Тема 1. Научно-методические основы курса «Тифлотехника».
Тема 1. Научно-методические основы курса «Тифлотехника».
Предмет и задачи тифлотехники. История развития тифлотехники. Основные направления развития современной тифлотехники. Классификация тифлотехнических средств. Принципы разработки тифлотехники. Современные концепции в разработке тифлотехники для лиц с нарушениями зрения. Значение тифлотехники в обеспечении жизнедеятельности ДсНЗ.. Подбор тифлотехнических средств, их приобретение и прокат.
Тема 2. Тифлотехника в обучении ДсНЗ.
Учебная тифлотехника, ее использование в корр-педагогическом процессе.
Принадлежности для письма по Брайлю. Пособия для обучения чтению и письму по Брайлю (брайлевское шеститочие, кубик-буква, разборная азбука, брайлевская строка). Тифлотехника в обучении детей математике, биологии, химии, физике. Приборы для рельефного рисования «Школьник», «Тифлограф». Чертежная доска для слепых. Техника для создания рельефных изображений (термомашина, брайлевский принтер). Вспомогательные оптические приборы. Электронные словари, словари-переводчики, калькуляторы с речевым выводом.
Приемы обучения студентов использованию тифлотехники в обучении ДсНЗ.
Тема 3. Тифлотехника в пространственном ориентировании ДсНЗ.
Тифлотехника в ПО, ее использование в КРР. Виды и назначение тростей. Наконечники для трости. Прибор «Ориентир». Звуковой сигнализатор пешеходного перехода. Комментатор пути. Компас для незрячих.
Ультразвуковая тифлотехника (трости, эхолоты, маяки). Акустическая тифлотехника (локаторы, фонари). Лазерная тифлотехника (трости, сканеры). Приемы обучения студентов использованию тифлотехники в ПО ДсНЗ.
Тема 4. Тифлотехника в СБО и досуговой деятельности ДсНЗ.
Бытовая тифлотехника, ее использование в процессе самообслуживания и бытовой деятельности. Тактильные метки и маркировочные ленты (магнитные, тефлоновые, ленты-индикаторы). Этикеровочная машика. Голосовая система маркировки. Распознающая тифлотехника (идентификаторы). Медицинская тифлотехника. Дозаторы.
Тифлотехника в быту и досуговой деятельности. Игрушки для ДсНЗ. Игры. Приемы обучения студентов использованию тифлотехники в социально-бытовой ориентировке, досуге и спорте ДсНЗ.
Информационно-методическая часть :ЛИТЕРАТУРАОсновная
1. Алексеев, О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники / О.Л. Алексеева. – Екатеринбург: НИЦФ РАО, 1994. – 129 с.
2. Ермаков, В.П. основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
3. Сверлов, В.С. Тифлотехника / В.С. Сверлов. – М.: учпедгиз, 1960. – 160 с.
4. Методы и тифлотехнические средства обучения в школе слепых / под ред. М.И. Земцовой [и др.]. – М.: Просвещение, 1964. – 89 с.
5. Муратов, Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников / Р.С. Муратов. – М.: Просвещение, 1968. – 102 с.
Дополнительная
6. http://rus.newsru.ua/
7. http://podrobnosti.ua/cgi-bin/search/query?text
8. http://www.vos.org.ru/text_ver/smi/dialog/d0303/d030300.htm
9. http://www.logosvos.ru/production/
10. http://www.segodnya.ua/
11. http://gazeta.sebastopol.ua/2006/13/index.shtml
12. http://rus.newsru.ua/ukraine/05jun2008/datchyky.html -Дата доступа: 6.12.2008
13. http://www.autosphere.ru/component/option,com_akocomment/task,quote/id,11104/Itemid,88889388/
14. http://www.defectology.ru/t/tiflotehnika.html
15. http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php?n=19&f=31
16. http://www.veresk-kras.ru/svetophores.html
17. http://rushandilon.tj/index.php?option.
Порядок работы с прибором. Прибор включается посредством выключателя, рычажок которого выведен на поверхность корпуса. При включении устройство вырабатывает короткий одиночный тональный сигнал, свидетельствующий о работоспособности батареи и электронного блока.
Прибор подвешивается на краю наполняемой тары посредством крюка-щупа таким образом, чтобы корпус оказался снаружи, а конец щупа внутри заполняемого объема.
Когда уровень жидкости повышается и доходит до нижнего конца щупа, прибор начинает генерировать периодически повторяющиеся одиночные тональные сигналы. При дальнейшем повышении уровня, когда жидкость доходит до боковой прорези на щупе, происходит генерация сдвоенных тональных сигналов, свидетельствующих о критическом уровне жидкости.
Функция маяка запускается автоматически через 15-20 секунд после включения прибора, если он не контактирует с жидкостью, ли через 15-20 секунд по окончании контакта с жидкостью. Сигнал маяка вырабатывается через каждые 15-20 секунд и представляет собой пачку из трех коротких тональных импульсов. Прибор включается посредством выключателя, рычажок которого выведен на поверхность корпуса. При включении устройство вырабатывает короткий одиночный тональный сигнал, свидетельствующий о работоспособности батареи и электронного блока.
Прибор подвешивается на краю наполняемой тары посредством крюка-щупа таким образом, чтобы корпус оказался снаружи, а конец щупа внутри заполняемого объема.
Когда уровень жидкости повышается и доходит до нижнего конца щупа, прибор начинает генерировать периодически повторяющиеся одиночные тональные сигналы. При дальнейшем повышении уровня, когда жидкость доходит до боковой прорези на щупе, происходит генерация сдвоенных тональных сигналов, свидетельствующих о критическом уровне жидкости.
Чашка-дозатор – концепт корейских дизайнеров. Суть изобретения такова: когда незрячий наливает кипяток в кружку, он вынужден на слух ориентироваться, сколько осталось до края. Дизайнеры упростили метод. В этой кружке есть три датчика на стенках и три кнопки на ручке. Пользователь выбирает нужный уровень кнопкой и когда вода достигает соответствующего датчика, раздается звуковой сигнал.
Слайд 28 Мухобойка говорящая.
Слайд 29. Измеритель давления в шинах.
Сообщает о давлении в шинах, можно прочитать показания с жидкокристаллического монитора. Нажимая красную кнопку, получаете сообщение.
Тема 1. Научно-методические основы курса «Тифлотехника».
Предмет и задачи тифлотехники. История развития тифлотехники. Основные направления развития современной тифлотехники. Классификация тифлотехнических средств. Принципы разработки тифлотехники. Современные концепции в разработке тифлотехники для лиц с нарушениями зрения. Значение тифлотехники в обеспечении жизнедеятельности ДсНЗ.. Подбор тифлотехнических средств, их приобретение и прокат.