Помещения вспомогательных установок.
Для снабжения судна электроэнергией служит судовая электростанция, состоящая, как правило из нескольких (не менее двух) дизель-генераторов и главный распределительный щит (ГРЩ), располагающийся в одном помещении или рядом с ЦПУ.
Для снабжения судна паром служат вспомогательные и утилизационные парогенераторы. На каждом судне имеется аварийный дизель-генератор, который должен располагаться выше палубы переборок и иметь непосредственный выход на открытую палубу.
Навигационные помещения
Навигационное оборудование .
К основному навигационному оборудованию относятся:
1. Основной и запасной магнитный компасы.
2. Гироскопический компас.
3. Радиолокационные станции.
4.Эхолот.
5. Лаг.
6. Приборы для приема внешних звуковых сигналов, автоматической регистрации данных рейса и др.
Основной и запасной магнитный компасы позволяют контролировать положение судна относительно сторон света. Эти приборы являются автономными, не зависящими от внешних источников энергии (за исключением внутренней аварийной подсветки)
Но они по своей конструкции не могут быть интегрированы в другие системы судовождении, применяемые на современных судах: в электронные картографические системы, в системы , связанные с автоматическими задачами судовождения.
Поэтому они служат для контроля работы других приборов.
Система дистанционной передачи показаний гирокомпаса должна быть рассчитана таким образом, чтобы обеспечивалась одновременная работа собственных репитеров, курсографа, а также репитеров, установленных в другом навигационном оборудовании
Магнитный компас
Магнитный компас располагается на верхнем мостике над ходовой рубкой.
Гироскопический компас
Гирокомпас располагается в помещении гирокомпасной площадью 4-8 кв. м. Это помещение желательно располагать вблизи ЦТ судна по высоте для уменьшения влияния бортовой качки. Репитеры гирокомпаса располагаются в ходовой рубке, на открытых крыльях мходового мостика, в румпельном отделении.
Лаг
Оборудование для измерения скорости и пройденного расстояния (лаг) предназначено для выработки и отображения данных о параметрах движения судна, используемых для целей навигации и маневрирования. Лаг размещается в особом водонепроницаемом помещении пл. до 1-2 кв. м в днищевой части судна.
Эхолот
Эхолот предназначен для надежного измерения, наглядного представления, регистрации и передачи в другие судовые системы данных о глубине под килем судна.. Эхолот обычно размещается в том же помещении, что и лаг.
Радиолокационная станция
Радиолокационная станция (РЛС) должна обеспечивать обнаружение и отображение судов, буев, других надводных объектов и препятствий, а также береговой черты и навигационных знаков относительно своего судна путем непрерывного кругового обзора по всему горизонту в режимах относительного и истинного движения.
Агрегаты РЛС располагаются в особом экранированном помещении на верхнем ярусе надстроек под сигнальной мачтой, на которой установлены антенны РЛС. Индикаторы РЛС располагаются в ходовой рубке.
Система приема внешних звуковых сигналов
Система приема внешних звуковых сигналов должна принимать внешние звуковые сигналы со всех направлений, передавать эти сигналы в рулевую рубку, указывая при этом направление источника звуковых сигналов.
Ходовой мостик
Пост управления судном должен располагаться на ходовом мостике в закрытом помещении в рулевой рубке. (Рис. 19)
Расположение ходового мостика должно обеспечивать:
- возможность постоянного наблюдения за движением судна;
- хорошую видимость с максимальным обзором поверхности воды;
- хорошую слышимость звуковых сигналов встречных судов;
Видимость с ходового мостика на судах длиной 45 м и более:
- Обзор поверхности воды с поста управления судном не должен быть затенен на расстоянии более чем две длины судна или 500 м, в зависимости от того, что меньше, а также в направлении к носу судна на 10° каждого борта независимо от перевозимого палубного груза, осадки судна и дифферента. Допускается наличие отдельных теневых секторов, не превышающих 5°.
- Любой теневой сектор, создаваемый грузом, грузовым устройством или другими препятствиями, находящимися впереди за пределами рулевой рубки, затрудняющими обзор поверхности воды с места управления судном, не должен превышать 10°. Суммарный теневой сектор не должен превышать 20°. Секторы беспрепятственного обзора между теневыми секторами не должны быть менее 5°.
- Горизонтальный обзор с места управления судном должен обеспечиваться в секторе не меньшем, чем 225°, т.е. по 22,5° позади траверза каждого борта.
С каждого крыла мостика обзор должен обеспечиваться в секторе не менее 225°, т. е. не менее 45° на противоположный борт и далее от носа к корме.
С главного поста управления рулем обзор должен простираться в секторе не меньшем, чем 60° на каждый борт.
- Борт судна должен быть виден с крыла мостика. Нижняя кромка окон в лобовой переборке на ходовом мостике должна быть расположена как можно ближе к палубе мостика и не должна препятствовать обзору.
Рис. 19. Ходовой мостик
Конструкция и расположение окон в рулевой рубке должно отвечать следующим требованиям:
- пространство между окнами должно быть минимальным и не располагаться непосредственно перед рабочим местом вахтенного;
- во избежание отражения передние окна рубки должны иметь наклон от вертикали, выступая в своей верхней части наружу на угол не менее 10° и не более 25°;
- поляризованное и тонированное остекление не должно устанавливаться;
- ясный обзор через, по крайней мере, два передних окна рубки и, в зависимости от ее конструкции, через дополнительное количество окон должен обеспечиваться всегда, независимо от условий погоды.
- верхняя кромка окон в лобовой переборке на ходовом мостике должна находиться на таком уровне, чтобы обеспечивалась возможность беспрепятственного обзора с места управления судном человеком, глаза которого находятся на высоте 1800 мм от палубы мостика, когда судно испытывает сильную килевую качку.
Помещения судовых устройств и систем
Румпельное отделение
Суда должны быть снабжены главным и вспомогательным рулевыми приводами.
Главный рулевой привод (рулевая машина) располагается в румпельном отделении в кормовой части судна Управление главным рулевым приводом должно быть предусмотрено с ходового мостика и из румпельного отделения. Управление вспомогательным рулевым приводом должно быть предусмотрено из румпельного отделения. Размеры румпельного отделения должны согласовываться с габаритами рулевой машины и местом расположения баллера руля (рис. 20).
Рис. 20. Схема расположения рулевой машины в румпельном отделении.
Для укладки каждой становой якорной цепи должен быть оборудован цепной ящик. Обычно цепные ящики размещают в форпике у таранной переборки. В нижней части ящика устраивают грязевой колодец с осушительным трубопроводом.
Форма, вместимость и глубина цепного ящика должны обеспечивать свободное прохождение цепей через клюзы, самоукладку цепей и беспрепятственное вытравливание их при отдаче якорей (Рис. 21). Важными параметрами формы цепного ящика являются его ширина В (или диаметр) и глубина а. При опускании в ящик цепь располагается витками внутри круга с диаметром, равным примерно 30-36 калибрам цепи (самоукладка цепи). Поэтому для полного использования площади дна цепного ящика необходимо согласовывать его размеры с калибром цепи. В то же время над якорной цепью, полностью вошедшей в цепной ящик и располагающейся конусом под раструбом цепной трубы, должно оставаться свободное пространство, обеспечивающее вертикальное расположение нескольких последних звеньев цепи, вышедших из цепной трубы. При недостаточной глубине цепного ящика конус цепи на заключительной стадии самоукладки может доходить до раструба цепной трубы, что не позволит опуститься в цепной ящик последним звеньям и якорь не будет поднят до клюза.
Для доступа в цепной ящик служат отверстия в верхней части вертикальной стенки, закрывающиеся водонепроницаемыми крышками на часто поставленных задрайках.
Рис. 21. Расположение цепных ящиков на судне.