Составляем рассказ по серии сюжетных картинок
Воробьёва Т. А.
В75 Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. — 96 с: ил. — (Серия «Уроки логопеда»).
ISBN978-5-407-00051-8
Книга представляет собой пособие по развитию речи детей 4—6 лет, где им предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. Для детей и родителей, логопедов и педагогов.
УДК376 ББК74.3
Воробьёва Татьяна Анатольевна
Составляем рассказ по серии сюжетных картинок
Редактор Ф. Волох
Дизайн серии А. Малахов
Художник О. Анциферова
Обложка Е. Савик, 3. Смирнова
Корректоры Е. Караванова, Н. Андрианова
Верстка М. Цветова
Подписано в печать 28.01.10. Формат 84 х 1081/16. Печать офсетная. Гарнитура Прагматика. Усл. печ. л. 10,08. Тираж 6000 экз. Заказ №20830.
ООО «Издательский Дом „Литера"» 192131, Санкт-Петербург, Ивановская ул., 24
Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15
© Воробьёва Т. А., 2010
ISBN 978-5-407-00051-8© Издательский Дом «Литера», 2010
Уважаемые взрослые!
Формирование правильной, грамотной речи — одна из основных задач при подготовке детей к школе. Большое внимание этому уделяется в детском дошкольном учреждении. Немаловажную роль в этом вопросе играет семья. Ребёнок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми и нередко накладывают тяжёлый отпечаток на характер ребёнка.
В 6—7 лет дети с недостаточно развитой речью уже обычно осознают свои трудности, болезненно ощущают их, становятся замкнутыми, застенчивыми, а некоторые — раздражительными. В семье часто ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает трудностей, даже если у него есть проблемы с речью. Однако постепенно круг общения ребёнка расширяется, и очень важно, чтобы его хорошо понимали окружающие.
Следовательно, чем раньше (но в соответствии с возрастными возможностями) мы поможем ему в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать.
Ещё острее встаёт вопрос с развитием речи в школе, где недостатки устной и письменной речи могут привести к специфическим нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия), коррекция которых требует серьёзной работы логопеда.
Наша книга представляет собой пособие для развития речи детей 4—6 лет, где им предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. В книге представлены серии из двух, трёх, четырёх и пяти картинок.
Серии сюжетных картинок могут использоваться логопедами, дефектологами и психологами также для тестирования детей.
Пособие объединено темой «Моя семья». И это не случайно, так как именно в последние годы наше государство уделяет большое внимание поддержке семьи, материнства и детства и эта тема наиболее близка и понятна ребёнку.
В книге 184 картинки: 18 комплектов из двух картинок, 17 комплектов из трёх картинок, ^комплектов из четырёх картинок и 9 комплектов из пяти картинок. Перед началом работы все картинки нужно вырезать и распределить по комплектам и сериям.
Для этого на оборотной стороне каждой картинки помещено название серии и номер картинки. Например: серия из двух картинок «Здравствуй, малыш!» будет обозначена так: 111 а (первая картинка) и 111 б (вторая картинка). Римские цифры обозначают количество картинок в серии (соответственно будет II, III, IV и V), арабские цифры — номер комплекта, буквы — порядок следования внутри комплекта.
Также на обороте картинки даны опорные слова, обращаясь к которым можно составить рассказ; помочь ребёнку, если возникнут сложности в подборе слов для рассказа.
Опорные слова — это имена существительные, глаголы и имена прилагательные.
Опорные слова помогут расширить словарный запас детей. Следует помнить, что эти слова не являются догмой. Творчество и фантазия ребёнка только приветствуются. Во время составления рассказов по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, учатся строить предложения, развивают связную речь, логику, мышление.
Работа по сюжетным картинкам проводится преимущественно в устной форме, но с их помощью в школе можно проводить письменные работы (изложения, сочинения).
Работа по серии сюжетных картинок многообразна.
Сначала мы рекомендуем предложить ребёнку картинки со знакомыми сюжетами. Начинайте с серии, состоящей из двух картинок.
Постепенно переходите к более сложным сериям: из трёх, четырёх и пяти картинок.
Картинки раскладываются перед ребёнком произвольно. Ребёнку предлагается ответить на вопрос: «Посмотри, подумай, где первая картинка, а где вторая?» Другой вариант: «Посмотри, подумай, что было сначала, а что было потом?» Если ребёнок разложил картинки верно, то обязательно похвалите его. Если же он затрудняется, то помогите ему наводящими вопросами.
В некоторых сериях логика рассказа не нарушается от перестановки двух картинок (например, картинки IV Зг и IV Зд или картинки (112а, I1126 и И 12в).
Если ребёнок поменял картинки местами, но обосновал это и рассказ не потерял своей последовательности, то согласитесь с ним.
После того как ребёнок верно определил последовательность картинок, предложите ему составить рассказ сначала по первой картинке, затем по второй. Далее рассказы можно объединить в одно целое.
Используйте опорные слова. Помните, что дети легче употребляют в своей речи имена существительные и затрудняются в подборе имён прилагательных и глаголов. Терпеливо знакомьте ребёнка с новыми словами, объясняйте их значение.
Название каждой серии картинок, предложенное автором, условно. Предложите ребёнку после составления рассказа придумать своё название.
Для развития воображения, фантазии полезно также следующее задание: составьте рассказ, а затем предложите ребёнку придумать его продолжение.
В особо сложных случаях вы сами раскладываете картинки, а ребёнок только вам помогает. Затем вы сами рассказываете по картинкам, а он слушает. После ответов на вопросы по каждой картинке, ребёнок рассказывает, используя ваш образец и прибегая к вашей помощи.
Вы можете сами разложить картинки, намеренно нарушив их последовательность, и попросить ребёнка помочь вам. «По-моему, я неправильно разложил(а) картинки. Посмотри, помоги мне найти ошибку, исправь её».
Советуем вам обращать внимание на детали, изображённые на картинке. Например: на картинке III 5a изображены часы. Вы можете вместе с ребёнком определить, в котором часу мальчик проснулся, когда делает зарядку.
Картинки IV 8а—в помогут детям выучить и закрепить названия предметов зимней одежды. После составления рассказа по картинкам IV 10а, б вы можете попросить ребёнка назвать домашних животных, побеседовать о том, какую пользу они приносят.
Развитие связной речи с использованием сюжетных картинок — это только один из видов работы по развитию речи, который не предполагает коррекции звукопроизношения.
Если ваш ребёнок серьёзно отстаёт в речевом развитии и у него нарушено произношение, мы советуем вам как можно раньше обратиться к логопеду.
Старайтесь не принуждать ребёнка к работе по сюжетным картинкам. Делайте это в игровой форме. Предложите ему рассказать интересную историю любимой кукле или мишке.
Если картинки используются индивидуально, то ребёнок может их раскрашивать.
Чаще хвалите своего сына или дочь, радуйтесь их успехам.
Желаем вам интересных занятий и успехов!
Здравствуй, малыш!
II 1а
Существительные:семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, малыш, фотограф, роддом, сын, дочь, внук.
Глаголы:встречать, рождаться, фотографироваться, ехать, знакомиться, радоваться.
Прилагательные:маленький, новорождённый (малыш), радостный, заботливый.
Здравствуй, малыш!
II 1б
Существительные:дом, кроватка, фотоаппарат, фотография, стена, комната, лицо.
Глаголы:лежать, играть, смотреть, радоваться, висеть, любить, заботиться.
Прилагательные:весёлый, здоровый, любимый, маленький, заботливый.
В кроватке
II 2а
Существительные:мама, малыш, брат, кроватка, рожок, молоко, аппетит.
Глаголы:поить, кормить, ухаживать, заботиться, сосать.
Прилагательные:вкусный, детский, заботливый.
В кроватке
II 2б
Существительные:малыш, мама, брат, кроватка, сон, тишина, книга, вязание.
Глаголы:засыпать, спать, поесть, вязать, читать, сидеть.
Прилагательные:сытый, спокойный, сонный.
Пирамидка
II За
Существительные:пирамидка, кольцо, малыш, коврик, мяч, кубики, утка.
Глаголы:собирать, надевать, играть, смотреть, сидеть.
Прилагательные:красивый, большой, смышлёный, весёлый.
Пирамидка
II 3б
Существительные:пирамидка, кольцо, мяч, кубики, мама, малыш, коврик, картина, стена.
Глаголы:собирать, надевать, нанизывать, играть, смотреть, показывать, хвалить.
Прилагательные:красивый, большой, самостоятельный, радостный, весёлый.
В песочнице
II 4а
Существительные:дети, песочница, песок, совок, формочки, мама, коляска, скамейка.
Глаголы:копать, строить, лепить, качать, играть, разговаривать.
Прилагательные:песочный, старательный.
В песочнице
II 4б
Существительные:дети, мама, мальчик, девочка, куличик, крепость, формочки, совок.
Глаголы:показывать, смотреть, улыбаться, радоваться.
Прилагательные:песочный, весёлый.
Помощники
II 5а
Существительные:дети, брат, сестра, фартук, косынка, мама, помощь, уборка, пыль, пылесос, тряпка, комната.
Глаголы:помогать, убирать, вытирать, пылесосить, стараться, гудеть.
Прилагательные:чистый, грязный, влажный, старательный.
Помощники
II 5б
Существительные:мама, папа, работа, пылесос, радость, родители, брат, сестра.
Глаголы:прийти, увидеть, хвалить, радоваться.
Прилагательные:чистый, свежий, уютный, довольный.
Шахматисты
II 6а
Существительные:внук, дедушка, игра, шахматы, стол, стул.
Глаголы:приносить, просить, предлагать, поиграть, класть, сидеть.
Прилагательные:интересный, занимательный, умный, деревянный.
Шахматисты
II 6б
Существительные:внук, дедушка, доска, фигуры, партия, шах, мат.
Глаголы:расставлять, играть, думать, выигрывать, увлекаться.
Прилагательные:увлекательный, интересный, шахматный.
Мастера
II 7а
Существительные:папа, сын, скамейка, молоток, гвозди.
Глаголы:мастерить, пилить, забивать, стараться, держать.
Прилагательные:деревянный, аккуратный, удобный, заботливый.
Мастера
II 7б
Существительные:папа, мама, сын, дочь, семья, скамейка.
Глаголы:сидеть, разговаривать, радоваться.
Прилагательные:деревянный, удобный, садовый.
Чаепитие
II 8а
Существительные:мама, папа, брат, сестра, стол, стул, веранда, чайник, чай, чашка, блюдце, печенье.
Глаголы:накрывать, пить, сидеть, беседовать.
Прилагательные:горячий, ароматный, вкусный.
Чаепитие
II8б
Существительные:брат, сестра, кухня, тарелка, чашка, блюдце, раковина, кран, вода, сушилка, полотенце.
Глаголы:мыть, вытирать, помогать.
Прилагательные:чистый, старательный, дружный.
Наша кошка
II 9а
Существительные:девочка, кошка, забота, питомец, блюдце, молоко, пакет.
Глаголы:спать, наливать, заботиться, доставать.
Прилагательные:домашний, пушистый, заботливый.
Наша кошка
II 9б
Существительные:девочка, кошка, молоко, холодильник, блюдце, пакет.
Глаголы:лакать, ставить, убирать, открывать, закрывать, урчать, мурлыкать.
Прилагательные:сытый, ласковый, весёлый, игривый.
Снеговик
II 10а
Существительные:зима, снег, дети, ком, одежда (шапка, куртка, варежки, шарф, сапоги).
Глаголы:гулять, идти {снег), падать (снег), катать, скатывать, поднимать, лепить.
Прилагательные:зимний, снежный, пушистый, мягкий, мокрый, липкий, тяжёлый, большой, маленький.
Снеговик
II 10б
Существительные:зима, снег, дети, снеговик, морковка, ведро, уголёк, метла, улыбка.
Глаголы:слепить, поднимать, ставить, прилеплять, втыкать, надевать, радоваться, улыбаться.
Прилагательные:большой, маленький, железный, оранжевый, чёрный, весёлый.
Девочка и кошка
II 11а
Существительные:кошка, девочка, кровать, сон, коврик, одеяло, подушка, тапочки.
Глаголы:спать, видеть (сны).
Прилагательные:пушистый, крепкий (сон), сладкий (сон).
Девочка и кошка
II11б
Существительные:девочка, кошка, кровать, коврик, рубашка (ночная), тапочки.
Глаголы:просыпаться, потягиваться, зевать.
Прилагательные:пушистый, сонный.
Дети рисуют
II 12а
Существительные:брат, сестра, дети, рисунок, карандаши, краски, цвет, бумага, кисточка.
Глаголы:рисовать, окунать, раскрашивать, стараться.
Прилагательные:красивый, яркий, разный, разноцветный (названия цветов).
Дети рисуют
II 12б
Существительные:брат, сестра, корабль, бабочка, рисунок.
Глаголы:нарисовать, раскрасить, показать.
Прилагательные:морской, речной, большой, красивый, яркий.
В магазине
II 13а
Существительные:папа, сын, продукты, магазин, полки, тележка, касса, выбор.
Глаголы:покупать, нести, помогать, платить, выбирать, везти.
Прилагательные:свежий, тяжёлый, лёгкий, заботливый, большой.
В магазине
II 13б
Существительные:мама, дочка, покупки, продукты, кухня, шкаф, полки.
Глаголы:вынимать, расставлять, раскладывать, выкладывать, помогать.
Прилагательные:свежий, вкусный, кухонный.
Вязание
II 14а
Существительные:бабушка, внучка, диван, кукла, спицы, шерсть, клубок, нитки, узор, кофта, свитер, труд.
Глаголы:вязать, стараться, учить, учиться, показывать, сидеть.
Прилагательные:разноцветный, кропотливый, терпеливый, старательный, аккуратный.
Вязание
II 14б
Существительные:бабушка, внучка, кукла, кофта, свитер.
Глаголы:связать, постараться, радоваться, одевать, наряжать, примерять.
Прилагательные:мягкий, пушистый, шерстяной, красивый, удобный, тёплый, пуховый.
Букет для мамы
II 15а
Существительные:лето, день, луг, поляна, трава, цветы, мама, дети, книга.
Глаголы:собирать, отдыхать, бегать, читать, сидеть, загорать.
Прилагательные:солнечный, тёплый, летний, красивый, ясный, разный, полевой, любимый.
Букет для мамы
II 15 б
Существительные:брат, сестра, мама, поляна, луг, цветы, букет.
Глаголы:собрать, подарить, радоваться, благодарить.
Прилагательные:луговой, разноцветный, ароматный, красивый, радостный.
Качели для внуков
II 16а
Существительные:лето, дача, двор, качели, дедушка, внуки.
Глаголы:сделать, закрепить, мастерить, помогать.
Прилагательные:деревянный, лёгкий, прочный, радостный.
Качели для внуков
II 16 б
Существительные:дедушка, внуки, качели, двор, дача.
Глаголы:смотреть, качаться, смеяться, взлетать.
Прилагательные:высокий, низкий, весёлый, смелый.
Красим забор
II 17а
Существительные:лето, дача, папа, сын, забор, краска, ведро, кисть, фартук, цвет.
Глаголы:красить, работать, стараться, помогать.
Прилагательные:зелёный, аккуратный, трудолюбивый, ловкий.
Красим забор
II 17б
Существительные:папа, сын, ведро, краска, кисть, результат.
Глаголы:покрасить, уходить, уносить, радоваться.
Прилагательные:новый, чистый, красивый, довольный.
За обедом
II 18а
Существительные:семья, мама, папа, брат, сестра, малыш, стол, стул, ложка, обед, посуда, аппетит.
Глаголы:обедать, кормить, есть, заботиться.
Прилагательные:детский, приятный, хороший, вкусный, маленький, заботливый.
За обедом
II 18б
Существительные:мама, дочка, кухня, посуда, раковина, фартук, полотенце.
Глаголы:мыть, вытирать, помогать, разговаривать.
Прилагательные:сытый, весёлый, заботливый, чистый.
Первые успехи
III 1а
Существительные:малыш, мяч, спина, пол, комната.
Глаголы:лежать, радоваться, улыбаться.
Прилагательные:маленький, забавный, весёлый, резиновый.
Первые успехи
III 1 б
Существительные:малыш, мяч, бок.
Глаголы:переворачиваться, тянуться, доставать, улыбаться.
Прилагательные:упорный, маленький, ловкий, интересный.
Первые успехи
III 1 в
Существительные:малыш, живот, мяч, руки.
Глаголы:дотянуться, достать, взять, держать.
Прилагательные:ловкий, довольный, весёлый.
Первые шаги
III 2а
Существительные:малыш, сестра, кольцо.
Глаголы:сидеть, играть, улыбаться, грызть, кусать.
Прилагательные:круглый, удобный.
Первые шаги
III 2б
Существительные:малыш, сестра, погремушка.
Глаголы:ползти, стараться, тянуться, доставать.
Прилагательные:весёлый, упорный, интересный.
Первые шаги
III 12в
Существительные:малыш, сестра, шаг, ножки, ручки.
Глаголы:идти, шагать, улыбаться, радоваться.
Прилагательные:смелый.
Все вместе
III За
Существительные:мама, малыш, коляска, скамейка, день, погода, воздух, прогулка.
Глаголы:гулять, дышать, качать, лежать, сидеть.
Прилагательные:свежий, ясный, солнечный, полезный.
Все вместе
III 3б
Существительные:мама, папа, малыш, коляска, работа, улыбка.
Глаголы:идти, спешить, махать, радоваться, встречаться.
Прилагательные:ясный, солнечный, радостный.
Все вместе
III За
Существительные:семья, мама, папа, малыш, коляска, прогулка, улица, двор, скамейка.
Глаголы:сидеть, гулять, качать, улыбаться, любоваться.
Прилагательные:ясный, солнечный, семейный, совместный.
Заботливая сестра
III 4а
Существительные:сестра, брат, малыш, кроватка, плач.
Глаголы:плакать, подходить, задуматься, помочь.
Прилагательные:детский, младший, старший.
Заботливая сестра
III 46
Существительные:сестра, брат, малыш, кроватка, удивление, игрушка, заяц.
Глаголы:придумать, успокоить(ся), играть, удивиться), показывать, веселить, улыбаться.
Прилагательные:младший, старший, детский, мягкий, смешной.
Заботливая сестра
III 4в
Существительные:сестра, брат, игрушка, заяц, улыбка, радость.
Глаголы:успокаиваться, улыбаться, радоваться, веселиться.
Прилагательные:спокойный, радостный, весёлый, довольный.
Утро
III 5a
Существительные:утро, мальчик, часы, время, стрелка, режим, кровать, коврик, майка, трусы, тапки.
Глаголы:просыпаться, потягиваться, вставать, показывать, соблюдать.
Прилагательные:сонный, мягкий, круглый.
Утро
III 5б
Существительные:утро, мальчик, часы, время, стрелка, режим, коврик, майка, трусы, тапки, зарядка.
Глаголы:показывать, соблюдать, делать, заниматься.
Прилагательные:утренний, бодрый, активный.
Утро
III 5в
Существительные:утро, день, мальчик, ванная, коврик, раковина, душ, мыло, паста, щётка (зубная), полотенце.
Глаголы:умываться, чистить (зубы), принимать (ДУШ).
Прилагательные:каждый, опрятный, чистый, аккуратный, тёплый, холодный, резиновый.
За грибами
III 6а
Существительные:осень, день, мама, папа, дочь, лес, дорога, корзина, грибы.
Глаголы:идти, разговаривать.
Прилагательные:осенний, пустой, бодрый.
За грибами
III 6б
Существительные: мама, папа, дочь, лес, место, палка, гриб, корзина.
Глаголы: собирать, искать, ходить, находить, аукать.
Прилагательные: грибной, крепкий, червивый, полный.
За грибами
III6в
Существительные: мама, папа, дочь, корзина, гриб, лес, дорога, тропинка, дом.
Глаголы: собрать, идти, нести, радоваться, возвращаться, устать.
Прилагательные: довольный, усталый, полный, крепкий, свежий.
В огороде
III 7a
Существительные: лето, дача, мама, дочь, огород, грядка, лейка, вода, рассада, растения.
Глаголы: сажать, помогать, поливать, работать, расти.
Прилагательные: влажный, старательный, аккуратный.
В огороде
III 7б
Существительные: осень, дача, мама, дочь, огород, урожай, грядка, морковь, огурец.
Глаголы: созреть, собирать, рвать, выдёргивать, вытаскивать, складывать.
Прилагательные: хороший, зелёный, оранжевый, сочный, зрелый.
В огороде
III 7в
Существительные:осень, дача, огород, мама, дочь, морковь, огурцы, корзина, урожай, витамины.
Глаголы:собрать, радоваться, заготовить, хрустеть.
Прилагательные:полный, крупный, сладкий, зелёный, оранжевый.
В саду
III 8а
Существительные:мама, папа, дети, весна, сад, саженцы, лопата, земля, яблоня.
Глаголы:копать, сажать, рыхлить, вырасти.
Прилагательные:тоненький, молодой, аккуратный, заботливый.
В саду
III 8б
Существительные:весна, сад, мама, папа, дети, дерево, яблоня, ствол, ветки, лопата, лейка, кисть, мел.
Глаголы:окапывать, белить, поливать, ухаживать, расти.
Прилагательные:заботливый, белый, влажный.
В саду
III 8в
Существительные:семья, яблоня, яблоки, корзина, лестница, ветка, урожай.
Глаголы:собирать, залезать, достать, заполнить, радоваться.
Прилагательные:большой, полный, крупный, спелый, сочный, сладкий.
Елка
III 9a
Существительные:зима, декабрь, папа, ёлка, мама, сын, дочь, семья, прихожая.
Глаголы:принести, встречать, радоваться.
Прилагательные:зелёный, большой, пушистый, ароматный, хвойный.
Лка
III 96
Существительные:семья, ёлка, ветки, игрушки, гирлянды, бусы, шары, лампочки, подставка.
Глаголы:наряжать, украшать, стараться.
Прилагательные:нарядный, праздничный, красивый, блестящий, хрупкий.
Лка
III 9в
Существительные: семья, ёлка, маска, костюм, хоровод, танцы.
Глаголы: водить {хоровод), нарядиться, танцевать, петь, смеяться.
Прилагательные: новогодний, красивый, нарядный, радостный, весёлый.
Новый год
III 10а
Существительные: праздник, дети, брат, сестра, малыш, ёлка, звезда, костюм.
Глаголы: нарядиться, плясать, танцевать, радоваться, смеяться, петь, сидеть.
Прилагательные: детский, новогодний, долгожданный, высокий, нарядный, интересный, разный.
Новый год
III10б
Существительные:дети, Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, борода, мешок, подарок, стихотворение, песня.
Глаголы:ждать, прийти, встречать, дарить, рассказывать, играть, петь, танцевать, веселиться.
Прилагательные:большой, нежный, весёлый, красивый, нарядный, бородатый, длинный.
Новый год
III 1Ов
Существительные:дети, Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, подарок.
Глаголы:поздравлять, дарить, принимать, благодарить, интересоваться.
Прилагательные:добрый, заботливый, щедрый, внимательный, красивый.
На горке
III 11а
Существительные:зима, дети, лыжи, санки, горка, снег.
Глаголы:подниматься, кататься, везти, скользить.
Прилагательные:зимний, холодный, скользкий, активный.
На горке
III 11б
Существительные:зима, девочка, мальчик, санки, лыжи, горка, край, снег.
Глаголы:стоять, готовиться, садиться, съезжать, катиться.
Прилагательные:смелый, бесстрашный, высокий.
На горке
III 11b
Существительные:зима, снег, мороз, горка, санки, лыжи, палки, брат, сестра.
Глаголы:ехать, спускаться, скользить, мчаться, радоваться.
Прилагательные:высокий, белый, пушистый, мягкий, смелый, ловкий, скользкий.
В гостях у бабушки
III 12а
Существительные:лето, день, дети, велосипед, дорога, деревня.
Глаголы:ехать, уезжать, приезжать.
Прилагательные:летний, ясный, чудесный, быстрый, двухколёсный.
В гостях у бабушки
III 12б
Существительные:внуки, бабушка, калитка, велосипед, дом.
Глаголы:подъезжать, встречать, радоваться, здороваться, прощаться.
Прилагательные:ласковая, добрая, родная, заботливая.
В гостях у бабушки
III 12в
Существительные:внуки, бабушка, пироги, молоко, стол, чашка, кувшин.
Глаголы:пить, есть, сидеть, угощать, благодарить.
Прилагательные:вкусный, румяный, печёный, парное, мягкий, любимый, заботливый.
Лодочка
III 13a
Существительные:дедушка, внук, внучка, лодочка (кораблик), мачта, парус, ножницы, клей, нож, бумага, нитки.
Глаголы:мастерить, делать, строгать, вырезать, приклеивать, устанавливать, собирать.
Прилагательные:парусный, острый, умелый.
Лодочка
III 13б
Существительные:дедушка, внуки, кораблик, парус, вымпел.
Глаголы:сделать, смастерить, любоваться, радоваться.
Прилагательные:парусный, самодельный, настоящий.
Лодочка
III 13 в
Существительные:внуки, дедушка, кораблик, пруд, берег, парус, ветер, камень.
Глаголы:запускать, плыть, стоять, сидеть, приседать, смотреть, радоваться.
Прилагательные:лёгкий, быстрый, парусный.
Промокли
III 14а
Существительные:дети, мама, игра, двор, песочница, качели, скакалка, туча, окно.
Глаголы:играть, прыгать, качаться, надвигаться, звать, показывать.
Прилагательные:весёлый, громкий, чёрный, дождевой.
Промокли
III 14б
Существительные: дети, дождь, туча, дом. Глаголы: хлынуть, лить, бежать, промокнуть. Прилагательные: проливной, сильный.
Промокли
III 14в
Существительные: дети, мама, лужа, вода, одежда, обувь, дом.
Глаголы: лить, натекать, промокнуть, расстраиваться.
Прилагательные: мокрый, непослушный.
Птенчик
III 15а
Существительные: папа, сын, птенец, птица, гнездо, дерево, ветка, дорога.
Глаголы: идти, найти, увидеть, упасть, вывалиться, пищать, летать.
Прилагательные: маленький, беспомощный, беспокойный.
Птенчик
III 15б
Существительные: птенец, мальчик, папа, дерево, гнездо.
Глаголы: поднять, пищать, пожалеть, просить.
Прилагательные: беспомощный, боязливый, маленький.
Птенчик
III 15b
Существительные:сын, папа, птенец, гнездо, дерево, плечо.
Глаголы:подсаживать, сажать, поднимать, помогать, класть, заботиться.
Прилагательные:маленький, беспомощный, заботливый, внимательный, добрый.
Курица и цыплята
III 16а
Существительные:деревня, курятник, сарай, курица, цыплята, яйца, гнездо, сено, солома.
Глаголы:сидеть, высиживать, согревать.
Прилагательные:пёстрый, заботливый, тёплый.
Курица и цыплята
III 16б
Существительные:курица, цыплята, гнездо, яйцо, скорлупка, свет.
Глаголы:вылупиться, пробить, выйти, пищать.
Прилагательные:маленький, жёлтый, пушистый.
Курица и цыплята
III 16а
Существительные:бабушка, внучка, двор, курица, цыплята, корм, вода, миска.
Глаголы:приносить, кормить, поить, заботиться, клевать, пить, пищать, кудахтать.
Прилагательные:маленький, жёлтый, пёстрый, пушистый, заботливый.
Чтение
III 17а
Существительные:магазин, мальчик, продавец, касса, книга, деньги.
Глаголы:выбирать, покупать, спрашивать, оплачивать, продавать, предлагать, советовать.
Прилагательные:книжный, интересный, занимательный.
Чтение
III 176
Существительные:мальчик, книга, дом, дорога.
Глаголы:идти, нести, радоваться.
Прилагательные:интересный, занимательный, любознательный.
Чтение
III 17в
Существительные:брат, сестра, книга, чтение, дом, диван, картинки, иллюстрации.
Глаголы:сидеть, читать, смотреть, рассматривать, перелистывать.
Прилагательные:интересный, внимательный, совместный, дружный.
Марта
IV 1а
Существительные:весна, март, праздник, дедушка, папа, внук, букет, цветы, подарок, продавец, прилавок.
Глаголы:покупать, выбирать, подбирать.
Прилагательные:весенний, женский, мамин, цветочный, свежий, красивый, ароматный.
Марта
IV 1б
Существительные:дедушка, сын, внук, торт, кукла, подарок, магазин, букет, продавец, витрина.
Глаголы:выбирать, покупать.
Прилагательные:нарядный, красивый, вкусный, сладкий.
Марта
IV 1в
Существительные:папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра, кукла, торт, цветы, подарок, праздник.
Глаголы:поздравлять, дарить, радоваться, любить.
Прилагательные:весёлый, радостный, женский, довольный, нарядный.
Марта
IV 1г
Существительные:семья, стол, торт, чай, праздник, букет, ваза.
Глаголы:сидеть, пить, есть, праздновать, разговаривать, радоваться, поздравлять.
Прилагательные:домашний, семейный, весёлый, радостный, женский, вкусный, сладкий, весенний.
На море
IV 2а