Билет 7. Советский кинематограф 20-х гг. ХХ века (с 1919 до 1930). Заявка «Будущее звуковые фильмы»
1. Владимир Гардин 1919 году открыл Госкиношколу – прообраз ВГИКа. Он ставил агитфильмы, развивал темп и активность, снял фильм Серп и Молот в 1921г – первый полнометражный фильм советского производства. Режиссер Иван Перестиани дебютировал фильмом «Арсен Джордживашвили», а в 1921 году снимает «Красные дьяволята» по повести большевика Бляхина. Веселая приключенческая лента, о трех героях Гражданской войны в стиле американских ковбойских сюжетов.
2. Проявляет себя режиссер - Лев Кулешов. Он разработал теорию монтажа. Появляется «эффект Кулешова», монтажное сцепление двух кадров, которые в своем единстве должны дать новое третье. Он считал, что с помощью монтажа, можно создать не сыгранную эмоцию актера. Всех учеников Кулешова ожидало великое будущее, это были: Александра Хохлова, Всеволод Пудовкин, Сергей Комаров. Кулешов снимает фильмы «По закону» (1926), «На красном фронте» (1920).
3. Денис Кауфман, который взял псевдоним Дзига Ветров – хроникер. Склеил из хроникальных сюжетов полнометражную «Историю Гражданской войны» (1922). Он возглавил группу «киноков» от кино-око, которые выступали только за документ, факт, хронику. Например, фильмы «Кино-Глаз» (1924), здесь видим предметы шире, с неожиданным ракурсом, например, панамки детей летнего лагеря рассыпаются по полю, как белые птицы или бабочки. Фильмы Ветрова обладают эффектом присутствия.
4. В 1924 году выходит первый фильм Сергея Эйзенштейна – «Стачка», но за плечами молодого режиссера уже была богатая биография. 24 декабря 1925 года состоялась премьера фильма «Броненосец «Потемкин» в Большом театре». Фильм был черно-белый, но флаг, который возвышался на мачте корабля, был красный, его красили вручную для каждого экземпляра ленты. В фильме «Октябрь» (1927г) снятом по приказу правительства к годовщине Октябрьской революции, Эйзенштейн снимает экранную версию штурма зимнего дворца, и до сих пор неизвестно, было ли это в самом деле. В его фильмах главная тема – это страдание и гибель беззащитного. Мальчик, пускающий кораблик в лужу крови (Стачка), мать с мертвым сыном на протянутых руках (Броненосец). В 1926 году Эйзенштейн начал снимать фильм «Генеральная линия», в которой хотел показать, что дала революция русскому крестьянину. Но картина вышла только в 1929 году под названием «Старое и новое», Сталин лично вмешался в процесс работы, требовал переделать готовый материал.
5. Рядом с Эйзенштейном всегда ставят его современника Всеволода Пудовкина. В 1920м году поступил Первую школу Госкино Гардина. Один из его первых фильмов «Механика головного мозга» (1926), обнаружил зрелого мастера. «Кинематограф масс» Эйзенштейна привлек Пудовкина. На этой почве он снимает фильм «Мать» (1926), главную роль поручил актрисе МХАТа Вере Барановской, а сына революционера Николаю Баталову. В отличии от жестокости Эйзенштейна, Пудовкин использует плавный, спокойный монтаж, кадры красивы.
6. Также начинает свою карьеру Александр Довженко. В кино пришел из газеты, где был художником-графиком. Снял короткометражку «Ягодки любви» в 1927г. Начался для всех с фильма «Звенигора» (1928г.). Его фильмы о первых плодах революции – «Земля» (1930г.).
7. После фильма «Октябрь» Северная столица возвращает себе лидерство в кинопроизводстве и одним из основателей ленинградской школы является Григорий Козинцев. Приехав из Киева В Петроград он знакомится с Траубергом, начинающим журналистом из Одессы. В 1921 появились объявления о записи в ФЭКС (фабрику эксцентричного актера), где будет обучать акробатике, пантомиме, и другим предметам, включая историю итальянской комедии масок. Заправилами всех этих экстравагантностей стали именно Козинцев и Трауберг. На фабрике Севзапкино заведовал Адриан Пиотровский, он начинал собирать команду и привлек их вместе с мастерской ФЭКС. Первым их выходом стал «Похождения Октябрины» (1924). В фильме «Чертово колесо» (1926) по рассказу Каверина «Конец хазы», фэксы сделали попытку создания современно мелодрамы. Подобно Эйзенштейну в Стачке, они увлеклись типажами шпаны, ловили аномалии – толстых теток, уродливых карликов. Стремились запечатлеть городское дно безобманно, как Ветров, снимали все по-настоящему. В 1926 году выходит фильм «Шинель» по повети Гоголя, их темой становится «человек, раздавленный эпохой», фильм должен был отражать «николаевскую эпоху их взгляда». Вклад «Шинели» был и в кинематографический язык. Операторы научились передавать время и настроение при помощи городского пейзажа, интерьера, предмета в кадре.
8. Еще одного ленинградского дебютанта зовут Фридрих Эрмлер. Как и фэксы, он умел передать униженность, слабость человека перед грубой силой У него всегда место действия – Ленинград, а время – Революция и первые советские годы. На Севзапкино он открыл КЭМ (киноэксперементальную мастерскую). Он снимает фильм «Катька бумажный Ранет» (1926). Ленинград у Эрмлера – город вопиющего несоответствия между былым величием и современным убожеством. У Эрмлера начинает свою карьеру Федор Никитин, который исполняет роль бродяжки.
9. Борис Барнет – царь –режиссер, начинает свою карьеру, эти годы. Работал реквизитором студии Московской художественной академии. Его тянула режиссура. Как и фильмы Бауэра, его фильмы - мужские фильмы о женщинах. Он снимает фильм «Девушка с коробкой» (1927) и открывает кинозвезду Анну Стэн. В нем определилась среда, которую впоследствии и будет изображать режиссер в своих фильмах – простые люди и любовь. Экран сразу же завоевала его первая пара влюблённых – Наташа, неразлучная со своей круглой коробкой (Анна Стэн) и бездомный провинциал Илья Снегирев (Иван Коваль-Самборский).
10. 9.В период с 1919 по 1927 гг. сложилась и заработала могучая машина государственного кинематографа, идеологического орудия партии. Несмотря на боязнь «красной пропаганды» и «коммунистической заразы», в мире охотно покупали фильмы молодой советской кинематографии. За десятилетие было снято 1172 картины, включая игровые, мультипликационные, документальные и научно-просветительские фильмы. Молодые мастера советского революционного авангарда – Эйзенштейн, Ветров, Пудовкин, Кулешов и другие – приобрели бесспорный международный престиж., а Советский Союз вошел в число пяти великих кинодержав мира