Нейро-лингвистические состояния
Мы нуждаемся в четком определении содержания понятий «состояния сознания» или нейро-лингвистические состояния. Термин «состояние», а также термины, содержащие это слово, описывают динамическое состояние сознания-тела, функционирующее как воплощенное на нервном уровне состояние сознания-эмоций-и-тела. В этом качестве оно инициирует энергетическое поле, охватывающее наши мысли, эмоции и нейрофизиологические процессы.
Такое динамическое и системное описание замещает собой одну из первоначальных идей НЛП, предложенных Лесли Кэмерон-Бэндлер. Лесли предложила трехчастное деление личности на внешнее поведение (ВП), внутреннее состояние (ВС) и внутренние процессы (ВПР). И хотя такая схема в некоторых отношениях оказалась полезной, она породила элементалистическое разделение между этими компонентами личности, что не соответству-
ет действительности. Не существует внутренних состояний независимо от внутренних процессов. Не существует изолированных элементов. Все они сложнейшим образом переплетаются и взаимодействуют между собой. Поведение может инициировать состояние, кроме того, мы, разумеется, выражаем наши состояния в поведении.
Рис. 4.1. Трехчастное деление личности
Наш жизненный опыт состоит из специфических ментальных и эмоциональных состояний, формируемых из наших состояний сознания (внутренних процессов), состояний тела (поведение, физиологические и нейрофизиологические процессы) и эмоциональных состояний (кинестетические ощущения, получающие информацию со стороны оценок высших уровней). Все эти компоненты взаимосвязаны. Мы не можем изолировать их, и если мы делаем это, то только лингвистически, на уровне слов, для удобства описания. Подобное разделение нереально. Когда мы думаем, наше тело также испытывает чувства, движется и действует, и эта целостная конфигурация (или гештальт) и есть то, что мы понимаем под «опытом». Мы живем, двигаемся и действуем как индивидуумы, наделенные сознанием-телом — нейро-лингвистической формой жизни.
Обладая нейро-лингвистической формой жизни, мы переживаем в опыте и картируем территорию, расположенную за границами нашей кожи, — «внешний мир», благодаря чему мы получаем возможность эффективно взаимодействовать с этим миром. Это означает, что на наиболее фундаментальном уровне наша психическая деятельность представляет собой распознавание и картированиепаттернов, и это дает нам уникальную возможность программировать себя. Какими мы картируем вещи, такими мы создаем и самих себя. Этот процесс начинается с нейро-уровня, с нейрофизиологических процессов, со способов использования своей нервной системы и органов восприятия, а затем переходит на уровень лингвистики — способы использования символов, слов, метафор и классификаций, с помощью которых мы создаем наши ментальные и эмоциональные программы.
Следуя этому пути, мы открываем для себя способы, посредством которых можем взять эти процессы под контроль и начать управлять собственным мозгом, используя модели и технологии НЛП. Беря под контроль «конструирование реальности», мы также обретаем контроль и над работой нервной системы. Создавая все более точные и эффективные модели мира, мы наращиваем собственные ресурсы. В этом и состоит суть мастерского овладения менеджментом состояний. Являясь дисциплиной, изучающей «структуру субъективного опыта», НЛП началось с поисков ответа на вопрос, как совершенное владение речевыми навыками породило магию психотерапии.
Пути к состояниям
Мы формируем наши состояния сознания на базе ментально-эмоционально-соматического картирования, результаты которого кодируем в виде внутренних фильмов. То, что мы переживаем как «состояния», или нейро-лингвистические состояния, — это наше мышление, телесные ощущения, эмоции, реакции, речь и поведение. Таким образом, перед нами открываются два наиболее легких пути к достижению состояний.
1. Внутренние репрезентации внутренних фильмов
Внутренние репрезентации определяют состояние нашего «сознания» — то, что мы наносим на внутренние карты визуально, аудиально и кинестетически при создании внутренних фильмов. К внутренним репрезентациям также относится то, что мы говорим себе на высших логических уровнях о наших фильмах. С помощью метарепрезентативной системы языка мы кодируем большую часть знаний, навыков, переживаний, убеждений и ценностей. Эти грани сознания выступают либо в виде звуковой дорожки наших фильмов, либо в виде редакторских фреймов. Поскольку мы всегда можем выбирать, что нам репрезентировать и как кодировать эти репрезентации, мы обладаем «репрезентационной властью».
2. Физиология тела и неврология
Физиология и неврология описывают физическое состояние, состояние «тела» (сома), а также телесные ощущения: к примеру, здоровье, позу, дыхание и биохимические процессы. Сюда же относится то, что мы ели, как мы спали, состояние наше-
Лингвистика
Сенсорные репрезентативные системы, входящие в состав наших ментальных фильмов (VAK)
Визуальная: картины, сцены, образы
Аудиальная: звуки, шумы, музыка
Кинестетическая: внутренние ощущения, прикосновения, осязание, проприорецептивные ощущения, моторная активность.
Обонятельная (запахи), вкусовая (вкусовые ощущения), вестибулярная (равновесие)
Репрезентативная система языка (аудиально-дититальная), используемая нами для записи речевой дорожки наших ментальных фильмов
Слова, предложения, лингвистические структуры
Математика, музыкальные символы, метафоры, сюжеты
Неврология
Работа нервной системы в пределах тела и физиология центральной, периферической и автономной нервных систем
Рис. 4.2. Компоненты нейро-лингвистической магии
го здоровья, а также все процессы, происходящие в нашей нервной, иммунной, автономной нервной системе и т. д.
Эти два пути к состояниям представляют собой два типа последовательностей, или процессов, с помощью которых мы можем вызывать различные состояния. Используя «сознание», мы можем генерировать, репрезентировать и кодировать информацию, вызывающую определенное состояние. Используя «тело», мы можем двигаться, дышать и принимать различные позы таким образом, что это также вызывает в нас определенные состояния. Хотя эти знания относятся к базовому, элементарному курсу НЛП, многие люди, находящиеся на уровне практика НЛП, кажется, не осознают их важности. Это фундамент менеджмента состояний, контроля состояний и самодисциплины. Это основание практических навыков, позволяющих обрести контроль над собственной жизнью.