Творчество валентинараспутина
Интересно рассматривать творческую манеру в динамике. От 60-х к 80-м годам. Создает серию повестей, которые сделали его классиком русской литературы. «Пожар» - 86 год, предупредила будущий кризис писателя (наметилась политическая ангажированность, после нее – сложно рассматривать тексты). Интересен рассказ «Уроки французского».
1 этап
Зрелое произведение – «Деньги для Марии», см. экранизацию. Фильм снят в конце 60-х годов. Сюжет: в названии обозначена главная героиня. Мария – продавец в сельском магазине (сельмаге). Сюжет провоцирующий – обычен образ вороватого продавца, который пользуется положением, что-то приворовывает. Мария эти стереотипы разрушает, но она оказывается в этой ситуации – обнаруживается пропажа денег. Никто не знает, как так получилось. Она хороший человек, но не грамотный, возможно, что-то не так посчитала. Что-то доверяла в долг односельчанам. Выясняется, что скоро будет ревизия. Несколько сотен тысяч рублей не хватает. Героине грозит суд и тюрьма. Казённое имущество. В семье Марии нет таких денег. С мужем у нее гармоничные отношения. Кузьма с Марией идут по селу (показан деревенский мир) с протянутой рукой. Если не родственники, то все – друзья, знакомые, одноклассники. Эти деньги реально собрать, при этом Мария и Кузьма обещают отдать свои деньги. Момент проверки для деревенского мира, связанного дружескими отношениями. Выясняется, что никто не готов поделиться частью своего имущества. Отказывают самые близкие люди. В итоге деньги не удается собрать. Распутин не вносит приговор деревенскому миру, погружает нас в жизнь каждой семьи. Узнаем, на что предназначены деньги в каждой семье: на зимнюю одежду для детей, кто-то долго копил на мотоцикл (удобно, чтобы ездить в город), кто-то хочет купить корову в большую семьи. Ни у кого нет лишних денег. Нельзя сказать, что все живут совершенно счастливо. Не смотря на то, что решается жизнь человека, у людей абсолютно нет лишних средств. Распутин показывает, что отказ от помощи, - не простое решение, нельзя однозначно судить о деревенских людях по их поступках. Они стремятся удовлетворить первичные потребности своих семей. Распутин именно анализирует, почему так случается. При этом все искренне сочувствуют героине.
Финал повести остается открытым: в некоторых из персонажей шевельнулось человеческое начало. Стронется ли все с мертвой точки, кто спасет Марию – открытый вопрос в конце пьесы. Найдутся ли нравственные ресурсы, чтобы спасти человека?
«Прощание с Матерой»
Действие повести происходит в глубине России вокруг большой реки Сибири. Деревня находится на острове (матерая земля). Конфликт повести: планируется затопить достаточно большую часть земли, сделать водохранилище. Земля обречена. Люди, отвечающие за этот проект, пытаются решить вопрос с чудаковатыми обитателями Матерой. Конфликт, с одной стороны, традиционный, деревенский. С другой стороны, экзистенциальный, общечеловеческие. Простые герои такими понятиями не оперируют, но это и не требуется. Привыкшие к родному месту чудаковатые пожилые люди оказываются носителями не просто нравственности, но и понимания, что такое любовь, забота друг о друге, единение с окружающим миром. Приманки, на которые покупаются люди, оборачиваются пустотой, люди гордятся нелепыми мелочами: считают себя современными. На самом деле эти современные предметы не делают счастливыми людей. В худ мире повести воссоздан образ острова, элегическая картина угасающей деревни, но живой атмосферы человеческой жизни, обозначена привязанность к месту. Понятно, что люди погибнут, если их переселить в другое место. Сила духа помогает пожилым людям держаться на этом острове. Старики ни от кого не зависят, продолжают сами вести полноценную жизнь, не просят о помощи. В повести появляется мистический элемент, хотя автор религиозен. Образ хозяина материализуется – он живой, создан воображениями людей. Ночью, когда царит туман над водой, вдоль реки разносятся долгие, жалостливые звуки – это поет свои песни хозяин острова, слышится его голос. Сюжетная логика показывает нравственный стержень людей. «Мы уедем в крайнем случае» - куда денется тогда хозяин? Как могут люди его бросить? Искреннее сочувствие к фактически вымышленному персонажу.
«Последний срок»
Главная героиня – Анна, пожилая женщина. Образ частотен в его литературе. Носитель авторского идеала. Воплощение традиции, нравственности. Анна чувствует, что ее последняя болезнь настала. Анна отправляет известие детям, вызывает их, чтобы они достойно, спокойно проводили мать в последний путь. Дети приезжают, все, кроме самой любимой – младшей. Таня (Танчора) не прибыла, это настораживает – почему любимая дочь не приехала. Объяснение – позже. По контрасту с матерью – душевная незрелость детей, которые начинают выяснять отношения еще при жизни матери, делят ее наследство, вспоминают старые обиды. Мать это видит. Ей жаль, что дети не видят главного, спорят по пустякам. Получается, что мать находит в себе силы помочь своим детям, а не наоборот, как должно было быть. У смерти отвоевывает срок, видит, что нужна еще на этой земле. При этом дети живут не бедно. Имя Анна – библейская окраска, Анна – бабушка Христа, мать Богородицы. Искусство Возрождения – портрет Боттичелли (Анна, Мария, Иисус). Младшая дочь находится очень далеко, просто не успела приехать, но она оказывается и не нужна в этой ситуации. В самом действии повести она не мыслима: зачем, чтобы видеть споры других детей? Письма, адресованные Тане, - практически монолог Анны. Таня лучше всех поняла заветы матери. Анна вспоминает всю свою жизнь, Обращается прежде всего к Тане, думает, что жизнь прожила хорошо, не смотря на то, что она была достаточно тяжелой. Анна и ее семья прошла через революцию, но не променяет свою жизнь ни на что. Ощущение не случайности своего прихода в мир.
«Живи и помни»
Связано с судьбами героев, принадлежащих к младшему поколению. Особенности жизни человека. 2 главных героя: Настя и ее муж Андрей. Молодые люди, живут в селе на берегу реки. Андрея призывают в армию, Настя ждет его. Она работает почтальоном. Сначала приходят письма, потом они прекращаются, Настя узнает, что муж стал дезертиром. Не добравшись до фронта, сбежал. Настя не верит слухам, потому что любит своего мужа. В один из вечеров он скребется в окно. С одной стороны, любит мужа, не может его предать, с другой, - видит его слабости, думает, как все исправить. Также важна ее профессия – носит не только почту, но и похоронки. Для нее страшнее испытание – вынуждена приносить односельчанам похоронки мужей, братьев, родителей при том, что все знают, что ее муж дезертир, прячется за их спинами. К ней иначе относятся, она слышит жесткие упреки, презрение к мужу, которое распространяется и на ее мужа. При этом не рисует однозначно образ абсолютно негодяя, с каждым подобное могло бы произойти (попал под бомбежку, испугался близости смерти). Настя пытается найти выход, узнает, что сделать, если сдаться. Андрей сам больше боится. Настя ни в чем не виновата, но она ничего не может сделать. За ней устанавливается слежка, в том числе следят и односельчане. Колхозное начальство организует слежку. Настя приходит к Андрею, носит ему еду. Возвращается вечером, понимает, что односельчане следят за ней, ее гонят как дикого зверя. Героиня не выдерживает, происходит психологический слом, она выбегает на берег обрывистой реки. Она буквально разодрана невозможностью выбора.
«Уроки французского»
Герой не принимает помощи, учительница играет с героем, делает вид, что делает это увлеченно. Намеренно проигрывает, чтобы он мог купить молоко. Выросший молодой человек вспоминает уроки добра, которые преподнесла учительница.
*Вампилов – «Отпуск в сентябре» (экранизация «Утиная охота»).