Проверка вала на продольную устойчивость
Необходимость проверки вала на продольную устойчивость устанавливается в зависимости от его гибкости:
где lmax – длина пролета между опорами, м;
i – радиус инерции сечения вала,м
где F – площадь поперечного сечения, м2.
lmax =3,1м
i=0,250м
.
Т. к. l = 12,4 < 80 вал считается жесткими, и его расчет на продольную устойчивость не проводится.
5 Расчет потребной мощности и выбор состава судовой электростанции
Механизмы и оборудование, устанавливаемые на судне, входят в состав вспомогательной установки, систем энергетической установки и общесудовых систем. Энергия, потребляемая этими механизмами, как правило, электрическая, привод электрический или гидравлический.
Согласно Правилам Регистра выбирают род тока и величину напряжения в сети для всех групп потребителей, т.е. механизмов, обслуживающих ЭУ, судовые системы палубных механизмов и прочих потребителей. Род тока и напряжение могут быть едиными для всех потребителей, но могут быть различными для отдельных групп. В настоящее время на судах применяется в основном переменный ток. Величина напряжения регламентирована Правилами Регистра, которые разрешают применять на судах генераторы с номинальным напряжением при переменном токе 133, 230 и 400 в.
Судовая электростанция должна удовлетворять следующим требованиям:
- загрузка работающих генераторов должна составлять не менее 60-70% их номинальной мощности;
- число установленных генераторов должно быть минимальным и они должны быть однотипными;
- в каждом режиме (кроме аварийного) в резерве должно быть не менее одного генератора, способного заменить наибольший по мощности из работающих
Исходя из этого, оснащаем судовую электростанцию двумя генераторами, один из которых - резервный.
Для транспортных судов нашего класса с ДВС наибольшая мощность судовой электростанции в ходовом режиме считается по формуле
Nx = Nxo + a . Ne,
где Nхо - постоянная величина, зависящая от типа СЭУ и судна, Nхо = 40 кВт;
а - безразмерный коэффициент, а = 0,04;
Ne - суммарная мощность, Ne = 960 кВт
Nx = 40 + 0,04.960 = 78,4 кВт
Для стояночных режимов среднюю нагрузку электростанции можно найти через водоизмещение или дедвейт:
Nc = Nco + b.D,
где Nco - постоянная величина, Nco = 30 кВт;
b - размерный коэффициент, b = 0,002кВ/т;
D - дедвейт, D = 2600 т;
Nc = 30 + 0,002.2600 = 35,2 кВт.
По мощности судовой электростанции в ходовом режиме (Nx=78,4 кВт) и в режиме стоянки (Nс=35,2 кВт) выбираем тип дизель - генератора из [1] Приложение 5.
В качестве основных дизель- генераторов выбираем два дизель- генератора ДГ-50. В качестве резервного дизель- генератора выбираем ДГ-50. В качестве стояночного используется ДГ-50. Основные характеристики дизель - генераторов представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Характеристики дизель - генераторов
Характеристика | ДГ-50 6Ч12/14 |
Мощность, кВт Двигателя Генератора | |
Тип дизеля | 6Ч 12/14 |
Тип генератора | МСК 83-4 |
Частота вращения, об/мин | |
Масса, кг | |
Удельный расход масла, кг/кВт×ч | 0,85 |
Удельный расход топлива, кг/кВт×ч | 0,260 |
Род тока | 3-х фазн., переменный |
Напряжение, В | 400/230 |
Габариты |
Мощность аварийного дизель генератора принимается равной:
Принимаю в качестве аварийного дизель генератора:
-дизель генератор АДГ-12-С1 с номинальной мощностью 12кВт, напряжением 230В, частотой тока 50Гц.
6 Расчет теплоснабжения судна, выбор автономных и утилизационных котлов
Вспомогательные, утилизационные и комбинированные котельные установки предназначены для обеспечения теплом на стояночном и ходовом режимах вспомогательных потребителей СЭУ и общесудовых потребителей с ДУ и ГТУ - для отопления помещений, санитарно-бытовых нужд, для обеспечения работы главной энергетической установки (подогреватели топлива, масла и т.д.). Автономные котлы используют тот же сорт топлива, что и главные установки.
6.1 Расчет общего максимального потребления теплоты по всему судну на ходовом и стояночном режимах
Максимальное потребление теплоты в стояночном режиме.
,
где:
kо = 0,7 5- коэффициент одновременности;
kc = 1,1 - коэффициент запаса;
kз = 0,7 - коэффициент загрузки потребителей на стояночном режиме;
Qот =20000+10.G (кДж/ч) - расход теплоты на отопление помещений для сухогруза;
G = 2491 т - грузоподъемность судна;
;
Qсб = nк (gм + gп) (кДж/ч) - расход теплоты на санитарно-бытовые нужды;
nк = 10 чел - число членов экипажа;
gм = 550 кДж/ч.чел - расход теплоты на приготовление горячей мытьевой воды;
gп = 95 кДж/ч.чел - расход теплоты на приготовление питьевой кипяченой воды;
;
Qт = 0,15.(Qот + Qсб) (кДж/ч) -расход теплоты на технические нужды;
;
.
Максимальное потребление теплоты в ходовом режиме
,
где:
kо = 0,9- коэффициент одновременности на ходовом режиме;
kc = 1,1 - коэффициент запаса;
kз = 0,7 - коэффициент загрузки потребителей на ходовом режиме;
.
Общее количество теплоты, которое может быть утилизовано
Qут = 0,85.Ne.qг.Cp.(Tвх - Tух).hк (кДж/ч),
где:
Ne =960 кВт - эффективная мощность главного двигателя;
qг = 6,5 кг/кВт.ч - количество газов выходящих из двигателя;
Cp = 1,1 кДж/кг.град - массовая теплоемкость газов;
Tвх = 760 К - температура газов на входе в котел;
Tyx = 460 К - температура уходящих газов за котлом;
hк = 0,95 - коэффициент потери теплоты в окружающую среду;
.
Количество циркулирующей воды в утилизационном котле определяют по формуле:
Dk=Qk/185, кг/ч
где Qк-теплопроизводительность котла, кДж/ч
Dk=40931/185=221 кг/ч.
Поверхность нагрева водогрейного котла:
Нк= Qк/6500, м2
Нк=40931/6500=6,3 м2.
Количество циркулирующей воды в автономном котле определяют по формуле:
Dk=Qk/185, кг/ч
где Qк-теплопроизводительность котла, кДж/ч
Dk=34109/185=184 кг/ч.
Поверхность нагрева водогрейного автономного котла:
Нк= Qк/95000, м2
Нк=34109/95000=0,36 м2.
6.2 Выбор автономного и утилизационного котлов
Автономный котел выбираем по величине общего потребления теплоты на стояночном режиме .
.
Выбираем автономный водогрейный котел КВС 1,5.
Так как Qут >Qåх, то утилизационный котёл выбирается по количеству теплоты потребляемой на ходовом режиме и по величине циркулирующей в нём воды: .
Выбираем утилизационный водогрейный газотрубный котел КАУ-1,7.