Поэзия серебряного века

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

1)Назовите ярких представителей «темного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза». Аргументируйте свой ответ.

2)Прочитайте цитату из пьесы «Гроза» и назовите имя, социальный статус героини, которой принадлежат слова:

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

3) Назовите имя, социальный статус героя драмы А.Островского «Гроза», прочитав высказывание этого героя:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

4) Прочитайте цитату из пьесы «Гроза» и назовите имя и социальный статус героя, о котором идет речь:

«Кто ж …угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли поутру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

5) Укажите название пьесы А.Островского, из которой приведена цитата, характеризующая героиню. Назовите имя, социальный статус этой героини:

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем».

6)Напишите, какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в «Грозе» и как они связаны с характеристикой главной героини и других персонажей пьесы.

7)Объясните, какой смысл вложил А.Н.Островский в последнюю реплику Тихона, завершающую драму.

8) Определите основной конфликт в пьесе «Гроза».

9) Назовите средства, которыми пользуется А.Островский, создавая образы героев «Грозы».

10) Укажите, кого и почему Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве».

11) Объясните значение названия драмы А.Островского «Гроза». Прокомментируйте свой ответ.

12) Продолжите предложение: «Темное царство» в пьесе А.Островского «Гроза» - это…

13) Определите, какую роль играет пейзаж в пьесе «Гроза». Аргументируйте свое мнение.

14) Ответьте, считаете ли вы пьесы А.Островского («Гроза»», «Бесприданница») актуальными. Прокомментируйте свое мнение.

15) Уточните, кого из героев драмы А.Островского «Бесприданница» в финале пьесы Лариса Огудалова благодарит за «благодеяние» и в чем состоит это «благодеяние».

16) Поясните, как вы понимаете определение «горячее сердце» и что оно означает применительно к героям пьес А.Островского.

Н.А.НЕКРАСОВ

1) Определите, из какого стихотворения взят отрывок:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

а) Укажите название стихотворения и его автора.

б) Определите, какие средства художественной выразительности использованы в данном отрывке.

в) Определите стихотворный размер.

г) Укажите, с какими произведениями русской литературы и каким образом перекликается данное стихотворение.

2) Прочитайте строки лирического произведения и выполните задания:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом.

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям…

а) Укажите автора и название стихотворения;

б) Определите, какие средства художественной выразительности использованы в приведенном отрывке;

в) Определите стихотворный размер;

г) Расскажите историю создания стихотворения.

3) Укажите, сколько мужиков-странников и из каких деревень (укажите их названия) отправились на поиски счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

4) Расскажите, где, среди кого искали мужики счастливого.

5) Назовите имя героя, который является в поэме счастливым. Поясните, почему он счастлив.

6) Приведите примеры средств художественной выразительности, присущих сказке, которые Н.А.Некрасов использовал в поэме.

7) Определите, какой героине поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит портрет:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

8) Расскажите, какова была судьба первенца этой героини - Демушки.

9) Расскажите, после какого события данную героиню прозвали губернаторшей.

10) Назовите, какие фольклорные мотивы и образы присутствуют в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

И.А.ГОНЧАРОВ

1) Определите по перечисленным деталям интерьера, в комнате кого из героев романа И.Гончарова «Обломов» они находятся, и раскройте, как обстановка этой комнаты характеризует хозяина:

«бюро красного дерева», «красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами», «несколько картин, бронза и фарфор», «паутина, напитанная пылью», «ковры в пятнах», «забытое полотенце», «тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой».

2) Перечислите детали, имеющие в романе И.А.Гончарова «Обломов» символическое значение (определите, какое именно).

3) Ответьте, кто первым в романе произносит слово «обломовщина», и раскройте, что это слово, по-вашему, означает.

4) Укажите, какой конфликт является в романе И.Гончарова «Обломов» самымважным

5) Определите, кому из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» принадлежат данные портреты:

«Это был человек лет тридцати двух-тридцати трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные».

и расскажите, какие отношения сложились между этими героями.

6) Как вы думаете, почему дружба Обломова и Штольца была столь долгой и крепкой?

7) Определите, какие из перечисленных качеств не характерны для Ильи Ильича Обломова из романа И.Гончарова: созерцательность, мечтательность; доброта, мягкость; решительность, готовность к действию; стремление спрятаться от трудностей, уйти от однозначных решений.

8) Расскажите, как зовут сына Обломова и что происходит с ним после смерти Ильи

Ильича.

9) Назовите место, в которое читатель попадает в приведенном отрывке из романа И.А.Гончарова «Обломов», и определите роль данного пейзажа в романе:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины».

10) Раскройте значение «Сна Обломова» в романе.

11) Объясните, что такое «обломовщина», и определите ее социальные корни.

12) Объясните, в чем отличие образа Обломова от образов «лишних людей», созданных русской литературой.

13) Прочитайте цитату и определите имя, фамилию, социальный статус героини романа И.Гончарова «Обломов»:

«{Она} в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту…"

14) Продолжите предложение: «В истории отношений Ольги и Ильи Ильича ветка сирени – это…»

15) Объясните, почему Ольга Ильинская расстается с Обломовым, почему не сложилось их счастье.

16) Назовите место рождения И.Гончарова.

И.С.ТУРГЕНЕВ

1) Ознакомьтесь с деталями портрета и назовите имя, отчество, фамилию, социальный статус героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»:

«длинное и худое лицо», «большие зеленоватые глаза», «темно-белокурые волосы», «висячие бакенбарды песочного цвета», «спокойная улыбка», «ленивый, но мужественный голос», «обнаженная красная рука».

2) Прочитайте цитату из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и назовите имя, отчество, социальный статус героя, описанного в этих строчках:

«…человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».

3) Укажите, какой герой и при каких обстоятельствах в романе И.Тургенева «Отцы и дети» произносит слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

4)Поясните, какие художественные средства И.С.Тургенев использует, раскрывая характер Базарова в романе.

5)Напишите, как бы вы могли трактовать тему «отцов» и «детей» в романе.

6) Что явилось причиной смерти главного героя романа «Отцы и дети»?

7) Поясните, как вы понимаете смысл названия романа «Отцы и дети».

8) «Я пытался в нем представить трагическое лицо»,- сказал И.Тургенев о главном герое своего романа. Согласны ли вы, что Базаров – лицо трагическое. Поясните собственное мнение.

9) Напишите, что составляло предмет спора Базарова и Павла Петровича и что послужило причиной дуэли между героями.

10) Определите, в чем состоит трагизм образа Базарова. Назовите причину смерти героя.

11) Напишите, с кем из героев русской литературы вы могли бы сравнить Базарова.

12) Прочитайте цитату и назовите имя, отчество, социальный статус героини романа И.Тургенева «Отцы и дети»:

«Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой вяло от ее лица».

13) Расскажите, как данный портрет характеризует героиню романа.

14) Как проходит Евгенией Базаров «испытание любовью»? Любовь Базарова: победа разума или чувства? Ответ аргументируйте.

15) Что дает нам право сказать вслед за А.В.Луначарским: «Отцы и дети» - «живой роман»?

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ

1) Укажите, в каком городе и в какое время года происходит действие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Определите, какой цвет преобладает в описании города.

2) Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», перечислите их и определите их роль в создании образа города в романе.

3) Где живут герои романа «Преступление и наказание»? Что их жилища рассказывают о своих хозяевах?

4) Продолжите предложение: «Петербург Достоевского – это…»

5) Прочитайте цитату и назовите фамилию, имя, отчество, социальный статус героя романа «Преступление и наказание»:

«…он был замечательно хорош собою, с прекрасными черными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен».

6) Раскройте, какими средствами пользуется Ф.М.Достоевский в романе, создавая характеристики героев.

7) Определите, какие события способствовали тому, что главный герой романа «Преступление и наказание» решился на преступление.

8) Расскажите, какие события составляют сюжетную основу первого сна Раскольникова.

9) Расскажите, какие события способствовали добровольному признаниюРаскольникова впреступлении.

10) Прочитайте цитату и назовите имя, отчество, фамилию и социальный статус героини романа «Преступление и наказание»:

«Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

11) Что составляет своеобразие образа Сони? Какова ее роль в том, что Раскольников явился с повинной и пережил раскаяние?

12) Прочитайте цитату из романа «Преступление и наказание» и назовите имя, отчество, фамилию, социальный статус героя, которому принадлежат слова:

«Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!»

13) Расположите в хронологической последовательности следующие сцены из романа «Преступление и наказание»:

а) Письмо Раскольникову от матери

б) самоубийство Свидригайлова

в) смерть Мармеладова

г) сон Раскольникова о «моровой язве»

14) Назовите злободневные для русской жизни 60-х годов ХIХ века вопросы, которые нашли отражение в романе «Преступление и наказание».

15) Назовите места нашего города, связанные с Петербургом Достоевского.

16) Чем вызван интерес к роману «Преступление и наказание» сегодня? Соответствуют ли созданные кинематографистами художественные образы вашему представлению о героях романа?

Л.Н.ТОЛСТОЙ

1)Поясните, как вы понимаете смысл названия романа «Война и мир».

2) Назовите один из любимых художественных приемов Л.Н.Толстого, который «задан» уже в названии романа «Война и мир».

3) Назовите хронологические рамки эпохи, отраженной в четырех томах романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

4)Назовите имена тех героев романа «Война и мир», которые наиболее близки

Л.Н.Толстому по своему внутреннему миру.

5)Поясните, что, по-вашему, объединяет любимых героев Л.Н.Толстого – Андрея

Болконского и Пьера Безухова.

6) Назовите героиню романа Л.Н.Толстого, которой автор дает следующую характеристику:

«…была все та же робкая, некрасивая, стареющая девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни».

7) Определите, о каком герое романа «Война и мир» идет речь:

«Массивный, толстый молодой человек с стриженою головою, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

Укажите, где и при каких обстоятельствах читатель впервые знакомится с этим героем.

8) Назовите имя героя романа, который признается себе самому в один из периодов духовных исканий: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…» Назовите кумира данного героя, а также укажите, когда произойдет его разочарование в кумире.

9) Назовите героиню романа Л.Н.Толстого «Война и мир», которой принадлежат следующие слова:

«Ах, какая прелесть!.. Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы…» Уточните, где и при каких обстоятельствах героиня их произносит.

10) Выберите те приемы раскрытия характера княжны Марьи Болконской, которые Л.Н.Толстой использует в романе «Война и мир»: 1) портретная характеристика, 2) речевая характеристика, 3) авторские ремарки, 4) дневник, 5) лирическое отступление, 6) реплики «в сторону».

11) Выберите те черты характера, которые были присущи Пьеру Безухову: 1) чистота, 2) благородство, 3) беспринципность, 4) карьеризм, 5) слабоволие, 6) самоотверженность, 7) бескорыстие, 8) доброта, 9) великодушие, 10) практический ум, 11) робость, 12) тактичность, 13) принципиальность, 14) непрактичность, наивность, 15) стремление к самосовершенствованию, 16) стремление постичь истину.

12) «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались… Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Назовите момент, в который к герою романа Л.Н.Толстого приходит это осознание.

13) Выберите характерные приемы раскрытия характера Наташи Ростовой в романе: 1) восприятие природы, 2) портретная характеристика, 3) речевая характеристика, 4) монолог, 5) дневник, 6) сны.

14) Поясните, кто из членов семьи Ростовых и при каких обстоятельствах требовал отдать подводы для раненых.

15) Л.Н.Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать «диалектику души» человека. Продолжите предложение: «Диалектика души – это…»

16) Завершите фразу Л.Н.Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет...»

А.П.ЧЕХОВ

1) Определите художественное своеобразие рассказов А.П.Чехова.

2) Назовите приемы и средства изображения характеров в рассказах А.П.Чехова.

3) Назовите рассказы, которые входят в «маленькую трилогию» А.П.Чехова.

4) Поясните, что объединяет между собой «футлярные рассказы». (Назовите рассказы)

5) Объясните, почему Беликов, герой рассказа А.П.Чехова «Человек в футляре», мог держать в страхе целый город.

6) Поясните, чем страшен, смешон и жалок Беликов – герой рассказа «Человек в футляре

7) В каком из «футлярных рассказов» автор напоминает о необходимости того, «…чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…»?

8) Почему в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» происходит превращение Дмитрия Старцева в Ионыча?

9) Поясните, почему А.П.Чехов назвал свой рассказ «Ионыч», а не «Доктор Старцев».

10) Определите жанр «Вишневого сада» (авторское определение). Прокомментируйте.

11) Пьеса А.Чехова «Вишневый сад» насыщена символами: вишневый сад, звук лопнувшей струны… Продолжите начатый ряд.

12) Кого из героев комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» можно назвать «недотепами» и почему?

13) Соотнесите данные характеристики с действующими лицами пьесы «Вишневый сад» и назовите имена героев: а) «…Хороший она человек, легкий, простой», б) «…Проел все свое состояние на леденцах», в) «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая нежная душа…»

14) Соотнесите данные характеристики с действующими лицами комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» и назовите имена героев: а) «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен», б) «…Недотепа, облезлый барин, вечный студент», в) «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая нежная душа…»

15) Назовите имя, укажите происхождение и социальный статус нового хозяина вишневого сада.

16) Современны ли произведения А.Чехова? Свой ответ аргументируйте.

А.И.КУПРИН

1) Назовите основные темы рассказов А.И.Куприна.

2) Поясните, какую роль играет пейзаж в произведениях А.И.Куприна.

3) Расскажите, где происходит действие повести А.И.Куприна «Олеся».

4) На чьей стороне и почему симпатии автора повести «Олеся»? Почему счастье двоих не состоялось?

5) Кто из героев «Гранатового браслета» А.Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

6) К какому типу литературных героев можно отнести чиновника Желткова из рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»? Почему?

7) Укажите, кому из героев рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова:

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

8) Продолжите предложение: «Любовь в произведениях Куприна - …»

И.А.БУНИН

1) Объясните, почему так часто рассказы И.А.Бунина написаны в форме воспоминаний.

2) Определите, каковы задачи цикла рассказов И.Бунина «Темные аллеи». Вспомните, приходилось ли вам встречаться с подобной литературной формой. Укажите известные вам циклы рассказов.

3) Назовите основную тему цикла рассказов И.Бунина «Темные аллеи».

4) Поясните, почему трагичны все финалы рассказов цикла «Темные аллеи».

5) Прочитайте цитату и назовите рассказ И.Бунина и героиню этого рассказа:

«Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск в глазах».

6) Определите, каково понимание любви в произведениях И.Бунина.

7) Продолжите предложение: «Любовь в творчестве И.Бунина -…»

8) Прокомментируйте высказывание критика и литературоведа В.Я.Лакшина: «Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина – под звездой рока».

М.ГОРЬКИЙ

1) Укажите имя, отчество и настоящую фамилию М.Горького.

2) Укажите произведения, которые могут быть отнесены к раннему (романтическому) периоду творчества М.Горького (2-3 произведения).

3) Укажите, в чем художественное своеобразие ранних романтических рассказов

М.Горького. Проиллюстрируйте свой ответ.

4) Определите, какой новый тип героя ввел М.Горький в свои произведения

(приведите пример).

5) Поясните, почему М.Горький сделал босяка главным героем своих произведений ( по

одному из ранних произведений).

6) Уточните, что выполняет функцию обрамления в ранних рассказах М.Горького.

7) Назовите ранний рассказ М.Горького и имя героя, которого люди наказали за гордость, за то, что он считал себя выше других. В чем выражалось наказание?

8) Назовите имя героя произведения М.Горького и обстоятельства, при которых герой «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее «факелом великой любви к людям».

9) Определите, сочетание каких литературных направлений можно увидеть в рассказе

М.Горького «Челкаш». Проиллюстрируйте свой ответ.

10) Поясните, какова роль пейзажного обрамления в ранних романтических рассказах

М.Горького.

11) Назовите пьесу М.Горького, которая стала итогом размышлений писателя о босяках. Объясните, в чем смысл ее названия.

12) По речевой характеристике персонажа определите, кому из героев принадлежат реплики: а) «Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность,, жизнь – рабство!», б) «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть…», в) «Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»

13) Объясните, почему жанр пьесы М.Горького «На дне» определяется как социально-философская драма.

14) Определите, кто из героев пьесы М.Горького «На дне» произносит следующие фразы: а) «Всякая блоха не плоха, все – черненькие, все – прыгают», б) «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!», в) «Ты … лечись! От пьянства нынче лечат, бесплатно, браток, лечат… такая же лечебница устроена для пьяниц… чтобы даром их лечить».

15) Укажите, сторону какого героя – Луки или Сатина – принимает М.Горький в споре о

лжи и правде. Аргументируйте свой ответ.

16) Определите, в чем общность пьес М.Горького и А.Чехова («На дне» и «Вишневый сад»).

А.А.БЛОК

1)Расскажите кратко об эволюции женского образа в поэзии А.Блока.

2)На сколько частей можно разделить стихотворение А.Блока «Незнакомка»? Аргументируйте свой ответ.

3)Поэма А.Блока «Двенадцать» начинается строчками: «Черный вечер. / Белый снег». Определите, какой прием использует автор в приведенных строках.

4)Укажите, кто из персонажей поэмы А.Блока «Двенадцать» охарактеризован следующим образом: «А это кто? – Длинные волосы / И говорит вполголоса».

5) Прочитайте лирическое произведение и выполните задания:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

(А.А.Блок, 1902 г.)

а)Укажите название поэтического течения, одним из ярких представителей которого был А.А.Блок. Найдите черты этого течения в данном произведении.

б)Перечислите средства художественной выразительности, использованные в данном стихотворении. Укажите стихотворный размер.

в)Определите, каким предстает в стихотворении А.Блока образ «идеальной» возлюбленной.

г)Укажите, кому посвятил А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме».

А.А. АХМАТОВА

1) Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой.

2) Назовите литературное течение, в которое входила А.Ахматова. Укажите лидера этого течения.

3) Назовите автора следующих строк, использованные средства изобразительности, а также способ стихосложения:

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.

4) Поясните, почему критики сравнивают стихотворения А.Ахматовой с русским

психологическим романом.

5) Прочитайте приведенное стихотворение и выполните задания:

Творчество

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов.

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо.

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

а) Укажите, к какому литературному течению А. А. Ахматова принадлежала в ранний период творчества.

б) Определите основную тему данного стихотворения А.Ахматовой.

в) Назовите центральный образ стихотворения «Творчество».

г) Определите способ стихосложения. Назовите средства художественной выразительности, использованные в стихотворении А.Ахматовой «Творчество».

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

1) Прочитайте отрывок лирического произведения и выполните задания:

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают –

значит это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?

а) Определите, какому поэту ХХ века принадлежат эти строки.

б) Укажите, какие литературные приемы использует поэт в данном лирическом произведении.

в) Назовите литературное течение, в которое входил поэт.

г) В какой системе стихосложения этот поэт выступил как новатор?

И.А.БУНИН

2) Прочитайте стихотворение И.Бунина и ответьте на вопросы:

Последний шмель

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди – и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

а) Каким настроением наполнены строки? Какие средства выразительности использованы для передачи этого настроения?

б) Что вы можете сказать о теме произведения?

в) О чем тоскует лирический герой? Что явилось символом его переживаний?

г) Определите стихотворный размер.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

3) Прочитайте лирическое произведение и выполните задания:

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки,

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

(Б.Л.Пастернак, 1946 г.)

а) Стихотворение «Гамлет» Б.Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название романа и имя героя.

б) Перечислите тропы и стилистические приемы, использованные в данном стихотворении. Определите способ стихосложения.

в) Поясните, почему размышления Б.Пастернака о личности и судьбе сопровождают образы и детали, связанные с миром театра.

г) Укажите, кто из русских поэтов близок Б.Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки. Проиллюстрируйте свой ответ.

Н.А.ГУМИЛЕВ

4) Прочитайте лирические строки и выполните задания:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Пленительный бродит жираф.

а) Укажите, во главе какого литературного течения стоял Н.Гумилев.

б) Определите способ стихосложения в данном отрывке.

в) Укажите, какие литературные приемы использует поэт в данном отрывке.

г) Продолжите предложение: «Николай Гумилев - …»

С.А.ЕСЕНИН

5) Прочитайте лирическое произведение и выполните задания:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

(С.А.Есенин, 1921 г.)

а) Назовите, кто из современников С.Есенина дал следующий отзыв, прочитав его стихи: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».

б) Назовите жанр классической поэзии, признаки которого (философское размышление, овеянное светлой грустью) присутствуют в данном стихотворении С.Есенина. Определите стихотворный размер.

в) Укажите средства художественной изобразительности, использованные в данном стихотворении С.Есенина.

г) Укажите, что дает основание отнести данное стихотворение к философской лирике. Назовите произведения русских поэтов, созвучные проблематике есенинского стихотворения (свой ответ обоснуйте).

В.В.МАЯКОВСКИЙ

6) Укажите, в какой системе стихосложения В.Маяковский выступил новатором.

7) Определите, каково душевное состояние лирического героя в отрывке из поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах». Укажите средства художественной изобразительности:

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот –

сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

мечутся взволнованной чечеткой.

(В.Маяковский. Облако в штанах)

8) Закончите предложение: «Футуризм – это…»

9) Укажите, кто из поэтов начала ХХ века осознавал себя художником, «революцией мобилизованным и призванным».

Наши рекомендации