Тема 1. Научно-методические основы курса «тифлотехника».
Вопросы:
1. Понятие «тифлотехника».
2. Классификация тифлотехнических устройств.
3. Принципы разработки тифлотехники.
4. Приобретение тифлотехнических средств, их потенциальные пользователи.
Литература:
1. Муратов Р. С., Техн. средства обучения слепых и слабовидящих школьников, М., 1968
2. Алексеев О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники / О.Л. Алексеев; НИИ дефектологии Рос. акад. обр. - Екатеринбург : НИИ дефектологии Рос. акад. образования., 1992. - 284 с.:
3. Усик В. А., Техн. средства для инвалидов по зрению, М., 1980
4. Усик В. А., Спец. средства коррекции для лиц с пониженным зрением, М., 1981.
5. Кацап Л.Г. Применение тифлотехнических средств обучения в начальных классах для слепых детей
1. Понятие «тифлотехника». На современном этапе одним из приоритетных направлений социальной политики государства является удовлетворение потребностей лиц с нарушениями зрения в средствах реабилитации. В Республике Беларусь на 2011 – 2015 г.г. принята государственная комплексная программа развития социального обслуживания (подпрограмма «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов»)». Основной идеей этой подпрограммы применительно к лицам с нарушениями зрения является содействие развитию производства и приобретению тифлотехники, обеспечивающей повышение качества их жизни.
В переводе с греческого языка слово тифлос означает слепой. Тифлотехника - техника для незрячих. Тифлотехника в справочной литературе определяется как отрасль приборостроения специального назначения, разрабатывающая технические средства (приборы и приспособления) для образовательной, социально-бытовой, пространственной ориентировки, спортивной, досуговой, профессиональной деятельности, а также для компенсации зрения у незрячих и слабовидящих. К ней могут относиться простейшие приспособления, приборы, а также очень сложные аппараты, разработанные с учетом основных достижений в развитии наукоемких отраслей промышленности, основанных на использовании нано-, био- , информационных технологий. Т. опирается на физиологию высшей нервной деятельности, офтальмологию, нейрофизиологию зрения, электрофизиологию, физиологическую оптику, гигиену зрения, эргономику, общую, инженерную и медицинскую психологию, тифлопедагогику, тифлопсихологию, теорию связи, электронику, теорию информации и др.
Средства, призванные упростить (облегчить) процесс социальной адаптации лиц с различными нарушениями развития к условиям жизни, расширить возможности их социальной интеграции. за рубежом, их принято называть ассистивными (assist — помогать, содействовать), в соответствии с принятой в западных странах терминологией.
В основе разработки тифлотехнических средств для лиц с нарушениями зрения лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (т. е. сохранными анализаторами). Функции приемника данных сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор. Тифлотехника может являться:
1. каналом связи незрячего человека с окружающей средой – проводником информации (например, трость).
2. носителем и хранителем информации (например, маркировочные ленты).
3.преобразователем сигнала, несущего полезную для незрячего информацию, в тех случаях, когда первоначальный вид сигнала недоступен им для восприятия (например, идентификатор цвета).
Тифлотехника может использоваться детьми с нарушениями зрения, как на учебных занятиях, так и на коррекционно-развивающих, предусмотренных учебным планом специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями зрения, и способствует:
1.расширению арсенала средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств;
2.повышению качества знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках, коррекционно-развивающих занятиях;
3.повышению скорости достижения поставленных целей на общеобразовательных уроках, коррекционно-развивающих занятиях;
4.повышению мотивации детей с нарушениями зрения к трудным для них видам деятельности;
5.обеспечению возможности продуктивной деятельности в условиях группового обучения.