Небо Аустерлица (т.1, ч.3, гл.16)
МАТЕРИАЛЫ
К ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
НАИЗУСТЬ 1 ОТРЫВОК ПО ВЫБОРУ:
Князь Андрей в весеннем лесу (т.2, ч.3, гл.1)
На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
"Весна, и любовь, и счастие!" -- как будто говорил этот дуб, -- "и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они -- из спины, из боков; как выросли -- так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, -- наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
Старый дуб в весеннем лесу (т.2, ч.3, гл.3)
"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны", подумал князь Андрей. "Да где он", подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, -- ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да, это тот самый дуб", подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, -- и всё это вдруг вспомнилось ему.
"Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"
Небо Аустерлица (т.1, ч.3, гл.16)
"Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются", подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба -- высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, -- подумал князь Андрей, -- не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, -- совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..."
К ТЕМАТИЧЕСКИМ УРОКАМ:
Князь Андрей Болконский ( т.1: ч.1, гл. 6, 23-25, ч. 2, гл. 11, 12, 21; т. 2: ч. 1, гл. 8, 9, ч. 2, гл. 11, 12, ч.3, гл. 1 – 6, 15 – 19, 23, ч. 5, гл. 21, 22;т. 3:ч.2, гл. 5, 36, 37, т.4: ч. 1, гл. 14-16)
Пьер Безухов(т.1: ч. 1, гл. 1 – 6, 23-25, ч.3, гл. 1-2; т. 2: ч.1, гл. 4, 5, ч.2, гл. 1-5, 10, 11-14, ч.5, гл. 1, 19-22, т.3: ч.1, гл. 16-20, ч.2, гл. 17- 21, 25, 30 – 32, ч.3, гл. 26 – 34; т.4: ч.1, гл. 9 – 13, ч.2, гл. 11-14, ч.3, гл. 12-15; эпилог: ч.1, гл. 11, 16)
Наташа Ростова(т.1: ч.1, гл.8-11, 15, 17; т.2: ч. 2, гл. 1 – 3, 14 – 17, 18 – 24, ч.3, гл.2, 16, 17, 19, 21, ч.5, гл. 8-21; т. 3 : ч. 3, гл. 13-16, 31; т. 4: ч.1, гл. 14-16, ч.4, гл. 1, 3, 4, 15-20; эпилог:ч.1, 2)
Война 1812 года(т. 3: ч.1, гл. 1, 23, ч. 2, гл. 20-21, 30-39 – Бородинское сражение; ч.3, гл. 4 – совет в Филях, гл. 26 – 34 – французы в Москве; т. 4: ч.3, гл. 1, 3 – 11 – партизанская война, гл. 16 – 19 – бегство французов, т.3: ч.2, гл. 15-19, 26-28, 33-34; т. 4: ч.2, гл. 8-10, 17-18, ч.3, гл. 18-19, ч.4, гл. 11 – Кутузов и Наполеон, т.3: ч.2, гл. 20-21, 26-28, 35, 39; т.1: ч.2, гл.20-21; т.3: ч.3, гл. 31-32; т.4: ч.1, гл.12-13, ч.3, гл. 1, 2, 3- 6, 12-14 – образ народа)
ТЕКСТ:
http://www.rvb.ru/tolstoy/01text/vol_4/0030_1.htm?start=62&length=1 – полный текст романа
http://briefly.ru/tolstoi/voina_i_mir/ - краткое содержание романа
http://www.licey.net/lit/wap - краткое содержание романа + анализ текста
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ:
http://video.yandex.ua/users/alekx2016/collection/10/?ncrnd=1916
«Война и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа. Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений. Одна из центральных работ в творчестве Сергея Бондарчука — создание фильма заняло около 6 лет (1961—1967). Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года. 1-я серия («Андрей Болконский») — лидер проката в СССР в 1966 году (58 млн. зрителей).
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ:
http://www.youtube.com/watch?v=R3WMDqZOk2A – работа писателя над романом
http://www.youtube.com/watch?v=53Ji55e1kcY&list=PLA3T2v33nDhzfg3d5sQoYLS5IBfVA7ts1 – жанр и история создания романа.
http://www.youtube.com/watch?v=zOUCQh8tLNY&list=PLA3T2v33nDhzfg3d5sQoYLS5IBfVA7ts1 – главные герои и темы романа.
http://www.youtube.com/watch?v=HFPOoDbP_2g&list=PLA3T2v33nDhzfg3d5sQoYLS5IBfVA7ts1 – краткое содержание романа (Андрей Болконский)
http://www.youtube.com/watch?v=ZkocMfNmGsA - краткое содержание романа (Пьер Безухов)
http://www.youtube.com/watch?v=dasnljgOA2U - краткое содержание романа (Наташа Ростова)
http://www.youtube.com/watch?v=4mvkC9SJaqI - Наполеон против России
http://www.youtube.com/watch?v=01Un9BiMxi8 – краткий пересказ 1 тома
http://www.youtube.com/watch?v=djujzS-UnaA – краткий пересказ 2 тома
http://www.youtube.com/watch?v=tDAdIP-dk_I – краткий пересказ 3 тома
http://www.youtube.com/watch?v=HKkTO7FLrBA – краткий пересказ 4 тома
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
1. Роль "Эпилога" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
2. Проблема духовного обновления человека в произведениях Л. Н. Толстого.
3. Что значит быть патриотом? (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир").
4. Тема семьи и личного счастья в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
5. Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
6. Мой любимый образ романа Л. Н. Толстого "Война и мир".
7. Искусство портрета в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
8. Что хотел сказать читателю автор романа "Война и мир"?
9. Что есть зло? Что есть добро? (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир").
10. Мои любимые страницы романа Л. Н. Толстого "Война и мир".
11. Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
12. Кутузов и Наполеон как исторические лица и как персонажи романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
13. Путь нравственных исканий Андрея Болконского.
14. Духовная эволюция Пьера Безухова.
15. Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого.
16. Женские образы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
17. В салоне Анны Павловны Шерер (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир").
ЦИТАТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ:
"Маленькая княгиня" (Лиза Болконская)
"Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшими усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем не менее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение" (т.I, с. 164) .
Пьер Безухов
"Вскоре после маленькой графини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умирающего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе" (т.I, с. 165) .
"Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говориться, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности" (т.I, с. 181) .
"Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: "Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай" (т.I, с. 184) .
"Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою" (т.I, с. 403) .
"– А этот-то, толстый, в очках, фармазон всемирный, сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то" (т.II, с. 206) .
"Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно-сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно и любопытно смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания" (т.III, с. 404) .
"Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке от прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколотках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые. <…> Вид этих босых ног напоминал ему все то, что он пережил и понял за это время, и воспоминание это было ему приятно" (т.IV, с. 101) .
"Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества Наташа заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззрению жены, состоявшему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинился им. <…> Взамен этого Пьер имел полное право у себя в доме располагать не только самим собой, как он хотел, но и всей семьею. <…> После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое" (т.IV, с. 286–287) .