т

Вычитаем из суммы откорректированных масс водоизмещение, полученное на предыдущем этапе расчёта D” = 12045 т.

ΔP = ΣPi – D’ = -10 т – это меньше, чем ½ Pзв = 74 т. Условие выполнено!

Проверим результаты, подсчитав водоизмещение через главные размерения:

D = ρвkδLBT = 1,025·1,005·0,672·124,13·19,54·7,17 = 12039 т

Компенсируем разницу, добавив к запасу водоизмещения 4 тонны. Теперь Pзв = 152 т и сумма масс равна D.

Новые характеристики судна:

D2 = т
L = 124,13 м
В = 19,54 м
T = 7,17 м
H = 10,76 м
δ = 0,672  
α = 0,803  
N1 = кВт

НО И ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!

Наши рекомендации