Возвращение на балтику
Совершив переход Суэцким каналом, 8 января «Аврора» прибыла в порт Суэц, где было назначено рандеву всем кораблям отряда. Однако пароход «Смоленск», находившийся в Пи-рее с миноносцами № 212 и № 213, задерживался из-за их постоянных поломок, а крейсер 2 ранга «Алмаз» находился в алжирском доке. Было решено основным силам отряда — крейсерам «Аврора» и «Дмитрий Донской», пароходу «Орел» и шести именным миноносцам перейти в порт Джибути для ожидания оставшихся кораблей и подготовки к длительному переходу через Индийский океан.
Здесь 27 января и были получены известия о внезапном нападении Японии на Порт-Артур и героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». 31 января в Джибути пришли броненосец «Ослябя» под флагом контр-адмирала Вирениуса, пароход «Саратов», миноносец «Блестящий» и миноносцы № 212 и № 213. По приходе командующий узнал, что уже третий день, как идет война с Японией, и получил указание ГМШ «не отсылать ни одного корабля в дальний путь». В ожидании дальнейших указаний из Петербурга начали перекрашивать белые борта в оливковый цвет — боевой цвет русских кораблей. А 2 февраля был получен, приказ о возвращении отряда в Россию. Пароходы Добровольного флота «Орел», «Саратов» и «Смоленск» должны были идти в Севастополь, номерные миноносцы оставались в Средиземном море: № 212 и № 213 — в Бизерте, а № 221 и № 222 — в Пирее. Крейсер «Алмаз» до окончания доковых работ оставлялся в Алжире. Остальные корабли тремя группами возвращались на Балтику. Выйдя 5 февраля одним отрядом из Джибути, корабли прошли Красное море и Суэцкий канал и 17 февраля прибыли в Порт-Саид.
Переход через Средиземное море окончился потерей двух миноносцев. Первым погиб в шторм идущий на буксире парохода «Саратов» миноносец № 221, а через несколько дней разбился на камнях при входе в Алжир миноносец «Буйный», который был оставлен там на ремонт.
Несмотря на предписание управляющего Морским министерством контр-адмиралу А. А. Вирениусу следовать на Балтику отдельными группами, две группы кораблей (одна — броненосец «Ослябя» с миноносцами «Безупречный» и «Быстрый», вторая — крейсер «Аврора» с миноносцами «Бравый» и «Блестящий») совершенно случайно, вопреки инструкции, соединились 24 марта в Шербурге (Шербур, Франция), откуда вышли псе вместе 28 марта. Следом за ними, с отставанием на пять суток, шла последняя группа — крейсер «Дмитрий Донской» с миноносцами «Бодрый» и «Бедовый».
5 апреля 1904 г. крейсер «Аврора» отдал якорь на внешнем рейде порта в Либаве, закончив свой первый дальний поход. На всем переходе от Джибути до Либавы машины и котлы корабля работали удовлетворительно, без поломок. Личный состав механической части крейсера добился исправной работы механизмов и полностью овладел искусством управления ими.
Глава 7
ПУТЬ К ЦУСИМЕ
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
Возвратившись в Россию, корабль получил новое назначение: его включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. Весть эта никого не удивила. Было бы странным, если бы новейший корабль остался в стороне.
Вопрос о формировании 2-й Тихоокеанской эскадры и отправке ее на помощь морским силам Тихого океана возник не сразу с началом войны. Лишь во второй половине марта было принято решение о ее комплектовании, которое началось не спеша, с прохладцей. Слишком далеко был театр военных действий, и официальные круги Петербурга были настроены оптимистически. Гибель 31 марта эскадренного броненосца «Петропавловск» с командующим Тихоокеанским флотом вице-адмиралом С. О. Макаровым, на которого возлагались большие надежды, всколыхнула правительственные круги и общественное мнение и заставило Морское ведомство энергично приняться за подготовку эскадры к походу. Подготовкой кораблей занимался главный командир флота и портов, начальник обороны Балтийского моря вице-адмирал А. А. Бирилев под общим руководством начальника ГМШ контр-адмирала З. П. Рожественского, который и был назначен командующим этой эскадрой.
Прибыв 5 апреля в Либаву, «Аврора» сразу же включилась в подготовку к новому походу. 8 апреля она была поставлена в сухой док для осмотра корпуса и устранения течи сальника головы руля. При осмотре обнаружилось, что кожух правого гребного вала утерян, а левый ждет та же участь, поскольку все заклепки оказались расшатанными. Кроме того, отдельные листы медной подводной обшивки оказались местами задранными, а то и утерянными.
Если вопрос с обшивкой был решен на месте, то кожух пришлось заказывать в Петербурге, а когда его доставили, оказалось, что не хватает целого листа. И опять — гонцы в столицу. Два месяца в итоге простоял крейсер в доке, пока не были установлены на место кожухи. Правда, чтобы не терять даром времени, на корабле исправили электрическую проводку к отличительным огням и освещение верхней палубы, заменили уплотнительную резину иллюминаторов и артиллерийских портов, вновь прочеканили все пазы наружной обшивки, все обухи на корпусе поставили на заклепки вместо винтов (винтовая резьба глубиной 6,4 мм не выдерживала нагрузок), установили две стрелы Тамперлея грузоподъемностью 1 т и лебедки к ним. 4 июня крейсер вышел из дока, после чего был перекрашен в боевые цвета 2-й Тихоокеанской эскадры — черные борта и светло-желтые трубы.
8 мая «Аврора» прибыла в Кронштадт. Здесь специалисты Обуховского завода отремонтировали накатники пяти 152-мм пушек, а ко всем до этого открытым орудиям главного калибра установили стальные трапецеидальные щиты толщиной 25,4 мм с прорезями для прицелов. 112 Оптическими прицелами были снабжены все 152-мм и 75-мм пушки крейсера. На носовом мостике были поставлены два трехлинейных пулемета системы, «максим». Кроме того, исходя из опыта 1-й Тихоокеанской эскадры, требовалось усовершенствовать защиту боевой рубки от осколков. Для этой цели на Адмиралтейских Ижорских заводах изготовлялись специальные отражатели как для «Авроры», так и для других кораблей. Установка их предусматривалась собственными средствами. Однако отражатель так и не был готов к выходу «Авроры» 113.
Изменения коснулись и средств связи. Взамен приборов беспроволочного телеграфа, изготовленных кронштадтской мастерской, была установлена, как и на всех кораблях эскадры, аналогичная аппаратура системы Слабо и Арко берлинской фирмы «Телефункен», обеспечивающая прием сообщений на ленту аппарата Морзе на расстоянии до 100 миль 114. Увеличилось и количество средств зрительной связи. Для дальней сигнализации были установлены второй (дополнительный) комплект бело-красных фонарей Табулевича на специальном гафеле грот-мачты и два комплекта фонарей для цифровой сигнализации (один — на правом ноке фок-мачты, второй — на левом ноке грот-мачты).
В мае истек годовой гарантийный срок ответственности Общества Франко-Русских заводов за машины и котлы крейсера. Благодаря постоянному внимательному уходу и большой работе корабельных механиков, в течение полугодового плавания «Авроры» ее механизмы были отлажены и приработаны. Старший судовой механик Н. А. Петров докладывал рапортом командиру, что «главные и вспомогательные механизмы крейсера, котлы и трубопроводы находятся в настоящее время во вполне исправном состоянии, и повреждений, происходящих от неправильной или дурной выделки вещей или недоброкачественного металла, или неправильной установки, не имеется...» 115 Это же подтвердил и назначенный на место Н. А. Петрова старший инженер-механик Н. К. Гербих.
Много было сделано для улучшения вентиляции на корабле. Часть помещений (рефрижераторной машины, бани, провизионных кладовых, судовой мастерской) оборудовали вентиляцией. В помещениях боевых динамо-машин, лазарета и шпилевой машины установили вентиляторы производительностью 1500 м3/ч (вместо 300 м3/ч).
Одним словом, технические средства крейсера и его оружие были готовы к новому походу. На крейсере началась интенсивная боевая подготовка. Были произведены стрельбы из минных аппаратов, метание мин с паровых катеров, отработаны постановка мин заграждения с минных плотиков и противоминных сетей заграждения.
11 июля произошла смена командиров. Вместо капитана 1 ранга И. В. Сухотина был назначен капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев, широко образованный, опытный моряк, показавший блестящие способности за время командования новым учебным кораблем — военным транспортом «Океан».
Командир крейсера «Аврора» капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев.
12 августа вместе с другими кораблями 2-й Тихоокеанской эскадры «Аврора» перешла в Ревель (Таллин). Однако через неделю крейсер возвратился в Кронштадт для установки перепускных клинкетов на носовой водонепроницаемой переборке отделений бортовых машин. Решение об установке этих клинкетов было принято еще в 1903 г., но тогда их так и не успели сделать до ухода корабля на Дальний Восток, а после изготовления отправили вслед «Авроре» в Порт-Артур на пароходе «Манчжурия». Однако «Аврора», как уже отмечалось, была возвращена на Балтику, а «Манчжурия» 27 января 1904 г. была захвачена японцами. Кронштадтскому пароходному заводу пришлось вновь изготовить клинкеты и установить их на корабль. Кроме этого, Обществом Франко-Русских заводов были выполнены некоторые работы по механической части.
29 августа крейсер «Аврора» теперь уже надолго простился с Кронштадтом и ушел в Ревель. За время пребывания в Ревеле, наряду с несением дозорной службы, проводились артиллерийские стрельбы как по морским, так и по береговым целям. Всего было проведено 10 артиллерийских стрельб и израсходовано 108 — 152-мм, 453 — 75-мм и 713 — 37-мм снарядов. Почти накануне ухода из Ревеля специалисты германской фирмы «Шихау» на 13 кораблях (в том числе и на «Авроре») установили механические семафоры — еще одно средство зрительной связи. Крылья семафоров крепились к специальной стеньге, которая могла разворачиваться на нужный угол для улучшения видимости корреспонденту. В темное время крылья подсвечивались электрическими лампочками. Такое обилие средств зрительной связи на кораблях эскадры при наличии на них станций беспроволочного телеграфа говорило о недоверии к этому новому виду связи со стороны командующего контрадмирала З. П. Рожественского.