Подъем корабля по частям
При подъеме по частям корпус затонувшего корабля разделяют на грунте на части, масса и габариты которых определяются типом и грузоподъемностью имеющихся в наличии судоподъемных средств. Для подъема отдельных частей могут использоваться плавучие краны, килекторы, судоподъемные понтоны. Наиболее рационально использовать плавкраны большой грузоподъемности с транспортировкой поднятых секций на берег самим краном или баржами.
Разделку на части производят:
- электрокислородной или бензинокислородной резкой;
- взрывами зарядов взрывчатого вещества;
- комбинированным способом (сочетания двух первых способов).
Подъем по частям производят в тех случаях, когда подъем всего корабля невозможен из-за больших разрушений корпуса или когда затонувший корабль не представляет ценности, а также если требуется срочно произвести расчистку акватории портов и фарватеров. В последнем случае разделка осуществляется исключительно взрывами зарядов взрывчатого вещества. Как и в других случаях подъема, перед началом работ производится водолазное обследование затонувшего корабля.
В этом случае водолазным обследованиям дополнительно уточняется следующее:
- наличие, род и количество топлива и его паров в трюмах и цистернах;
- возможность вскрытия емкостей для удаления жидкого топлива;
- наличие, вид и количество боеприпасов и взрывчатых веществ.
Все огнеопасные грузы и газы, способные под действием искры, удара или взрыва воспламениться или взорваться, перед началом работ должны быть удалены. При проведении взрывных работ необходимо строго соблюдать меры безопасности, изложенные в «Руководстве по взрывным работам» и в «Правилах водолазной службы».
Запрещается:
- производить подводные взрывные работы без телефонной связи с водолазом;
- взрывать заряды под водой огневым способом;
- подавать заряды водолазу по сигнальному или какому-либо другому концу;
- поднимать наверх невзорвавшиеся снаряды.
При разделке взрывным способом применяются линейные или кумулятивные заряды. Основным принципом при разделке является разделка в направлении снизу вверх, т.е. первый заряд укладывают по месту реза внизу, у грунта, следующий заряд крепят несколько выше реза, получаемого после взрыва первого, и так далее. Такой порядок работы наиболее безопасен для водолаза. Кроме того, при разделке необходимо стремиться к уменьшению количества отдельных секций (в пределах грузоподъемности плавкранов), а линии резов принимать минимальной длины.
Дополнительно при выборе линий резов следует руководствоваться следующими соображениями:
- места резов должны быть доступны для работы водолазов;
- секции должны иметь поперечные переборки или другие прочные связи, исключающие деформацию при подъеме;
- очередность выполнения резов должна обеспечивать безопасность водолазных работ.
Рекомендуется линии разделки выбирать по таким участкам, где имеются повреждения корабля (по рваным местам, разошедшимся или ослабленным швам, пробоинам и т.д.), принимая рез по наиболее короткому направлению.
Грузоподъемность применяемых подъемных средств, их особенности определяют массу и габариты отдельных секций. Рекомендуется принимать вес секций в пределах 70…80% от грузоподъемности подъемных средств.
Разделка кораблей массой до 2000 т выполняется преимущественно поперечными резами.
Общее направление разделки принимают снизу вверх. Так, например, если корабль лежит на ровном киле, то сначала разделывают днище, затем борта и в последнюю очередь палубу. При положении корабля вверх килем разделку начинают с палубы и заканчивают днищем.
Этапы разделки кораблей массой до 2000 т при положении их на ровном киле:
- разметка линий резом по бортам и палубе;
- разделка днища;
- разделка бортов и палубы;
- остропка и подъем секций.
Если корабль имеет крен, то во избежание сползания отделяемой секции в сторону накрененного борта надлежит оставлять на палубе неперебитыми несколько прочных связей. Эти связи перебивают одновременно взрывом зарядов в последнюю очередь.
В продольном направлении разделка ведется от одной оконечности к другой или от обеих оконечностей к миделю. К разделке последующее секции рекомендуется приступать, когда раннее отделенная секция уже убрана, в противном случае эта секций при дальнейших взрывах может сместиться и зацепиться за другие секции.
Способ разделки кораблей массой более 2000т зависит от грузоподъемности применяемых плавкранов.
При наличии плавкранов грузоподъемностью не менее 250…250 тс разделку рекомендуется вести поперечными резами. Схема разделки в данном случае остается такой же, как для малых кораблей, т.е. после разметки линий резов перебивают зарядами днище, затем перебивают или перерезают подводной резкой борта и палубу и, наконец, остропливают и поднимают секции.
При отсутствии плавкранов большой грузоподъемности разделку кораблей производят на секции, располагаемые в несколько рядов (ярусов) по высоте корабля, при этом сначала отделяют верхние части корпуса, а затем нижние. Однако и в этом случае перебивание элементов каждого яруса ведется в направлении снизу вверх.
Примерный порядок разделки следующий:
- Разметка продольных и поперечных линий реза.
- Разделка надстроек взрывами или резкой и подъем их.
- Разделка корпуса на отдельные секции и подъем их.
- Определение взрывами главных механизмов от фундаментов и подъем их (если подъем механизмов невозможен вместе с частями днища).
- Разделка днища взрывами и подъем отдельных частей.
Расчлененные под водой секции водолазы острапливают тремя способами:
- заводкой стропов в отверстия в бортах или палубе с закладкой в огоны стропов металлических болванок;
- заводкой стропов под основание секции путем подъема ее оконечностей;
- заводкой стропов под основание секций через промывные туннели.
Для остропки секций первым способом в отверстия в бортах или палубе заводят огоны стропов, в которые водолазы вставляют болванки: отрезки металлических труб или списанные воздушные 40-литровые баллоны. Второй огон стропа принимается на гак крана или килектора.
Для заводки стропов могут быть использованы иллюминаторы или другие отверстия. При отсутствии готовых отверстий их пробивают кольцевыми кумулятивными зарядами или вырезают подводной резкой. Отверстия рекомендуется делать на той стороне секции, которая наиболее удалена от оставшейся части корабля; в этом случае при подъеме секции уменьшается возможность ее зацепления за оставшуюся на грунте часть корабля.
Если прочность секции недостаточна, стропы заводят под ее основание. Для этого вспомогательным стропом, который заводится в отверстие и закладывается болванкой, секцию приподнимают над грунтом и под ее основание подводят основной строп. В дальнейшем секцию поднимают основным стропом и одним или двумя вспомогательными. Этот способ менее удобен, требует вспомогательных стропов и применяется сравнительно редко.
Промывка под секциями туннелей и проводка в них проводников и затем подъемных стропов применяется редко и только в том случае, когда секцию невозможно поднять первыми двумя способами.