Полководцы и лимит армий
Каждая армия обозначается портретом полководца. Определенные полководцы могут давать бонусы «своим» армиям (см. Особые эффекты). Карточка, обозначающая армию на карте, убирается с карты только в случае, если все отряды армии попадут в плен, будут уничтожены или рассеяны. При уничтожении/пленении армии полководец попадает в плен, и фракция не может его использовать, пока не вернёт. В таком случае можно использовать вместо него полководца из резерва, но если пленённый полководец возвращается, нужно выбрать кого-то одного, чтобы не превысить лимит армий.
При превращении армии в гарнизон карточка полководца меняется на карточку гарнизона, и наоборот.
NB Армии повстанцев и банды мародёров не имеют портрета полководца.
Правила лимита. Еще одним нововведением игры «Последний Довод Королей» является отказ от мобресурса как фактора, влияющего на количество доступных для найма войск. Теперь таким фактором становится лимит на количество армий фракции. Значения лимита зависят от размера фракции, её рейтинга и особых условий.
Лимит на число гарнизонов равен лимиту армий +1 либо числу крепостей фракции на старте (в зависимости от того, что больше).
Фракция | Лимит |
Испания | |
Австрийские Габсбурги | |
Франция | |
Швеция | |
Республика Соединённых Провинций | |
Речь Посполитая | |
Бавария | |
Пфальц | |
Бранденбург | |
Богемия | |
Дания | |
Саксония | |
Трансильвания | |
Венеция | |
Генуя | |
Савойя | |
Вюртемберг | |
Брауншвейг-Люнебург | |
Португалия | |
Кёльн | |
Гессен | |
Померания |
В одной армии может быть не более 30 отрядов.
NBЛимит на количество армий обозначает максимальное количество доступных фракции армий и отрядов. Он не совпадает с количеством армий и отрядов фракции на старте.
Наём флота лимитом не ограничен.
Есть два способа увеличить лимит количества армий своей фракции:
- повышением значений рейтинга (см. Рейтинг);
- по решению Императора, оформленному Приказом Императора для фракций своего альянса (доступно для Баварии, Пфальца, Бранденбурга, Богемии, Саксонии, Вюртемберга, Брауншвейг-Люнебурга, Кёльна, Гессена, Померании и Дании). Правила издания Приказа Императора см. в Дипломатия;
- вследствие территориального приращения (по согласованному решению обоих главных модераторов).
За намеренное несоблюдение лимита фракции может быть назначен штраф к рейтингу.
Стартовая расстановка
Каждая фракция перед началом игры может расставить свою стартовую армию свободно в пределах своей территории, кроме случаев предписанной расстановки.
Полководцы, указанные в списке, доступны со старта, но игроки не обязаны выставлять их всех. Число стартовых полководцев равно числу стартовых армий. Полководцы из резерва становятся доступны при увеличении лимита армий. Если и полководцев из резерва не достаточно, то армии обозначаются карточками без полководцев.
В стартовой расстановке гарнизонов нет, но игрок может поставить часть войск в гарнизоны уже на первом ходу, однако скидка на содержание будет учитываться только со второго хода.
Для соблюдения баланса интересов Лидеров и Полководцев на старте армии уже распределены между ними (актуально для фракций, в которых есть Полководцы либо Советник, играющий роль Полководца). При стартовой расстановке Лидер может дать Полководцу больше войск, чем указано (за счёт своих войск), но меньше – нельзя. В дальнейшем Лидер может влиять на размер армии Полководца суммой выделяемых ему на содержание наёмников денег (но нужно учитывать возможные махинации Советника), а также передавать ему регулярные отряды или распускать их. Обратите внимание, что наёмные отряды в распоряжении Лидера, все регулярные отряды и гарнизоны содержатся за счёт казны фракции, а наёмные отряды Полководцев – за счёт денег, выделяемых Полководцам. Следовательно, расходы на содержание войск в распоряжении Лидера и гарнизонов записываются в таблицу экономики, а все деньги, передаваемые Полководцам, – в графу «Расходы на полководцев». Более детальный учёт своих расходов Полководцы должны вести самостоятельно на своих бумажках/планшетах/глиняных табличках.
Наёмные отряды в распоряжении Лидера, все регулярные отряды и гарнизоны в случае гражданской войны поддерживают Лидера, а наёмные отряды Полководцев – своих Полководцев (армия Полководца, находящаяся в гарнизоне, для целей гражданской войны считается армией Полководца). Вследствие этого у Лидера может возникнуть желание не выделять Полководцам деньги на наёмников вообще, чтобы не дать им потенциальный инструмент восстания. Во избежание этого устанавливается правило, согласно которому Лидер обязан выплачивать Полководцам деньги не ниже минимальной суммы. Минимальная сумма определяется как половина той, что имеется у Полководца на старте.
Если у фракции несколько Полководцев, то войска, указанные в разделе «Полководцы», они разделяют между собой по договорённости.
Предписанная расстановка. В некоторых случаях правила обязывают игроков выставить часть армии в определённом регионе. В таком случае игроки обязаны поставить указанного полководца с армией указанного состава в одну из провинций указанного региона (например, Армию Фландрии можно поставить в любой провинции в пределах Испанских Нидерландов). Далее указано, находится ли эта армия под контролем Лидера или Полководца.
Соответствие игроков и полководцев. Игроки-Полководцы не связаны жёстко с персонажами-полководцами. То есть, при распределении войск на старте игроки – Лидеры и Полководцы – могут выбрать для своих армий любых доступных персонажей-полководцев, один игрок может командовать несколькими полководцами и т.д. Если начинается гражданская война, то под контролем мятежного игрока-Полководца остаются все его войска во главе с имеющимися персонажами-полководцами. Пленение персонажа-полководца не имеет последствий для игрока.
Исключения.В некоторых случаях персонажи-полководцы изначально закреплены либо за Лидером, либо за Полководцем.
Казна полководца
Каждый игрок-Полководец имеет собственную казну (отображаемую в таблице, аналогично бюджету фракции), за счёт которой содержит свои наёмные войска. Основным источником дохода для него является выделяемое Лидером жалование.
Если в подчинении у игрока-Полководца несколько персонажей-полководцев, то для каждого их них ведётся отдельная таблица. Жалование игрок распределяет между ними самостоятельно.
[1] С учётом ограничений на наём по регионам.
[2] Гайдуки, рота шведских мушкетёров и лёгкая батарея теряют 1.
[3] Это сделано для того, чтобы у Лидера не было соблазна воевать, условно говоря, «до Камчатки» и затягивать очевидно проигранный конфликт до последнего.
[4] Аналогично с флотом.
[5] Проценты от базового здоровья (без учёта улучшений брони).
[6] Модератор как бы рассказывает ход сражения и в соответствии с этим распределяет потери. Это должно немного компенсировать отсутствие захватывающих сражений на тактической карте.
[7] Этим обыгрывается тот факт, что они присоединились к силам центра только в середине сражения.
[8] Если одна из сторон победила на обоих флангах, и на обоих флангах есть кавалерия, то бонус будет 20 %. Если же каждая из сторон победила на одном из флангов, то бонусы не применяются.
[9] Да, пытаться взять измором крепость с портом и улучшенным продовольственным складом (не построив цепь фортов) бессмысленно.
[10] Уважаемым игрокам эта система может быть знакома по Total war Rome 2.
[11] Гайдуки, рота шведских мушкетёров и лёгкая батарея теряют 1.
[12] При улучшении гайдуков или роты шв. мушкетёров за 1 улучшение приобретается 3.
[13] Не только в атаке, но и в обороне.