Параграф 12. Крым и трагедия распада СССР.

В 1991 г. произошло то, что вряд ли кто-то мог предвидеть ещё несколько лет назад. Охваченный экономическим и социально-политическим кризисом Советский Союз распался. Развал сопровождался коллапсом не только экономики и социальной сферы, но и советского государственного права, системы административно-территориального устройства. Многие национальные группы, а точнее их лидеры, считавшие себя в СССР обделёнными и обиженными, посчитали, что самое время взять реванш. Межнациональные конфликты полыхнули во многих союзных республиках: Грузии, Молдавии, Таджикистане, Азербайджане. В союзном центре и республиках принимались противоречащие всему действующему законодательству и друг другу различные законы и декларации о суверенитете. В сложившейся ситуации наиболее справедливым и правомерным был учёт прямого народного волеизъявления, но и оно зачастую игнорировалось либо превращалось в предмет недобросовестного манипулирования. На референдуме о сохранении Союза ССР большинство голосовавших высказалось за сохранение страны (в Крыму, кстати, «за» были почти 88%), но это мало интересовало Б.Н. Ельцина, С.С. Шушкевича и Л.М. Кравчука, договорившихся в декабре 1991 г. о ликвидации СССР. В полной мере вся эта ситуация отразилась в сложном треугольнике отношений Россия — Крым — Украина. В ноябре 1990 г. РСФСР и УССР подписали договор об уважении территориальной целостности друг друга «в ныне существующих в рамках СССР границах». 20 января 1991 г. в Крыму состоялся первый в истории СССР референдум, на котором подавляющим большинством голосов было принято решение о восстановлении Крымской АССР как полноправного участника нового Союзного договора, который находился в стадии подготовки. А 1 декабря 1991 г. своё голосование по поводу независимости провела Украина. Граждане должны были ответить на вопрос, поддерживают ли они Акт провозглашения независимости Украины. На фоне охватившей тогда советское общество индепендентской горячки подавляющее большинство избирателей сказали «да». Подавляющее, если не считать Крыма и Севастополя, в которых сторонники независимости победили с незначительным перевесом — в несколько процентов. И кто теперь знает, как считали голоса тогдашние советские избирательные комиссии, твёрдо знавшие, что результат должен устроить «партийное» начальство в украинской столице. Более того, согласно новому, автономному статусу Крыма, по советскому законодательству в нём должен был пройти отдельный референдум по вопросу выхода из состава СССР. Но об этом никто не вспомнил. Союз распался. Но Крым успел восстановить свой статус автономной республики и чётко продемонстрировал стремление бороться за своё самоопределение. 5 мая 1992 г. Верховный Совет Крыма принял Акт о провозглашении государственной самостоятельности и назначил на 2 августа референдум. На следующий день республика приняла Конституцию, предусматривавшую должность президента, провозглашавшую Крым «демократическим государством» с правом ведения самостоятельной внешней политики. Но самое главное — статья 9 Основного закона предполагала, что свои отношения с Украиной Крымское государство строит «на основе Договора и соглашений». Но уже 13 мая под давлением киевских властей референдум отменили, а Акт о государственной самостоятельности посчитали реализованным принятием новой Конституции. 21 мая 1992 г. Верховный Совет России признал недействительным постановление Верховного совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. как принятое с нарушением Конституции. Однако, учитывая российско-украинский договор от ноября 1990 г., депутаты сочли нужным констатировать, что судьба полуострова должна быть определена «путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения». Документ в итоге оказался пустой бумажкой, которую просто никто не заметил. Возможность совершить акт волеизъявления крымчанам пришлось ждать почти 22 года.

Итак, Россия, обременённая гигантскими экономическими и политическими проблемами, в условиях, когда президента Б.Н. Ельцина больше всего заботил вопрос сохранения собственной власти, оставила крымчан один на один с Киевом. Результат не заставил себя ждать. В 1995 г. решением украинского президента и Верховной рады крымская конституция была отменена, а пост президента упразднён. Воля крымчан была грубо нарушена, их мнение совершенно проигнорировано. Принятая под давлением центральных властей новая Конституция 1998 г. фактически превращала автономию Крыма в фикцию. Но даже эта видимость не давала покоя радикально настроенным политикам. В программе националистической партии «Свобода», избранной в 2012 г. в украинский парламент и получившей посты в правительстве в результате переворота в феврале 2014 г., одним из пунктов значилась полная ликвидация остатков автономии Крыма и упразднение специального статуса Севастополя.

Между тем Россия после 1998 г. начала медленно выбираться из той социально-экономической пропасти, в которой оказалась. С приходом к власти В.В. Путина в 2000 г. стали решаться многие насущные экономические и политические вопросы, в том числе и во внешней политике. В отношениях с Украиной ситуация была по-прежнему сложной. В 1994 г. по Будапештскому меморандуму Россия, Великобритания и США обязались уважать суверенитет, территориальную целостность и не оказывать экономического давления на Украину взамен за отказ от ядерного статуса. Однако документ этот так и не вступил в силу, потому что ни Верховная рада, ни Государственная Дума, ни американский конгресс, ни британский парламент его не ратифицировали. Не придавал ему особого веса и президент В.А. Ющенко, мечтавший о восстановлении ядерного статуса своей страны. Более важным этапом стал так называемый Большой договор 1997 г. между Россией и Украиной, согласно которому стороны подтверждали взаимное уважение территориальной целостности друг друга. Обе страны также гарантировали «право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле». Договор заключался на 10 лет и продлевался автоматически, если за полгода до окончания срока одна из сторон не заявит о намерении выйти из него. Он был взят за основу нового соглашения и фактически продлён на 25 лет в ходе встречи президентов России и Украины в Харькове в апреле 2010 г.

Однако в 2003 г. между Украиной и Россией разгорелся конфликт из-за попытки властей Краснодарского края соединить дамбой (вместо косы, размытой в 1925 г.) с материком остров Тузла, расположенный в Керченском проливе. Украина, считавшая остров своим, демонстративно выставила там погранзаставу. Россия предпочла не обострять ситуацию.

Наши рекомендации