Синтаксис словосочетания
Стили речи
Стиль речи – система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения;
– разновидность языка, выполняющая определенную функцию в общении.
1.Разговорный – используется для того, чтобы обмениваться сведениями, мыслями, делиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми в непринужденной обстановке. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях.
2. Научный – используется для точной передачи научных знаний в статьях учебников, словарях, энциклопедиях. Характеризуется наличием специальных слов – терминов. Требует точности и однозначности, поэтому в текстах научного стиля преимущественно употребляются слова с одним лексическим значением.
3. Художественный – стиль художественной литературы (рассказов, повестей, романов, стихотворений и т.п.). Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин. Одна из особенностей художественного стиля – использование образных средств языка.
Стиль речи | Характеристика | Функция | Сфера употребления |
Разговорный | Непринужденность, простота | Общение | Бытовые отношения, частная переписка |
Научный | Точность, логичность, полнота информации | Информативная | Научные статьи, рефераты, учебники |
Художественный | Образность, эмоциональность | Эстетическая | Художественная литература |
Общие сведения по орфографии
Орфография – раздел науки о языке, изучающий правописание слов; совокупность норм и правил практического письма.
Орфограмма – сомнительное написание, которое соответствует правилам или проверяется по словарю.
Типы орфограмм
1) орфограмма-буква (мороз, шубка); 2) орфограмма-пробел (безустали);
3) орфограмма-контакт (справа); 4) орфограмма-дефис (куда-нибудь).
Опознавательные признаки орфограмм:
1) гласные после шипящих и ц (шёпот, цифра);
2) глагольные концы [ца] (хочется пить);
3) шипящий в абсолютном конце слова;
4) глухой парный согласный в абсолютном конце слова (дуб, город);
5) стечение согласных (лестница, грустный);
6) безударность в приставке, корне, суффиксе, окончании (венок);
7) элементы –то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка (где-либо, дай-ка);
8) ли, бы, же; 9) не, ни;
10) сложность слова;
11) звук [й] после согласных и перед е, ё, ю, я, и
Гласные после шипящих в корне слова | |||
Ж Ч Ш Щ | И У А | Жир, жужжать, жалюзи́ | Исключения: ЖЮРИ БРОШЮРА ПАРАШЮТ |
Чистить, чувство, чайка | |||
Шить, шутка, шашка | |||
Защита, щуриться, прощальный |
Правописание согласных в корне слова | |
Проверяемых | Непроизносимых |
1.Оглушение в абсолютном конце слова. 2. Ассимиляция по глухости/звонкости | Стечение согласных è диереза* Диереза («разрыв, разделение») - выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения. |
Измени форму слова или подбери однокоренное слово так, чтобы после согласной стояла: · гласная · Л, М, Н, Р (сонорные) | |
Пр.: ошибка – ошибиться; мороз - морозный | Пр.: грустный – грустить; солнце - солнечный |
Правописание безударных гласных в корне | |
Проверяемых | Непроверяемых |
1. Измени форму слова: хожу́ – хо́дит. 2. Подбери однокоренное слово: развева́ется флаг – ве́ять, примири́ть друзей – ми́р. 3. Найди сложносокращенное слово: матема́тика – физма́т, корреспонде́нт – спецко́р. | 1. Узнай о происхождении слова в этимологическом словаре: кап = голова КАП-итан КАП-итал КАП-уста Найди дальнего родственника: Коллектив – коллега Режиссер – режим – ректор (лат. rego – «управляю») 2. Обратись к орфографическому словарю: галере́я, ветера́н, экспериме́нт |
НЕЛЬЗЯ проверить безударные гласные глаголами несовершенного вида с суффиксами –ива–/–ыва– !!! Пр.: опозда́ть – по́здно, НО НЕ |
Разделительный Ъ | Разделительный Ь | |
Перед какими гласными? | Перед Е, Ё, Ю, Я | Перед Е, Ё, Ю, Я + И |
В какой части слова? | После приставки на согласную. | Внутри слова (но не после приставки!): вьюга, соловьиный. |
К какой морфеме относится? | Входит в приставку. | Входит в корень. |
Особые случаи | 1. После иноязычных приставок на согласную: инъекция, субъект. 2. В сложных словах после двух-, трех-, четырех-: двухъярусный. | 1. В некоторых иноязычных словах перед О: почтальон, медальон. |
Алгоритм определения спряжения | |||
1.Поставить в форму 2 л., ед. ч. | |||
Окончание ударное | Окончание безударное | ||
I спр.: -ешь | II: -ишь | 2.Поставить в форму инфинитива, сохранив вид | |
поЕШЬ | говорИШЬ | Исключение | 3.На –ИТЬ? |
Может иметь ПРИСТАВКУ | Да: II спр. | Нет: I спр. | |
клеИТЕ, клеЯТ | борЕТЕсь, борЮТся |
Глаголы-исключения | |
I спр. | II спр. |
1. Брить | 1. Гнать |
2. Стелить | 2. Держать |
3. Зиждиться (НСВ, основываться, держаться, строиться на чем-либо) Пр.: Сила бойцов зиждется на вере в победу. | 3. Терпеть |
4. (и) Видеть | |
5. Дышать | |
6. Слышать | |
7. Ненавидеть | |
8. (и) Зависеть | |
9. (и) Вертеть | |
10. (и) Обидеть | |
11. (и) Смотреть | |
Вы запомните, друзья, их на Е спрягать НЕЛЬЗЯ!!! |
В Пt у глагола пишется тот же глагольный суффикс, что и в инфинитиве:
Пр.: видЕть
Нt, Бt – видИШЬ, виДЯТ
Пt – видЕла
Личные окончания глаголов Нt, Бt | ||||
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1 л. | -у, -ю | -ем, -ём | -у, -ю | -им |
2 л. | -ешь, -ёшь | -ете, -ёте | -ишь | -ите |
3 л. | -ет, -ёт | -ут, -ют | -ит | -ат, -ят |
Синтаксис (греч. syn – «вместе» + taxis – «построение») – раздел науки о языке, изучающий способы соединения слов в синтаксические единицы (СЛС, предложение, текст), типы синтаксических единиц, их строение, функции, условия употребления.
Пунктуация (лат. punctum – «точка») – раздел науки о языке, изучающий правила постановки знаков препинания;
– совокупность знаков препинания.
Пунктограмма – место в предложении, где в соответствии с правилами языка употребляется/отсутствует знак препинания; точка приложения пунктуационного правила.
Синтаксис словосочетания
Словосочетание – сложное расчлененное наименование предмета, которое существует до предложения и является строительным материалом для него.
Ø состоит не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью;
Ø более конкретно по семантике (значению), чем слово (Ср.: стол – деревянный стол);
Ø не обладает интонацией законченности (отличие от предложения);
Ø номинативная единица (называет предмет);
Ø не обладает воспроизводимостью (отличие от слова).
СЛС = главное слово + зависимое слово
Пр.: летний сад, громко крикнул, вернуться на Родину, позвонить другу
Сочетания слов, не являющиеся СЛС:
1) подлежащее и сказуемое (равноправные ЧП!);
2) однородные члены предложения;
3) объединение предлога и зависимого слова (ППФ – предложно-падежная форма);
4) обращение и состав предложения, в котором оно находится.
Средства связи слов в СЛС | ||
1. | Окончание зависимого слова | летнИЙ день, подарить книгУ |
2. | Окончание зависимого слова и предлог при зависимом слове | верить В будущЕЕ |
3. | Предлог при зависимом слове | побывать В кино |
4. | Порядок слов(*в любом СЛС) | желание жить, его роман |
Разбор СЛС
Встретимся на станции – СЛС, НФ: встретиться на станции, модель: {гл. + сущ. в П.п. с предлогом «на»}, средство связи слов: окончание зависимого слова и предлог при зависимом слове.
Классификация СЛС | ||
Вид | Главное слово | Пример |
Именные | существительное | морозное утро |
прилагательное | очень сильный | |
местоимение | кто-то из нас | |
числительное | второй из домов | |
Глагольные | глагол | чувствовать опасность |
Наречные | наречие | по-осеннему прохладно |