Способы обнаружения пожара на судне

Своевременное обнаружение возникшего на судне пожара, является залог ом его успешной локализации и ликвидации с минимальным ущербом для судна, груза и опасности для экипажа.

Любой член экипажа, обнаруживший пожар или его первые признаки (дым, запах гари, повышенная температура), обязан через ближайший ручной извещатель пожарной сигнализации или любым другим способом (по телефону, голосом, посыльным и т.п.) сообщить об этом вахтенной службе. На пассажирских судах об этом должно указываться при инструк­таже пассажиров о мерах безопасности и другой информации.

Для своевременного обнаружения пожара современные суда оснаще­ны эффективно действующими системами пожарной сигнализации обна­ружения.

В качестве извещателей, фиксирующих отклонение ситуации в судо­вом помещении от нормы, могут быть использованы тепловые, дымовые, световые, ионные и другие устройства.

Тепловые датчики сигнализируют на станцию пожарной сигнализа­ции о том, что температура в охраняемом помещении превысила контроль­ную. Тепловыми датчиками оснащаются жилые, служебные, общественные, грузовые, складские и другие судовые помещения. В качестве контрольной в этих помещениях обычно устанавливается температура 54..78°С. В ма­шинных помещениях, на камбузах и в других (производственных) судовых помещениях, где в процессе их технологического использования возможны повышенные температуры, датчикам пожарной сигнализации задается контрольная температура порядка 80-100°С.

Дымовые извещатели способны подать сигнал о том, что в охраняе­мом судовом помещении появился дым. Такими датчиками оснащаются машинные, грузовые и некоторые другие судовые помещения. Извещатели дымовой сигнализации способны подать сигнал на станцию также в тех случаях, когда в помещении появляется производственная пыль, плотный туман.

В помещениях специальной категории, предназначенных для перевоз­ки подвижной техники с топливом в баках, устанавливаются извещатели ионного типа, срабатывающие при появлении паров углеводородного топ­лива.

Согласно действующему положению об организации безопасной экс­плуатации судов, в обязанности вахтенной службы и всех членов экипажа входит требование постоянно следить за соблюдением установленных пра­вил пожарной безопасности. В случае обнаружения пожара или первых его признаков (дым, запах гари, повышение температуры), каждый член эки­пажа обязан немедленно сообщить об этом вахтенной службе. Для этого в коридорах жилой надстройки, в производственных, общественных и других помещениях установлена ручная (кнопочная) пожарная сигнализация. Од­нако, для этого может быть использована внутренняя телефонная и радио­связь или просто голосом сообщить вахте об обнаруженном.

На пассажирских и приравненных к ним судах, перевозящих более 36 пассажиров, согласно требованиям Конвенции СОЛАС-74 (правило II-2/40.6) для быстрого обнаружения пожара должна нестись эффективная до­зорная служба. Аналогичная дозорная служба должна быть организована в судовых помещениях специальной категории при перевозке в них автотехники с то­пливом в баках. (СОЛАС-74, правило II-2/37.1.4)

Поступивший на станцию сигнал должен быть немедленно передан системе авральной сигнализации с помощью блокирующих релейных уст­ройств. При отсутствии блокирующего устройства сообщение о поступле­нии сигнала на станцию пожарной сигнализации должно быть продубли­ровано в районе несения постоянной судовой вахты.

Эвакуация и спасение людей

Каждый член экипажа и работник пожарной службы, работающие на пожаре, обязаны немедленно оказывать помощь людям, находящимся в опасности, считая это своей первоочередной задачей.

Спасение людей РТП обязан организовать немедленно, используя для этого имеющиеся силы и средства, сочетая это с руководством тушения по­жара.

Если непосредственной угрозы безопасности для людей нет, РТП должен рассмотреть вопрос о целесообразности их перемещения в наиболее безопасные места судна или на берег. Эвакуацию людей в этих случаях РТП поручает организовать одному из своих помощников, выделив в его распо­ряжение необходимые для этого силы и средства.

Эвакуация и спасение людей производится по основным путям выхо­да из судовых помещений, а если их использование невозможно или за­труднено, - по запасным и аварийным. В необходимых случаях пути выхода людей должны быть защищены, а в темное время - освещены.

Спасение людей на пожаре, как правило, проводится с одновремен­ным развертыванием сил и средств для тушения пожара. Если наличных сил и средств недостаточно для одновременного проведения работ по спа­сению людей и тушению пожара, для спасения людей используется весь личный состав участников пожаротушения.

Порядок и способы спасения людей определяет РТП и лица, прово­дящие спасательные работы, в зависимости от обстановки и состояния лю­дей, которым необходимо оказать помощь. Все работы по спасению долж­ны проводиться быстро и осторожно, чтобы не причинить ущерб спасае­мым.

Основными способами спасения людей являются:

– самостоятельный выход по указанным безопасным направлениям (основные и запасные выходы и т.);

– вывод спасаемых под надзором членов экипажа, выделенных для обеспе­чения спасения, когда пути спасения задымлены либо состояние спасае­мых вызывает сомнение в возможности самостоятельного их выхода;

– вынос людей, потерявших способность перемещаться самостоятельно, или подъем их из нижних помещений с помощью судовых средств и при­способлений.

Наши рекомендации