Поражение Юденича под Петроградом
Безвыходное положение на Петроградском фронте, которое создалось в первой половине июня 1919 г., крайне изменилось благодаря энергичной, кипучей деятельности И. В. Сталина. И. В. Сталин все сделал для того, чтобы разгромить банды Юденича — Родзянко, нанести поражение королевскому флоту Англии на Балтийском море и выбросить интервентов за пределы нашей родины. Это с честью выполнила Рабоче-Крестьянская Красная армия и Красный Балтийский флот, вооруженные сталинскими мудрыми указаниями.
Убедившись, что положение под Петроградом благоприятно, что наступление развивается успешно и полный разгром отступавших войск противника обеспечен Сталиным, В. И. Ленин отозвал его в первых числах июля 1919 г. в Москву. Центральный Комитет ВКП(б) и В. И. Ленин послали Сталина на Западный фронт, где надо было срочно выправить положение, укрепить боеспособность частей фронта.
В Москве И. В. Сталин дал интервью корреспонденту «Правды» о положении на Петроградском фронте. Это интервью было опубликовано в «Правде» 8 июля 1919 г. И. В. Сталин говорил:
«Что же касается общего наступления противника, то оно не только не увенчалось успехом, как кричал об этом «Times», но даже не успело начаться. Белофинны под Олонцом, стремившиеся занять Лодейное Поле, опрокинуты и изгнаны в пределы Финляндии. Петрозаводская группа противника, стоявшая в нескольких верстах от Петрозаводска, теперь стремительно отступает под натиском наших частей, зашедших ей в тыл. Псковская группа противника выпустила из рук инициативу, застряв на одном месте, а местами даже отступая. Что касается Нарвской группы противника, наиболее активной, то она не только не добилась своего, а, наоборот, непрерывно отступает под натиском наших частей, разлагаясь и тая под ударами Красной армии на путях к Ямбургу. Победные крики Антанты оказались таким образом преждевременными. Чаяния Гучкова и Юденича не оправдались. О Карельском участке, все еще пассивном, пока ничего [64] нельзя сказать, так как финское правительство после его неудач у Видлицкого завода заметно понизило тон и перестало заниматься площадной бранью по адресу Российского правительства, причем так называемые инциденты на Карельском фронте почти прекратились... Могу сказать, что Петроград готов ко всяким возможным со стороны противника неожиданностям»{45}.
Говоря о причинах провала первого похода банд Родзянко в Юденича на Петроград, И. В. Сталин подчеркнул:
«Несчастье Родзянко и Юденича состоит в том, что у них нехватает ни пространства, ни людского материала, ни хлеба. Финляндия и Эстляндия, конечно, представляют некую базу для формирования белогвардейских частей из русских военнопленных, но, во-первых, военнопленные не могут представить достаточный и вполне надежный материал для белогвардейских частей; во-вторых, сама обстановка в Финляндии и Эстляндии, ввиду развивающегося там революционного брожения, не представляет благоприятных условий для формирования белогвардейских частей; в-третьих, территория, захваченная Родзянко и Балаховичем (всего около двух уездов), постепенно и систематически сокращается, и пресловутой «северо-западной армии», если ей суждено вообще родиться, скоро негде будет развернуться и маневрировать... Армия без тыла — такова «северо-западная армия». Нечего говорить, что такая «армия» не может долго жить, если, конечно, не ворвется в цепь событий какое нибудь новое, серьезное, благоприятное для противника обстоятельство международного характера, рассчитывать на что, по всем данным, нет никаких оснований у противника.
Красная Армия под Петроградом должна победить»{46}.
Первое наступление Антанты на Советскую Россию, начатое весной 1919 г. одновременно с востока, с юга и северо-запада, под гениальным руководством Ленина и Сталина было успешно отражено героическим советским народом, Рабоче-Крестьянской Красной армией и Красным флотом.
И. В. Сталин дал лестную оценку личному составу Балтийского флота, проведшему боевые операции в мае и июне 1919 г.
«Не могу не сказать несколько слов о флоте. Нельзя не приветствовать, что Балтийский флот, считавшийся погибшим, возрождается самым действительным образом. Это признают не только друзья, но и противники. Столь же отрадно, что язва русского офицерства — его продажность — менее всего задела командный состав флота: нашлись все же люди, которые, к чести своей, достоинство и независимость России ценят выше, чем английское золото. Еще более отрадно, что балтийские матросы вновь нашли себя, оживив в своих подвигах лучшие традиции русского революционного флота. Без этих условий Петроград [65] не был бы огражден от самых опасных неожиданностей со стороны моря» {47}.
Сталинская оценка вызвала новый подъем советского патриотизма в личном составе Балтийского флота.
Советский народ с чувством горячей благодарности отметил исключительные исторические заслуги И. В. Сталина, защитившего страну и социалистическую революцию от величайшей опасности. Президиум ВЦИК РСФСР наградил товарища Сталина орденом боевого Красного Знамени. Вот что говорилось в постановлении ВЦИК от 27 ноября 1919 года: «В минуту смертельной опасности, когда, окруженная со всех сторон тесным кольцом врагов, Советская власть отражала удары неприятеля; в минуту, когда враги Рабоче-Крестьянской Революции в июле 1919 г. подступали к красному Питеру и уже овладели Красной Горкой, в этот тяжелый для Советской России час, назначенный президиумом ВЦИК на боевой пост Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) своей энергией и неутомимой работой сумел сплотить дрогнувшие ряды Красной Армии. Будучи сам в районе боевой линии, он под боевым огнем личным примером воодушевлял ряды борющихся за Советскую Республику. В ознаменование всех заслуг по обороне Петрограда, а также самоотверженной его дальнейшей работы на южном фронте, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил наградить И. В. Джугашвили (Сталина) орденом Красного Знамени»{48}.
Обстановка на Петроградском фронте к началу июля 1919 г. сложилась следующим образом.
На правом фланге развернулись упорные бои наших войск с бандами белогвардейцев. Здесь действовала Береговая группа моряков Балтийского флота (1-й и 2-й экспедиционные отряды, команда потопленного крейсера «Олег») совместно с красноармейскими частями 6-й стрелковой дивизии. Моряки, несмотря на сильный артиллерийский обстрел английскими кораблями с моря (Копорский залив), овладели 2 июля 1919 г. селениями Керново, Систо-Палкино, Большие и Малые Копорки. 3 июля совместными атаками правого и левого фланга в центре Нарвского боевого участка были заняты селения Юрьев, Копорье, Ивановское, Ламаха до Ложковицы (фронт здесь проходил через линию занятых деревень Власово, Теглицы, Александрово). Белогвардейские войска упорно сопротивлялись, неоднократно переходя в контратаки, особенно, в районе селений Власово, Теглицы. Со стороны Балтийского моря участок от села Б. Борки через деревню Шишкино к селу Долгого был передан в распоряжение командования Красным Балтийским флотом. Наступление развивалось также по шоссейной дороге от города Красное Село на Ямбург.
К 12 июля правый фланг 6-й стрелковой дивизии продвинулся от селений Систо-Палкино, Урмизно, Копаненцы, Павлово до левого берега р. Сумма.[66]
18 июля моряки Красной Балтики заняли деревни Васкара и Монастырки. К 1 августа войска Нарвского участка в результате упорных боев заняли линию озер Копенское, Глубокое, Бабинское и болото Большое. Войска 7-й армии наступали на Ямбург.
Во время этого продвижения морской Береговой группы моряки Красной Балтики проявляли исключительный героизм, мужество и самопожертвование.
20 июля 1919 г. отряд моряков около 1000 человек с кораблей и частей, расположенных в Петрограде, был направлен в распоряжение 2-й стрелковой дивизии, действовавшей в Ямбургском направлении. Отряд моряков вместе с дивизией оперировал вдоль Балтийской железной дороги. Здесь шли жестокие бои. Белые не хотели отдавать станцию Веймарн, отчаянно оборонялись, но натиска моряков выдержать не смогли. Отряд энергично наступал на Ямбург — последний оплот белых на этом участке. Моряки сражались против отборнейших частей противника, в частности, против «знаменитого» своими зверствами полка князя Ливена, состоявшего исключительно из офицеров и буржуазных сынков. 2 августа красноармейцы и моряки Петроградского экспедиционного отряда получили задание прорвать фронт белых в районе деревень Литизна и Гурлев.
В пятом часу утра балтийские моряки и красноармейцы подошли почти вплотную к проволочному заграждению неприятеля, и после артиллерийской подготовки одна рота с криком «ура» бросилась в атаку. Противник был выбит о укрепленных позиций и бросил при бегстве два пулемета и боевое снаряжение. Фронт белых на этом участке решительным ударом был прорван. Обе деревни заняты. Вскоре противник перешел в контратаку. В это время подошла еще одна красноармейская рота, стоявшая в резерве. Вместе с нею отряд бросился на противника, сбивая его со всех позиций на подступах к Ямбургу.
В боях на подступах к Ямбургу бойцы Красной армии и моряки экспедиционных отрядов Балтийского флота проявили много боевой изобретательности, показали исключительное мужество, величайший героизм. Белогвардейские полки на сильно укрепленных позициях отчаянно сопротивлялись. Бои непрерывно шли в течение трех суток. Командиры, комиссары и коммунисты шли впереди атакующих колонн. В августе 1919 г. сопротивление белых было сломлено — части 46-го и 48-го стрелковых полков, курсанты и моряки ворвались в Ямбург, окончательно очистили город от белогвардейцев. Ямбург снова стал советским городом. Наши части заняли позиции по правому берегу реки Луги от села Жабино (вниз по течению от Ямбурга) и до села Сережино (вверх по течению). В Ямбурге, по рассказам очевидцев, белогвардейцы вешали советских работников, расстреливали, пытали, насиловали женщин.
После Ямбурга 26 августа 1919 г. части Красной армии заняли Псков. Овладение этими важными стратегическими пунктами означало окончательную ликвидацию первого наступления банд Родзянко — Юденича на Петроград. Свыше 6 тысяч моряков Красной [67] Балтики принимало непосредственное участие в боях на сухопутном фронте, защищая подступы к Петрограду.