КБ: Но, насколько я понимаю польские правила, режиссеры, которые участвуют в экспертных комиссиях ПИКа, не должны в этот момент иметь в разработке собственные проекты
КБ: Главная организация по поддержке и финансированию кино в Польше — это, конечно, знаменитый Польский институт киноискусства. Какой у него круг задач и полномочий?
Есть четыре основные «рабочие программы» — то есть направления, на которые Польский Институт Киноискусств выдает средства. Это кинопроизводство (на которое в 2012 году было выделено 94 млн злотых); образование и распространение кинокультуры (на него в прошлом году было потрачено 17 млн злотых); развитие кинотеатров, в которое входит модернизация и переход на цифру (11,3 млн злотых); продвижение польского кино за границу (на которое ушло почти 8 млн злотых). Плюс есть еще пятое направление, которое не входит в перечень основных программ и считается дополнительным, — это разнообразные награды и прочее, на которые в прошлом году потратили 3 млн злотых.
Совсем недавно мы получили цифры на 2013г., и теперь можем анализировать и делать прогнозы. Если всего в 2012г. на кино было выделено 133,254 млн злотых, то есть более 20 млн евро, в следующем эта цифра незначительно увеличится до 133,644 млн. злотых (почти 1,3 млрд. рублей). Сумма относительно небольшая, но для компактной, стабильно развивающейся польской индустрии (42 игровых фильма в 2012г.) вполне достаточная. Причем, если мы внимательнее посмотрим на цифры, то заметим, что уже несколько лет меняются дотации на кинопроизводство, все же остальные «приоритеты» остаются с прежним уровнем дотаций.
Интересно также, что в следующем году на 1 млн. злотых меньше потратят на игровое кино (60 вместо 61 млн.), но значительно увеличат квоту на анимацию (с 12 до 13,144 млн. злотых). Анимация, действительно, важный жанр киновысказывания в Польше, это во многом ее «визитная карточка». Впрочем, не стоит думать, что игровое кино куда-то «задвигают». На мой взгляд, причина в том, что сегодня оно стало более независимой и уверенной отраслью индустрии: с финансовой точки зрения, у него в сегодняшних условиях больше возможностей: копродукция, краудфандинг…
КБ: Давай устроим небольшой экскурс в историю. Как появился ПИК?
В 2005 году в Польше произошла реформа кино. Она готовилась довольно давно, для консультаций приглашали специалистов из других стран — Франции, Дании. Итогом реформы стало то, что летом 2005-го начал функционировать новый орган, который отвечает за кинопроизводство и все, что связано в Польше с фильмами, — Польский Институт Киноискусства. Его главой на 5-летний срок назначили Агнешку Одорович. В 2010 году ее избрали на второй срок, и она будет оставаться директором Института до 2015-го. А затем ее, согласно регламенту, сменит кто-то другой.
КБ: Кстати, интересно, как воспринимают Агнешку Одорович польские кинематографисты? Ведь до того, как возглавить Институт, она фактически не имела никакого отношения к киноиндустрии.
Мнения очень разные и зависят от того, кого ты будешь опрашивать. Конечно, режиссеры и продюсеры, которым не дали денег, будут высказываться о ней негативно. С другой стороны, есть огромное количество людей, которые Одорович хвалят и воспринимают адекватно. А экспертный совет Института (тот, который занимается не отбором сценариев, а общими вещами, в том числе — избранием главы ПИК) — переизбрал ее в 2010 году. Значит, она их устраивает. В 2011г. я сделала с ней интервью для журнала «Искусство кино», и тогда она показалась мне открытым для контакта человеком и хорошим профессионалом. Впрочем, сейчас, почти два года спустя, в польском кино многое изменилось, и у меня накопилось к пани Одорович масса новых вопросов, которые, я надеюсь, будет еще повод задать.
КБ: Ты упомянула экспертный совет ПИК. Расскажи про него подробнее — что он делает, кто в него входит?
Совет Института традиционно назначает Министр культуры и народного наследия Богдан Здроевский на трехлетний срок. Последний раз это произошло 14 октября 2011г.( значит переизбрание произойдет только в 2014г). В Совет входят действующие представители киноиндустрии: продюсеры, дистрибьюторы, режиссеры. Назову тебе лишь некоторых, чьи имена могут сказать что-то читателю за пределами Польши: Юлиуш Махульский (некогда режиссер культовых комедий «Ва-банк» и «Сексмиссия», а ныне один из самых значимых польских продюсеров), Бартош Конопка (известный документалист и режиссер игрового кино с недавних пор), Ежи Капучиньский, продюсер, пожалуй, самых интересных артхаусных и фестивальных лет последних лет (хотя бы «Стеклянные губы» Маевского, «Реверс» Ланкоша, «Зал самоубийц» Комасы или «Итальянец» Барчика). Совет курирует всю финансовую и ежегодную отчетную деятельность Института, а также формирует план работы на следующий год. И, конечно, принимает участие во всех значимых событиях и сферах деятельности Института.
КБ: А кто входит в экспертные комиссии, отбирающие проекты на господдержку?
Тоже действующие кинематографисты. И, на мой взгляд, это слабое место польской системы. Есть момент конкуренции, предвзятости в оценке.
КБ: Но, насколько я понимаю польские правила, режиссеры, которые участвуют в экспертных комиссиях ПИКа, не должны в этот момент иметь в разработке собственные проекты.
И тем не менее одну из экспертных комиссий в этом году возглавляла Малгожата Шумовская, чей новый фильм сейчас находится в пост-продакшне, другую — Анджей Якимовски, чья картина «Imagine» только что была с премьерой на Варшавском кинофестивале, третью — Агнешка Холланд, выпустившая в этом году «В темноте»…
КБ: Адамчак пишет, что система экспертизы проектов долгое время вызывала массу нареканий, но в этом году она была реформирована и стала более независимой. Теперь фильмы оценивает 6 экспертных групп, каждая из которых нацелена на определенную категорию фильмов.
Система реорганизована еще и потому, что раньше были очень нечеткие критерии отбора. Проекты либо допускались к следующему этапу отбора, либо нет, аргументации от экспертов не требовалось. Сейчас они должны предоставить четкое объяснение своей позиции.