Темное и светлое мировосприятие

Тема счастья, как мы уже выяснили, связана не толь­ко с объективными обстоятельствами человеческой жиз­ни, но и с тем, как человек относится к этим обстоя­тельствам. И здесь мы можем выделить два типа воспри­ятия, условно назвав их темным и светлым. Темное ми­ровосприятие означает превалирование негативных эмо­ций и оценок, светлое — доминирование позитивного взгляда на действительность.

Вопрос о позитивной или негативной оценке мира в целом и собственной жизни в частности никогда не был чисто психологическим, а всегда выступал как мировоз­зренческий и этический, ибо минорное, страдательное, мученическое отношение к реальности делает человека глубоко несчастным, в то время как радостный, оптими­стический, мажорный взгляд позволяет ему чувствовать

Лекция 7

себя бытийно-счастливым и уверенным даже при боль­ших объективных трудностях.

Темное мировосприятие всегда находило свое выра­жение в пессимизме и трагическом взгляде на действи­тельность.

Пессимизм — это однозначно негативная оценка бы­тия, представление о том, что мир плох, несовершенен, бессмыслен, его ждет плохой конец, а жизнь человека — сплошное неизбывное страдание. Пессимистический взгляд по отношению к повседневному миру, в котором протекает наша жизнь, издревле был свойствен восточ­ному, в частности, буддистскому мировоззрению, кото­рое ориентирует человека на нирвану — угасание. Буд­дизм полагает, что все наслаждения эмпирического мира — лишь иллюзия, обман, и человеку должно избавиться от желаний, которые привязывают его к эмпирии, чре­ватой бесконечностью мук. В европейской мысли идею об угасании желаний и укрощении воли к жизни прово­дит философ XIX века А. Шопенгауэр.

Пессимизм — это печальное согласие индивида со скверностью действительности, с ее бессмысленностью, грязью и пошлостью. Пессимист не борется против вра­гов человечества за усовершенствование мироздания, ибо полагает, что ничего улучшить все равно нельзя. У пес­симиста, по сути, два пути. Либо он может, подобно Шопенгауэру, проповедовать сочувствие всякой живой страдающей твари и призывать всех к угашению воли, либо, подобно Ницше, он становится на путь воинству­ющего цинизма и провозглашает насилие, имморальное (т. е. внеморальное) самоутверждение и доминирова­ние над другими по принципу: «Мир все равно плох, я не смогу его улучшить, так надо "урвать от него все возмож­ное и горделиво вознестись над его несовершенством». Отдохновением от гадкого эмпирического бытия оказы­вается лишь искусство — волшебное удвоение реальнос­ти, игра звуков, красок и слов.

Счастье и смысл жизни

Трагический взгляд на действительность означает по­нимание жизни как разрыва и надрыва, неизбывного ос­трого конфликта между добром и злом, наслаждением и страданием, совершенством и убогостью. При трагичес­ком мировосприятии человек бунтует против несовершен­ства действительности, не соглашается с ним, желает от­менить и упразднить существующие зло и несправедли­вость, одновременно понимая невозможность что-либо изменить. Трагичен «абсурдный человек» Альбера Камю, продолжающий жить вопреки царящей в его сознании и судьбе бессмысленности, трагичен тот, кто взыскует Бога и не слышит его внятного ответа, трагичны порывы ро­мантизма, желающего пребывать в царстве высоких чувств и обреченного на обывательское прозябание, наконец, трагична судьба революционеров всех стран и народов, которые хотят воплотить на земле утопию, а неизбежно получают лишь пародию на нее.

Ведущими сюжетами трагического мировоприятия яв­ляются:

• тема пропасти между Абсолютным (Богом) и конк­
ретными преходящими вещами. Эта тема характерна
для философских размышлений таких авторов как Свя­
той Августин, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, К. Барт,
Л. Шестов и др. Мир видится ими как бренный и пад­
ший, а человек — как греховное существо, отягощен­
ное виной и привязанное к своему низменному телу;

в отсутствие целей и абсолютов при переживании тяги к ним. Эта позиция свойственна безрелигиозному ми­ровоззрению, страдающему от собственного атеизма, основанного на идеале разумности;

• слепая судьба (рок) и человеческая ответственность.
Эта трагическая тема прослеживается с древности,
ее ярким выражением является миф о царе Эдипе,
пожелавшем обмануть судьбу и не сумевшем сделать
это. Роковое мировосприятие означает, что человек
не верит в возможность самостоятельного влияния на

__________________________________ Лекция 7

события своей жизни, он чувствует себя жертвой господствующей над ним необходимости, несчастным существом, лишенным свободного выбора. Стоит заметить, что стоический мудрец или завзятый «спи-нозианец» не усмотрели бы в этой ситуации никако­го трагизма, а указали бы на необходимость спокой­но подчиниться обстоятельствам. Трагизм рождает­ся из категорического несогласия с судьбой;

• несовпадение цели и результата, катастрофическое
расхождение между желаемым, планируемым и во­
площаемым, реализуемым. В просторечье это назы­
вается «за что боролись, на то и напоролись». Тяже­
лое разочарование, ощущение напрасности усилий,
вины и переживание собственной недальновидности
оказываются уделом тех, кто делает слишком боль­
шую ставку на цель и вкладывает в ее достижение
старания, которые потом не оправдываются.

• столкновение творческой индивидуальности со стан­
дартизированным внутренним миром среднего чело­
века. Уникальное видение, неординарность делают
поэта, художника, неповторимую личность чужими
на празднике жизни обывателя, нередко ставят их в
положение изгоев. Как писала Марина Цветаева:

Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?!

Кроме пессимизма и трагического мировосприятия, можно вьщелить также мировосприятие, условно говоря, депрессивное. Если пессимизм — явление прежде всего концептуальное, если трагедийность предполагает оцен­ку каких-то крупных, судьбоносных событий и явлений, то депрессивность — черта повседневной жизни. Это скверное, мрачное настроение, которое больше, чем что-либо иное, сказывается на обыденном поведении чело-

Счастье и смысл жизни

века, на его общении с окружающими. Это раздражитель­ность, недовольство и вымещение его на окружающих.

Психологи, анализирующие привычную депрессив-ность у психически здоровых людей, отмечают ряд мен­тальных установок, характерных для такого рода депрес­сии. Назовем некоторые из них:

1. Максимализм. Стремление радикально относиться
к любой ситуации по принципу «все или ничего»: либо
пан либо пропал, или победа, или поражение. Макси­
малист не знает полутонов и хочет все сразу, а когда «все
сразу» не получается, он перечеркивает самого себя и
оказывается глубоко несчастным.

2. Общие выводы из единичных фактов. При такой
установке человек, которому один раз отказали в его
просьбе, начинает считать, что ему теперь всегда будут
отказывать в любых просьбах, а это значит, что мир жес­
ток, а сам он обижен судьбой. Сделав подобный некоррек­
тный вывод, вполне можно возненавидеть заведомо все че­
ловечество, и вести себя соответствующим образом.

3. Психологическая фильтрация событий. Это случай,
когда происходящие приятные и хорошие события попро­
сту не замечаются, зато любая скверная деталь ставится в
центр внимания, и ей придается величайшее значение.

4. Дисквалификация положительного. Можно сказать,
что дисквалификация положительного — это интерпре­
тация его со знаком «минус». Так, например, женщине
говорят, что она красива, а она думает про себя: « Мою
внешность отметили, чтобы подчеркнуть, что я глупа...»
Или человеку объяснились в любви, а он тотчас начина­
ет соображать: «Наверное, это из корыстного интереса...»
Таким образом все позитивное превращается в негатив­
ное, любая радость отравляется. При этом депрессивный
индивид не только принижает самого себя, но и обвиня­
ет в любых смертных грехах других людей, которые со­
вершенно чистосердечно желают ему всех благ или хотят
высказать добрые чувства.

__________________________________ Лекция7

5. Принятие ответственности за независящие от тебя события. Например, мать, увидев двойку в дневнике ре­бенка, говорит: «О, я плохая мать, я не справляюсь со своими обязанностями» — и начинает долго терзать себя упреками. Или врач, узнав, что дела у его пациента идут хуже, начинает неизбывно страдать по поводу своего про­фессионального несовершенства, что, впрочем, совсем не способствует его нормальной работе с больными. В данном случае происходит приписывание себе ответствен­ности за то, на что человек не в состоянии прямо и одно­значно повлиять. И ребенок, и больной — отдельные личности, чье поведение не может быть полностью зап­рограммировано. Ребенок может ошибаться, а больной не соблюдать режима. Но люди, берущие всю ответствен­ность на себя, страдают при этом от собственной беспо­мощности, от невозможности что-либо изменить. Это не означает, конечно, что следует быть безответствен­ным. Речь идет о разумной дифференциации того, что зависит от нас и что от нас не зависит.

Изменение к лучшему темного мировосприятия, его хотя бы относительное просветление может быть связано со следующими шагами:

1. Преодоление максимализма, менее требовательное,
более мягкое и терпимое отношение к тому, что проис­
ходит. Тот, кто согласен на полутона, скорее найдет зо­
лотую середину в обращении с миром, чем завзятый ри­
горист.

2. Отказ от безосновательных обобщений. Здравое,
без драматизации отношение к собственным промахам и
неудачам как к частным случаям.

3. Позитивная фильтрация событий, выявление хо­
рошего и любование им. Принятие во внимание нега­
тивных моментов ровно настолько, насколько их нельзя
не учесть для рационального действия. В современной
западной психологии существует целая система позитив­
ного мышления, которая учит человека выявлять радости

Счастье и смысл жизни

в своей жизни и уметь наслаждаться ими, одновременно избегая, по возможности, того, что явно раздражает и портит настроение.

4. Позитивное, доверительное отношение к человече­
ству в целом и его отдельным, находящимся рядом пред­
ставителям. Как мы уже говорили ранее, подозритель­
ность и недоверчивость делают человека агрессивным, го­
товым не только к обороне, но и к упреждающему нападе­
нию, заставляют без видимой причины обижать других.

5. Стремление разобраться, что зависит от нас в про­
исходящих событиях, а что не зависит. То, что от нас
зависит, мы можем изменить сообразно своим взглядам,
стремлениям и представлениям. При этом стоит помнить,
что никогда нельзя делать абсолютной ставки на один
вариант событий. Как говорят англичане, «не кладите
все яйца в одну корзину». Поскольку цель и результат не
всегда совпадают, следует учесть возможные варианты и
заранее мысленно адаптироваться к ним, тогда возмож­
ная неудача не будет психологически сокрушительной,
не повергнет в длительную депрессию с ненавистью ко
всему белому свету.

То, что не зависит от нас, необходимо принять как факт. Человек, неспособный принять неизбежное, во­пящий, бьющийся и проклинающий, все равно ничего не меняет, он только делает самого себя несчастным. Чтобы принять обстоятельства, против которых протес­тует душа, можно изменить свою точку зрения на них и найти в них некие положительные стороны, способные мобилизовать наши силы для дальнейшей жизни и само­реализации.

Заговорив о способах избавления от привычной де-прессивности, перманентной «несчастности», от темных очков, через которые люди порой смотрят на мир, мы фактически уже заговорили о светлом мировосприятии, об умении видеть в явлениях жизни и противоречивых обстоятельствах светлую, положительную сторону.

__________________________________ Лекция 7

Вообще-то, говорить о светлом взгляде в чем-то труд­ней, чем о темном. Когда нам хорошо, мы, как прави­ло, не вдаемся в нюансы наших ощущений, а просто ра­дуемся. Может быть, поэтому исследователи эмоций на­считали у человека 70 отрицательных эмоций и только 24 положительные. И все-таки светлое мировосприятие су­ществует, и оно не сводится только к пиковым пережи­ваниям, чей срок недолог, а выражается в тех самых по­вседневных установках сознания, которые мы перечис­лили несколько выше.

Оно связано с терпимым, приветливым, разумным от­ношением к себе, людям и событиям, без драматизации, нагнетания страстей и непомерных требований.

Светлое мировосприятие находит выражение в опти­мизме и чувстве надежды.

Является ли оптимизм розовыми очками? И да и нет. Да, потому что при светлом оптимистическом взгляде мы считаем, что мир скорее красив, чем некрасив, скорее совершенен, чем несовершенен, а люди, хотя среди них и встречаются разбойники, обманщики и негодяи, все же в большинстве своем совсем неплохие ребята, с кото­рыми можно поладить. Иногда их жалко, иногда им надо помочь, но главное то, что всегда возможно договорить­ся. При оптимистическом восприятии человек положи­тельно относится к самому себе, хотя для этого вовсе не обязательно претендовать на роль ангела.

В то же время оптимизм не является блаженной ил­люзорностью или добровольным самообманом. Он не просто розовые очки, в нем присутствует мощное воле­вое начало. По хорошему определению А. Швейцера, оптимизм — это воля к жизни. При оптимизме человек, несмотря на превратности судьбы, испытывает могучую бытийную радость, он готов преодолевать препятствия и упорно проходить все жизненные этапы: от юности до глубокой старости. Он никогда не скажет, что жизнь — это одно лишь страдание, он считает, что за нее стоит

Счастье и смысл жизни

бороться, ее нужно отстаивать, сохранять и упрочивать Жизнь — ценность сама по себе, смысл, наслаждение, восторг побед и элегическое спокойствие созерцания при­суши ей самой, поэтому от нее не надо бежать ни в мир иной, ни в беспамятство нирваны. Неукротимая воля к жизни, к бытию всегда стремится вперед, она не боится потерь, не пытается удержать ускользающий вчерашний день, не останавливается на достигнутом. Оптимисти­ческий человек любит мир активно и деятельно, он сли­вается с потоком жизни в гармоничном двуединстве и со всей полнотой проживает каждую минуту, получая от нее то, что может дать именно она.

Оптимизм выражает себя также в виде «мелиоризма»

—убеждения в том, что мир, который далеко не во всем
блистает совершенством, можно улучшить. Начиная с
эпохи Просвещения эта точка зрения господствовала в
европейском сознании, в основе ее лежал рационализм

—представление о безграничных возможностях челове­
ческого разума. Из рационализма следовало, что чело­
век способен познать законы функционирования и раз­
вития общества, а затем применить их для усовершен­
ствования человеческих взаимоотношений и социально­
го устройства. Представление о ведущей роли разума вы­
зывало к жизни убежденность в том, что человечество
развивается прогрессивно — от простого к сложному, от
низшего к высшему — по восходящей.

В настоящее время прогрессистские взгляды постав­лены под сомнение, однако истинные оптимисты и в наши дни в конце трудного и противоречивого века не верят в мрачные пророчества о конце света или само­убийстве человечества. Они верят во всепобеждающую силу жизни и, что самое главное, предпринимают прак­тические усилия для того, чтобы решать реальные про­блемы улучшения современной ситуации и выхода из экологических и политических тупиков. Светлое миро­восприятие всегда усматривает впереди перспективу, ви-

Лекция 7

лит будущее, потому что спокойно жить и продуктивно трудиться, упираясь носом в стену безнадежности, про­сто невозможно.

Говоря об оптимизме, мы уже коснулись чувства на­дежды — важнейшей составной светлого мировосприя­тия. Она означает, что мы предполагаем в будущем воз­можность перемен к лучшему. Мы не уверены (кто мо­жет быть уверен, что знает грядущее?), однако всеми си­лами души устремлены к тому свету, который маячит впереди. Надеяться — значит всегда ожидать от жизни радости, гармонии, счастливого продолжения и благопо­лучного исхода. Именно надежда нередко помогает лю­дям выживать в самых тяжелых обстоятельствах и выхо­дить из опаснейших переделок. В народе говорят: «На­дежда умирает последней». Пока мы не впали в безна­дежность, мы не утрачиваем оптимизма, и, значит, мы в силах трудиться, бороться, наслаждаться тем, что дает нам жизнь здесь и сейчас.

Именно надежда выступает одной из ведущих христи­анских добродетелей. Человек должен верить в Бога и надеяться на благодать, на милость Всевышнего, на его безграничную любовь к тварному миру и каждой челове­ческой душе. Однако человек должен надеяться и на са­мого себя. «На Бога надейся, а сам не плошай», — гла­сит пословица. Светлое мировосприятие всегда видит мир через призму надежды.

Последний момент, который мне хотелось бы отметить, говоря о светлом, оптимистическом взгляде на жизнь, — это юмор. Юмор — слегка отстраненное и сочувственно-насмешливое отношение к самому себе и собственным об­стоятельствам — снижает накал драматизации, к которо­му склонны многие люди. Трагическое и пессимистичес­кое мировосприятие — всегда результат глубокой серьез­ности в отношении к самому себе, и оно, как правило, связано с представлением о строго очерченном должном порядке вещей. Ригористическая суровость делает любое

Счастье и смысл жизни

отступление от принятой жизненной схемы драмой и тра­гедией, ломка жестко принятого стереотипа поведения и мышления сопровождается страданиями и слезами, разо­чарованием и депрессией. Юмор же всегда близок к игре с ее гибкостью, подвижностью, свободой, он жонглирует противоречиями, сталкивает их, высекает искру смеха из внезапного соединения несоединимого. Когда человек относится к другим и к себе с юмором, ему не грозят за­тяжные беспросветные состояния, он облегчает себе пе­реживание неприятностей и страданий, просветляет соб­ственный взгляд, дает ситуации более мягкую, снисходи­тельную оценку, чреватую возможностью надежды на луч­шее. Юмор — это луч света, это возможность посмеяться и отвлечься хотя бы на минуту от жесткого прессинга дей­ствительности. Вот почему во время любой тирании в об­ществе расцветает анекдотическое творчество. Смешные истории о самих себе, о правителях и власти помогают людям не впасть в отчаяние, не замкнуться на плохом, оставаться открытыми бытию.

Счастье и смысл жизни

Счастье возможно только тогда, когда человек чувству­ет свою жизнь осмысленной. Целый ряд философских направлений и психологических школ, а также публици­стика и журналистика фиксируют тот факт, что в XX в. человеческая жизнь катастрофически обессмысливается. Постмодернизм зафиксировал это в особого рода кон­цепции, которая провозглашает смерть субъекта, распад рационального сознания, смыслоутрату как норму совре­менного мира, как закономерный этап жизни человече­ства, когда на смену разного рода ценностным и интел­лектуальным конструкциям, наполняющим культурную действительность, приходит деконструкция — разруше­ние всего и вся. Индивид становится игрушкой бессоз­нательных сил и обезличенных текстов, он становится

Лекция 7

«ничто» — без имени, без авторства, без подчинения ка­ким-либо правилам.

Философы-постмодернисты указывают нам на это, не печалясь и не сетуя, просто фиксируя наличную ситуа­цию и как бы утверждая и упрочивая распад своими соб­ственными усилиями. Это эпатирует публику, вызывает переполох. Однако эпатаж хорош в искусстве и в тео­рии, но он очень плох в жизни. Люди, лишившиеся смыс­ла своего бытия, — глубоко несчастные люди. Именно они пополняют ряды самоубийц, наркоманов, алкоголи­ков, именно они совершают безмотивные жестокие пре­ступления, они страдают от одиночества и собственной никчемности. В них нет никакого обаяния зла и роман­тизма дьявольщины, потому что дьявольщина тоже пред­полагает некоторый смысл, а там, где его нет, и говорить не о чем... Людям остро нужен смысл, несмотря на то, что думают об этом играющие в теорию интеллектуалы.

Проблема утраты жизненного смысла была в четкой форме поставлена гуманистической и экзистенциальной психологией. Особую разработку она получила в логоте-рапии Виктора Франкла.

Франкл фиксирует в своих работах, что смыслоутрата и типичная для нее депрессия настигает как индивидов, находящихся в условиях крайних лишений, так и тех, кто сыт, благополучен, чьи интересы и амбиции во многом удовлетворены. Характерной для современного западно­го общества стала именно разочарованность людей со­стоятельных, которым, казалось бы, жить да жить в свое удовольствие. Видимо, проблема упирается здесь в то, что удовлетворение низших, чисто материальных потреб­ностей еще не дает смысла, и человеческая душа взыску-ет высших ценностей, прикосновения к предельным ос­нованиям действительности, ответа на «последние» во­просы. Человек — не только «психика», но и дух!

Наши рекомендации