Якорное устройство и шлюпки

«Аврора» по табелю имела семь якорей — три становых (один из них запасной) и четыре вспомогательных. Становые якоря системы Холла со штоками размещались на подушках правого и левого бортов, запасной — на подушке правого борта. Масса каждого якоря 4,32 т, способ уборки якорей — вертикальный. Вспомогательные якоря — адмиралтейские, с убирающимися стальными штоками, размещались: стоп-анкер массой 0,96 т горизонтально на левом борту, верпы — один массой 0,72 т на правом борту и два по 0,32 т на кормовой защите верхней палубы по правому и левому бортам. Становые якоря снабжались якорными канатами (цепями) калибром 63,5 мм с контрфорсами и длиной по 320 м (длина запасной якорь-цепи 213 м). Уборка якорей производилась с помощью оригинального шпилевого устройства, разработанного на Адмиралтейском Ижорском заводе и примененного впервые на крейсерах этой серии. В устройство входили электрическая шпилевая машина и четыре шпиля. Машина размещалась на броневой палубе, два якорных шпиля — на батарейной палубе. Два швартовных шпиля, соединенных одним общим шпинделем (валом), размещались друг над другом, один на батарейной палубе, другой на верхней, под полубаком. Шпилевая машина снабжена устройством, позволявшим вращать отдельно любой из шпилей. Машина имела две скорости выборки цепи: 1 и 8,3 м/мин. На случай выхода из строя электрической шпилевой машины была предусмотрена ручная выборка якорь-цепи с помощью вымбовок.

якорное устройство и шлюпки - student2.ru

Якорное устройство (1902—1935 гг.): а — боковой вид; б — палуба бака.

В качестве спасательных средств, для связи с берегом и производства различных работ крейсер имел два паровых катера, два барказа (18- и 16-весельные), два гребных катера (14-и 12-весельные), два 6-весельных вельбота и два 6-весельных яла. Спуск и подъем этих шлюпок производился с помощью шлюпбалок (для паровых катеров с механическим приводом). В походном положении катера и барказы размещались на рострах, на кильблоках, а вельботы и ялы — на шлюпбалках. 88

УПРАВЛЕНИЕ

Управление крейсером и его техническими средствами могло осуществляться с четырех пунктов: из боевой рубки, боевого центрального поста, ходовой рубки и кормового мостика. Аварийное управление предусматривалось из румпельного отделения.

Главный командный пункт, если следовать принятой в наше время терминологии, размещался в боевой рубке, откуда осуществлялось управление кораблем в бою. Здесь были сосредоточены все необходимые для этого технические средства: путевой магнитный компас, штурвалы рулевого управления, электрический указатель положения пера руля, машинный телеграф, тахометры, ПУАО, прицелы всех трех минных аппаратов, педали колоколов громкого боя и внутрикорабельные средства связи (переговорные трубы и телефоны) со штурманской рубкой, с плутонговыми командирами 89 , помещениями минных аппаратов, погребами боезапаса, главными машинами, боевыми пародинамо и др. Эти средства были продублированы и в центральном посту (за исключением прицелов минных аппаратов), куда переводилось управление кораблем в бою в случае разрушения боевой рубки.

Из ходовой рубки, расположенной на ходовом мостике, над крышей боевой рубки, осуществлялось управление кораблем при плавании в повседневных условиях. Там были установлены лишь технические средства управления кораблем, а также прокладочный стол для графической прокладки пути корабля вахтенным офицером. При невозможности управления кораблем с постов, расположенных в его носовой части, оно переводилось на открытый кормовой мостик, также оборудованный средствами управления кораблем.

Под боевой рубкой на верхней палубе находилась штурманская рубка. В ней размещались средства, необходимые для непрерывного путеисчисления корабля: хронометр, машинные тахометры, указатель положения пера руля, кренометр. В штурманском столе, на крышке которого вел графическую прокладку пути штурманский офицер, а также в специальных шкафах хранились навигационные карты и пособия по мореплаванию, мореходные инструменты, приборы для уничтожения девиации магнитных компасов и для гидрометеорологических наблюдений. Здесь же в рубке, в специальном столике, находился хронометр, который по боевому расписанию для сохранности должен был переноситься в центральный боевой пост. Штурманская рубка была связана системой переговорных труб и звонковой сигнализации со всеми постами, где стояли магнитные компасы — в первую очередь, с ходовой и боевой рубками, центральным боевым постом, кормовым мостиком и румпельным отделением.

В кормовой части верхней палубы находилась запасная (кормовая) штурманская рубка. Рубка имела штурманский стол и была оборудована минимумом средств, необходимых для прокладки пути корабля штурманским офицером при переводе управления кораблем на кормовой мостик.

Следует отметить большую живучесть системы управления рулем корабля. Крейсер имел пять постов управления рулем, расположенных в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике и в румпельном отделении.

Благодаря применению рулевого электродвигателя и паровой рулевой машины, можно было управлять крейсером со всех постов, включая румпельное отделение, по следующим вариантам:

— с помощью электродвигателя румпельного устройства (управлял один рулевой);

— с помощью электродвигателя управления золотниками паровой машины (управлял один рулевой);

— с помощью механического привода, воздействующего на золотники паровой рулевой машины (управляли один рулевой и два матроса);

— с помощью штурвала в румпельном отделении, воздействуя непосредственно на электродвигатель рулевого устройства или золотники рулевой машины, в случае выхода из строя механического привода или повреждения электрического кабеля (управлял один рулевой);

— с помощью только штурвала в румпельном отделении в аварийном случае, при отсутствии электропитания и выходе из строя паровой рулевой машины (управляли один рулевой и пять матросов).

УСЛОВИЯ ОБИТАЕМОСТИ

Жилые помещения команды (матросов и унтер-офицеров) располагались в батарейной палубе по обоим бортам в районе от 24 до 76-го шпангоута. Большую часть времени палуба была пуста, и только на ночь в ней вывешивались подвесные койки (парусиновые гамаки с матрасами, набитыми крошеной пробкой). В дневное время они сворачивались особым образом вместе с постельным бельем, выносились на верхнюю палубу и укладывались в специальные коечные сетки (траверзы). Эти плотно увязанные «коконы», благодаря пробковой набивке матрасов, обладали плавучестью и служили в качестве спасательных средств. Личные вещи и обмундирование команды хранились в металлических ящиках — рундуках, установленных в батарейной палубе. В часы приема пищи здесь же подвешивались к подволоку (потолку) металлические, покрытые линолеумом столы и устанавливались металлические скамейки. В носовой части батарейной палубы, у диаметральной плоскости, было выгорожено помещение площадью около 11 м2 для корабельной церкви, поэтому прилегающая к ней часть палубы носила название «церковной» 90.

На жилой палубе в районе 16—35-го шпангоутов по обоим бортам были устроены 5 двухместных кают для кондукторов 91. Здесь же находилась и их кают-компания. Главный боцман крейсера, имевший кондукторское звание, жил в отдельной каюте на батарейной палубе под полубаком на правом борту.

Офицерские помещения также располагались на батарейной палубе от 76 до 135-го шпангоута по обоим бортам. Из 16 кают две (старшего офицера и старшего судового механика) были одноместными, остальные — двухместные. В середине офицерских помещений в районе 100—108-го шпангоутов от борта до борта была устроена кают-компания офицеров, в которой побортно стояли два 75-мм орудия. В корму от кают-компании размещались: по правому борту — помещения флагмана (кабинет и спальня), по левому — каюта командира и три офицерские каюты, В самой кормовой части находилась командирская столовая (салон), в которой также стояли два 75-мм орудия.

Камбуз для приготовления пищи был на верхней палубе в специальной рубке между кожухами носового и среднего котельных отделений. На батарейной палубе, у носовой части кожуха кормового котельного отделения, была устроена хлебопекарня.

Помещения медицинской части крейсера размещались на жилой палубе от 98 до 109-го шпангоута. По правому борту был лазарет на семь стационарных коек и аптека, по левому — операционная.

На жилой палубе в районе 62—65-го шпангоутов располагалась баня команды, а между 44 и 45-м шпангоутами, также у диаметральной плоскости — сушильная для белья и одежды. Прачечная, оборудованная электрической и ручной стиральными машинами, отжимальной машиной, ручным катком и пр., находилась под полубаком на верхней палубе между 2 и 6-м шпангоутами.

Для хранения двухмесячного запаса провизии, различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле были предусмотрены специальные кладовые. Скоропортящиеся продукты хранились в холодильной камере, устроенной на кормовой платформе с левого борта в районе 100-го шпангоута рядом с помещением рефрижераторной машины. На жилой палубе между носовым и средним котельными кожухами находилась механическая мастерская, оборудованная токарными, строгальными, сверлильными и другими станками.

якорное устройство и шлюпки - student2.ru

Воздушная рефрижераторная машина крейсера «Аврора».

На корабле был предусмотрен запас пресной воды: 135 т для судовых нужд и 332 т для питания котлов. Кроме того, два испарителя системы Круга обеспечивали кораблю 60 т пресной воды в сутки.

Глава 5
ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Наши рекомендации