Искусство выявления метауровней

Для того чтобы стать мастерами НЛП ц Метасо-стояний, мы должны научиться переходу на мета-уровень. Фильмы, проигрываемые в кинотеатре нашего сознания, многократно фреймированы и встроены в слои мыслей и чувств и метаслои понятий. Поскольку эти метафреймы высших уровней охватывают подавляющую часть структуры субъективного опыта, мы должны уметь выявить эти высшие фреймы, чтобы иметь дело со всей матрицей сознания.

Все метауровни нашего сознания состоят из того же «материала», что и первичный уровень. Мы используем визуально-аудиально-кинестетическиерепрезентации и слова, выстраивая смыслы мета-уровней, матрицы нашего сознания. Следующий ниже набор вопросов, относящихся к различным категориям, дает нам множество возможностей для исследования и выявления структур высших уровней. Используя их, помните о том, что различные категории не являются различными вещами — это лишь иные способы выражения одних и тех же вещей, метафреймы. Это означает, что мы можем рассматривать «смыслы» как убеждения, ценности, идентичность и понимание. Любой фрейм содержит внутри себя каждую из этих категорий. Звучит запутанно? Именно это делает для всех нас запутанной сферу высших уровней сознания. Когда мы номинализируем эти категории: «убеждения», «ценности» и т. д., эти слова дезориентируют системы нашего сознания-тела, и мы начинаем думать о них как об «объектах», каковыми они не являются. Все эти слова не более чем обозначения различных ментальных процессов — фреймы, формирующие нашу нейро-семантическую реальность.

1. Смыслы: «представления», которые мы удерживаем в сознании.

• Что это для вас означает?

• Что еще это для вас означает?

• Насколько это для вас осмысленно?

2. Убеждения: «представления», которые мы подтверждаем, обосновываем и доказываем.

• Каковы ваши убеждения, связанные с этим предметом?

• Насколько высоко вы цените это убеждение?

• Есть ли у вас какие-либо убеждения по поводу этого убеждения?

• Удалось ли вам подтвердить это убеждение?

• Насколько убедительно это подтверждение?

3. Ценности: «представления», которые мы ценим, считаем важными, значимыми, которые мы почитаем.

• Насколько это для вас важно?

• Какие убеждения связаны для вас с этой ценностью?

• Почему это для вас важно или ценно?

4. Идентичность: «представления», которые мы выстраиваем по поводу своего «я» и используем для самоопределения.

• Затрагивает ли это ваше самоопределение или идентичность?

• Как это влияет на ваш образ мыслей о самом себе?

• Что это говорит о том, как вы воспринимаете себя?

5. Суждения: наши «представления» о других представлениях.

• Что вы об этом думаете?

• Что вы чувствуете по этому поводу?

• Что приходит вам на ум, когда вы думаете об этом предмете?

6. Принципы: «представления», которые мы рассматриваем как рекомендации, законы, окончательные выводы.

• Каких принципов вы придерживаетесь по этому вопросу?

• Что я понимаю в связи этим предметом?

• Как функционирует это представление?

7. Решения: «представления», которые мы выделяем и «отсекаем» от других представлений и вариантов выбора, что позволяет нам сказать одним альтернативам «да», а другим — «нет».

• Какое решение движет вами?

• Что вы сделаете в связи с этим?

• Как вы можете закончить следующие фразы: «Я буду», «Я выбираю», «С этого дня я»?

8. Намерения: наши «представления» о наших мотивах, замыслах, мечтах, желаниях.

• Какую цель вы преследуете, делая это?

• Каковы ваши намерения, замыслы?

• Что вы можете от этого получить?

• Когда вы получите именно то, что хотите, что вам это даст?

• Почему это имеет для вас ценность?

9. Результаты: наши «представления» о целях, результатах, желательных исходах событий.

• Как вы хотите, чтобы обернулись события?

• Что вы хотите от них получить?

• К каким последствиям, вы надеетесь, это приведет?

10. Понимание: наши «представления», «стоящие за» событиями, и поддерживающие наш индивидуальный мир.

• Каково ваше понимание этих событий?

• Какими знаниями вы обладаете по этому вопросу?

Глава 5 • Управление метасостояниями

11. Ожидания: наши «представления» о том, что, как мы полагаем, произойдет.

• Итак, чего вы ожидаете?

• На чем основаны эти ожидания?

12. Парадигмы, модели, схемы: наши «представления», соединяющиеся в более сложные формы картирования.

• Какие парадигмы (модели, схемы) движут вами и информируют вас о том, что делать?

• Основываясь на каких парадигмах вы формируете свое понимание?

13. Метафоры, нелингвистические символы: «представления», которые мы формируем посредством нелингвистических механизмов.

Это может быть поэзия, музыка или визуальный образ.

• На что это похоже?

• Если бы этот образ был цветным, какого он был бы цвета?

• Если бы это было животным, каким животным это было бы?

• Как это звучало бы, если бы вы переложили это на музыку?

14. Прозрения: представления, внезапно развивающиеся в новые идеи, мысли, переживания, «Эврика!»

• Как вы переживаете осознание этого?

• После того, как вы осознали это, что вы думаете?

• Теперь, когда вы узнали это, что вы собираетесь делать?

• Теперь, когда вы уже осознаете это, что приходит вам на ум?

15. Разрешения: представления о том, какой опыт дозволен, а не табуирован.

• Что произойдет, если вы дадите себе разрешение испытать опыт XI

• Следите за тем, что происходит, когда вы даете себе такое разрешение. Легко ли оно укладывается в ваше сознание?

• Сколько еще раз вам придется давать себе разрешение?

Резюме

Не все нейро-лингвистические состояния тождественны. Наши состояния относятся к различным уровням. У нас возникают состояния сознания-тела по поводу других состояний сознания-тела; таким образом, мы имеем первичные состояния и метасо-стояния. Это позволяет ввести в сферу НЛП третью метауровневую модель наряду с Метамоделью (язык) и Метапрограммами (восприятие). Модель Метасостояний содержит описание уровней или слоев сознания, а также любых метауровневых феноменов, описание того, как мы сами создаем для себя метапрограммы и как мы формируем насыщенные и многоуровневые ментальные и эмоциональные состояния.

Все четыре метасферы описывают один и тот же референт — субъективный опыт человека. Одна ме-тасфера рассматривает его сквозь призму языка, другая — сквозь призму паттернов восприятия и мышления, третья — сквозь призму состояний сознания и, наконец, последняя — сквозь призму кинематографических характеристик, закодированных в кинотеатре нашего сознания. Метасостояния являются неотъемлемой частью нашего опыта, благодаря от природы присущей нашему сознанию рефлексивности. Мы рефлексируем по поводу наших собственных мыслей, чувств и физиологии наших состояний. Мы никогда не ограничиваемся просто мышлением, мы всегда размышляем о своих мыслях. Метасостояния представляют собой реакции на наши реакции.

Принимая во внимание феномен метасостояний при исследовании структуры опыта, мы привносим в НЛП новый образ мышления. Этот образ мыслей от начала и до конца носит нелинейный и системный характер. Это означает включение в арсенал НЛП не только линейных пошаговых процессов — «стратегий» переноса репрезентаций на экран нашего сознания, но и процессов распознавания метауровневых фреймов, управляющих нашими репрезентациями.

Модель Метасостояний говорит о том, что помимо сенсорных фильмов, проигрываемых в кинотеатре нашего сознания, — фильмов, посылающих сигналы телу и выполняющих функцию проектов, согласно которым мы мыслим, чувствуем, поступаем и живем, — мы также располагаем фреймами, обрамляющими эти фильмы, воздействующими на них и контролирующими их.

www.e-puzzle.ru

* Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Наши рекомендации