Русские полководцы и военачальники о воинском обучении и воспитании

Воинское воспитание и обучение включает в себя формирование высоких морально-психологических качеств и овладение военно-профессиональными знаниями, умениями, навыками каждого воина, необходимыми ему для успешной военно-боевой деятельности.

Все выдающиеся русские полководцы и военачальники были не только стратегами и тактиками, но и воспитателями своих солдат. Их взгляды на обучение и воспитание закреплялись в присяге, уставах и реализовывались в практической деятельности войск.

В первой четверти XVIII века Петр I, создавая регулярную армию, заложил фундамент, на котором в дальнейшем строилась отечественная военная школа обучения и воспитания. Сущность ее раскрывается в следующих положениях:

Система обучения и воспитания нижних чинов значительно отличалась от иностранной. В этот период большинство западно-европейских армий формировалось за счет наемников, как из числа своих граждан, так и иностранных. Русская же регулярная армия имела национальные черты. Введенная с 1705 г. рекрутская система комплектования охватывала население центральных «великороссийских» губерний и давала солдат, «спаянных общностью языка, веры, обычая и родства», которые шли в бой не за деньги, а за Родину. На военную службу не принимались «люди опороченные, увечные и слабоумные».

В каждом солдате воспитывались сознательное отношение к воинскому долгу и высокие моральные качества. Петр I неоднократно повторял, что «все материальные условия есть не более, как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент». Воспитание солдат основывалось на идеях защиты Отечества, преданности императору как символу единства многонациональной России и религиозного послушания. Военная Присяга и уставы обязывали солдат «служить Царю-Государю верно и послушно», защищать государство «телом и кровью», «честно жить и не в лицемерном страхе Божий содержать себя».

Большое внимание в войсках уделялось воспитанию корпоративного духа -прочной связи офицера с солдатом и войскового товарищества. Рекрут, призванный в армию, переставал считаться крепостным помещика и находился, как и офицер, под защитой закона на «государевой службе». Император требовал, чтобы офицеры солдатам были «яко отцы детям» и заботились о них. Прежде чем утвердить солдатский полк в армии, он сам в течение месяца жил в нем. Чинопроизводство исходило из принципа - «высокое происхождение - только счастливый случай, и не сопровождаемое заслугами учитываться не должно». По указанию царя дети дворян, не служившие солдатами в гвардии, «ни в какой офицерский чин не допускались». (В петровское время большинство дворян выходило в офицеры не ранее чем через 5 - 6 лет солдатской службы.) С учетом силы землячества для сплочения войск полки пополнялись и именовались по названиям городов, из которых они комплектовались солдатами (Орловский, Козельский, Тверской и т.д.).

Огромное воспитательное значение имела воинская дисциплина, которая в регулярной армии Петра I была жесткой, но осмысленной. Военнослужащий обязан был под страхом строжайшего наказания выполнять требования устава и беспрекословно подчиняться своим командирам. Солдат-нарушителей ставили на часы «под мушкет», наказывали шпицрутенами (длинные гибкие древесные прутья, употреблявшиеся для телесных наказаний), батогами (прут или палка), а за особо тяжкие преступления приговаривали к смертной казни. Но вместе с тем Петр I требовал не механической исполнительности, а осмысленного и инициативного служения. В дополнениях к Уставу воинскому 1716 г. государь предписывал: «В уставе порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава, я ко слепой стены». Для поощрения ревностной, добросовестной службы солдат широко применялось награждение медалями, деньгами, повышение в должности и звании, особо отличившиеся производились в офицеры и им давали личное дворянство.

Обучение войск, введенное Петром I, отличалось простотой, практичностью и было подчинено исключительно целям войны. Царь указывал, что солдат «надлежит непрестанно тому обучать, как в бою поступать», - «справной и не спешной стрельбе», штыковым приемам, рукопашному бою, умению наступать и маневрировать. В целях скорейшей подготовки новобранца к бою обучение старых солдат происходило отдельно от молодых, были упрощены, по сравнению с иностранными уставами, строевые приемы и команды. Так, например, команда «Оборотись направо!» была заменена более короткой «Напра-во!».

Во второй половине XVIII века петровские традиции продолжил А.В. Суворов (1730-1800 гг.), он создал целостную, проверенную в боях национальную систему воспитания и обучения армии, получившую название «Наука побеждать».

Суворов начал службу простым солдатом и поэтому прекрасно знал быт и нужды русского войска. Будучи хилым от рождения, он систематически закалял себя. Суздальский полк под его командованием значительно выделялся своей военной и физической подготовкой из числа других. Вопросы морального и физического воспитания русского бойца стояли у него на первом плане. Физическая подготовка солдат велась Суворовым весьма разнообразно. Он учил быстроте перестроений, меткому огню. Каждое ученье заканчивалось штыковым боем, которому он придавал решающее значение. Знаменитый суворовский военный переход через Альпы стал возможен лишь потому, что и в мирное время Суворов придавал большое значение физической выносливости. Во время тренировок солдат учили проходить через густые леса, бегу, лазанию по лестнице, переходам через валы и рвы. Суворов сам подавал пример физической закалки и выносливости, проделав в 69 лет труднейший в истории военного искусства Швейцарский поход. “Учить не рассказом, а показом” – было основное правило Суворова. Его методика обучения солдат, подытоженная в книжке “Наука побеждать”, сводилась к следующему: “Экзерцирование мое было не на караул и не на плечо, но прежде торопливость, затем различное марширование, а потом уже приемы, скорый заряд и конец – удар в штыки”.

Вопросам гигиены и здоровья солдат Суворов уделял большое внимание. В русской армии ежегодная убыль солдат от болезней достигала колоссальной цифры. Суворов в 1796 г. добился того, что смертность его солдат составляла 0,012%.

На флоте петровско-суворовские традиции военно-фи­зической подготовки воплощал адмирал Ф.Ф. Ушаков (1744 – 1817). Специальная физическая подготовка матросов включала упражнения в лазании по канатам и мачтам, бег по корабельным снастям, упражнения на быстроту в установке и уборке парусов, занятия плаванием и греблей, прицельной стрельбой с движущихся качелей, имитирующих качку, учебные абордажные бои из наиболее прогрессивных систем военно-физической подготовки моряков, она способствовала повышению боеспособности российского флота.

В этот период прусская система подготовки (Пруссия в XVIII веке - милитаризированное королевство в Германии) считалась образцом для всех европейских армий. Согласованные и четкие действия воинов достигались муштрой (дрессировкой) - путем длительных механических упражнений и жестоких наказаний. Фридрих II, не веря в высокие нравственные качества своей вербованной армии, считал, что «солдат должен бояться палки капрала больше, чем пули неприятеля». На самоотверженность этого войска нельзя было рассчитывать; его держали в оцепленных часовыми лагерях, вели в бой сомкнутыми линиями, оставляя позади ряды, на которые была возложена обязанность гнать отстающих, желающих спрятаться или убежать.

Солдат петровской закалки не было необходимости подобно немецким наемникам держать под постоянным надзором, они проявляли в бою инициативу, чувство товарищеской поддержки, готовность к самопожертвованию. Именно на развитии этих лучших черт национального характера русского солдата и строилась система подготовки «суворовского чудо-богатыря», которая выражалась в следующих положениях:

Во-первых, великий полководец стремился опереться на активные стороны духа человека, разбудить у него национальную гордость, самодеятельность, веру в себя, чувство чести, долга и направить их в нужном направлении. «Не руки, не бренное человеческое тело одерживает победу, - говорил Суворов, -а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, если душа воина велика и могуча, не предается страху, то и победа несомненна».

Во-вторых, суворовская система обучения служила воспитанию высоких морально-психологических и боевых качеств. Все учения и маневры, которые проводил великий полководец, отличались большой динамичностью, способствовавшей выработке у воинов быстроты действий, выносливости, ловкости. Учение шло по принципу: «Тяжело в ученье - легко в походе, легко в ученье - тяжело в походе». Перед штурмом крепости Измаил в 1790 г. А. Суворов приказал насыпать вал и вырыть ров, подобные турецким, и обучал войска искусству их штурма. Общий план предстоящих боевых операций доводился до каждого начальника и рядового солдата, чтобы «каждый воин понимал свой маневр». Решительно искоренялось «немогузнай-ство», под которым полководец понимал лень мысли, нерешительность, боязнь ответственности, казенное отношение к служебным делам - качества губительные для военного дела.

В-третьих, приемы боя, которым обучались солдаты, соответствовали духу Русской армии. В этот период боевые действия западноевропейских наемных армий привязывались к базам снабжения из опасения их разложения при грабеже мирного населения. Основное внимание уделялось залповой стрельбе, обеспечивающей высокую плотность огня. Суворовские войска учились смелым, решительным наступательным действиям. Быстрота в сочетании с внезапностью позволяла меньшими силами побеждать численно превосходящего противника. Полководец водил войска с небывалой для того времени скоростью, обычный его суточный переход составлял 28 - 30 верст (перед началом Первой мировой войны (1914 г.) корпус проходил в сутки не более 15-20 верст). А.В. Суворов главное внимание уделял холодному оружию и одиночной прицельной стрельбе. Кремневые «фузеи» (ружья) XVIII века позволяли производить по 1 - 2 выстрела в минуту и давали эффективное поражение с 60 шагов, артиллерия картечью с 240 - 300 шагов. Это расстояние пехота бегом преодолевала за одну минуту, что давало преимущество в бою стороне, у которой было больше решимости и умения сойтись в штыковую атаку. Этими качествами вполне владел русский солдат. В штыковом ударе А.В. Суворов нашел синтез технического и морального начала.

В-четвертых, суворовская «Наука побеждать» была прежде всего наукой победы над собой, она требовала от каждого воина дисциплины и ежедневного тяжелого ратного труда. Генералиссимус твердо верил, «что праздность родит всякое зло, от нее лезет в голову дурь», и заботился, чтобы солдат был постоянно занят полезным делом.

После А.В. Суворова его направление военно-физичес­кой подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Баг­ратион и другие офицеры и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812 года. Однако с окончанием этой войны и созданием Священного союза (1815) в русской армии снова наступила полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания были преданы забвению. Царское правительство насаждало в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.

В конце 30-х годов XIX в. делаются попытки внести кое-какие изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начинает выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838г. разрабатывается инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были обеспечить, во-первых, физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и, во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном

различными снарядами(канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения в силу косности и реакционности военного командования.

Поражение царской России в Крымской войне в середине 50-х годов XIX в. показало существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск.

Во второй половине XIX века правительство Александра II провело в стране «Великие реформы» (отмена крепостного права, правовая, военная и др.), качественно изменившие жизнь в России. В соответствии с потребностями нового времени дальнейшее развитие суворовской школы было продолжено военным теоретиком и военным педагогом М.И. Драгомировым (1830 - 1905 гг.), который придерживался следующих идей и положений:

Во-первых, век муштры, бездушной дисциплины и механизированного строя в армиях передовых стран уже окончился. Важнейшим элементом на войне, считал генерал Драгомиров, является человек с учетом его духовных качеств. На этом должна строиться подготовка солдата, чтобы «не сломать в нем личность и не обратить его в автомат».

Во-вторых, воспитание и обучение воина - единый процесс, который «складывается из умственной, нравственной и физической подготовки». «Нравственная сторона» является главной и обеспечивает победу в войне. «Умственная подготовка» готовит человека «бить врага с наименьшими для себя усилиями и потерями», физическая -«ставит целью развитие выносливости». Но вместе с тем М.И. Драгомиров воспитание ставил выше военно-профессионального образования. Он считал, в бою «ум борется за самосохранение», а воля, которую нужно воспитывать, подавляет это чувство, поэтому «военное дело в значительной степени волевое, нежели умовое. Солдат, у которого воспитано чувство долга, чести, лучше, чем хорошо обученный, но ненадежный солдат».

В-третьих, в воспитании и обучении военнослужащих нужно руководствоваться научным «педагогическим началом». М.И. Драгомиров сформулировал и детально разработал принципы обучения и воспитания:

1) «в воспитании и обучении сообразовываться со свойствами воли и ума человека»;

2) «войска учить в мирное время только тому, что придется делать на войне»;

3) систематичность и последовательность в обучении - «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному»;

4) обучение должно быть сознательным, «ибо в деле, кто себе не верит, тот и с основательными знаниями бывает бит»;

5) наглядность - учить нужно главным образом «показом, а не рассказом»;

6) прочность усвоения - «учить следует немногому, но основательно. Брать из уставов не все, а только то, что солдату необходимо знать», и др.

М.И. Драгомиров был против практики заблаговременного назначения смотров, считая, что успех обучения определяется работой на протяжении целого года, а не натаскиванием к определенному сроку по тому или иному разделу обучения.

В-четвертых, воспитание и обучение в армии должны осуществляться в рамках строгой требовательности и законности, обязательной для всех военнослужащих. М.И. Драгомиров предписывал: «Беречь и защищать солдата не значит его баловать. Нужно законно кормить, законно обращаться, но и законно заставлять работать и крепко держать в руках. Человек массы столь же ценит и уважает силу, сколько презирает бесхарактерность и каприз». Он решительно был против рукоприкладства в армии. Находясь на должности командующего Киевским военным округом, М.И. Драгомиров издал приказ № 319 от 27 октября 1889 г., имевший большое моральное воздействие на офицеров и солдат. В нем предупредил «охотников до ручной расправы» об их строгой и неизбежной ответственности за противозаконные и аморальные методы воспитания.

Наши рекомендации