Классификация тифлотехнических устройств.
Тифлотехнические устройства подразделяются на средства:
Ø 1. оптической коррекции;
Ø 2. учебные тифлотехнические:
Ø 3. передвижения;
Ø 4. культурно-бытового и хозяйственного назначения;
Ø 5. информационного обеспечения.
1. Средства оптической коррекции позволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное. Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств осуществляется путем усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных нарушением зрительного анализатора. Это достигается увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии. Используются также телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить многократное увеличение размеров изображения. Для лиц, с суженным полем зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения. В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.
2. Учебная тифлотехника (прибор прямого чтения, брайлевская печатная машинка, кубик-модулятор, колодка-шеститочие, прибор для письма по Брайлю и др.) обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе профессиональной подготовки.
3. Средства передвижения обеспечивают незрячим и частичновидящим доступность, безопасность и самостоятельность в передвижении, ориентировке в пространстве. Для облегчения ориентировки в пространстве разработаны:
¾ специальные трости (длинные, складные, опорные, лазерные и т.д.);
¾ системы для ориентации – локаторы лазерные, световые, принцип действия которых основан на отражении волн, посылаемых прибором от препятствия;
¾ различные электронные приборы со звуковой или тактильной сигнализацией.
4. Средства культурно-бытового и хозяйственного назначения ускоряют и облегчают процесс формирования умений и навыков самообслуживания незрячих учащихся, повышают их качество, способствуют развитию их самостоятельности.
5. Информационные средства обучения обеспечивают доступ и хранение большого количества информации, дистанционный доступ к информационным каналам, способствуют независимому и быстрому доступу лиц с нарушениями зрения к информации. Современные компьютерные технологии предоставляют им новые возможности самостоятельно получать, создавать в общепринятой форме информацию, что способствует приобщению к современной информационной культуре.
Принципы разработки тифлотехники.
Совр. Т. разрабатывается на принципах системного подхода к взаимодействию человека с нарушением зрения и используемого им тифлотехн. средства. Функции между человеком и тифлотехн. средством распределяются так, чтобы положит, качества каждой системы дополняли друг друга.
Основными принципами разработки тифлотехнических устройств являются:
1. Замещение функций зрительного анализатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных (рецепторы, расположенные в мышечно-суставном аппарате: мышцах, связках, суставных сумках) средств отображения информации.
2. Усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора.
3. Рациональное использование и охрана нарушенного зрения и сохранных анализаторов.
На основе этих принципов разработаны различные тифлотехнические средства.