Поляризационный фильтр

Фильтры для видеосъемки

поляризационный фильтр - student2.ru

В принципе, любая видеосъемка подразумевает использование светофильтров, тем не менее, далеко не все любители осознают необходимость их использования. Звчем? Купил камеру, бери и снимай. Но, как это ни досадно, даже самая профессиональная видеокамера не решает вопрос качественной съемки без дополнительных аксессуаров.

Многие производители, безусловно, встраивают в свои модели некоторые виды фильтров, но сегодня их такое множество, различающихся как по плотности, так и по назначению, что поместить их все в камеру не только нереально, но и неоправданно дорого. Гораздо проще приобретать необходимые цвето- и светофильтры в процессе съемки, набираясь опыта и не переплачивая за все подряд. Конечно, описать все возможности существующих сегодня фильтров коротко невозможно, но основные типы и их применение мы рассмотрим.

Фильтры UV или SKY

Предназначены в первую очередь для механической защиты оптики. Чаще всего это оптическое качественное стекло, защищающее объектив от пыли и водяных брызг, но некоторые из них (причем большинство) стабилизируют цветовой баланс, который при естественном освещении имеет тенденцию ухода «вверх» – в голубую область. Наш глаз в отличие от ПЗС матицы не особо чувствителен к ультрафиолету и обычно мы этой синевы, делающей видеозапись «холодно – голубой», не замечаем. Даже если вы решили пожизненно снимать при искусственном освещении, фильтр стоит приобрести хотя бы для того, чтобы защитить дорогую (на порядок-два дороже любого UV –фильтра) просветленную оптику от обычного механического повреждения. Эти фильтры устраняют некоторую дымку, делая картинку насыщенней и контрастнее, причём, большинство из них не уменьшает основной цветосветовой поток, поэтому не требует коррекции экспозиции и баланса белого.

Фильтры «тумана» (смягчающие)

Имеют несколько названий (mist, soft,f oggy и пр.), но назначение у них одно – сделать картинку слегка размытой и понизить ее контрастность. Наибольший эффект дают во время съемки солнечных пейзажей и портретов с задней или боковой засветкой. Делятся они на 3 типа – слабые, средние, сильные, но конкретного разграничения не имеют, поэтому выбирать конкретный фильтр нужно только в присутствии «родной» камеры, поскольку стандарты на «сильность» у каждого производителя свои. Чаще всего я использую слабые и средние фильтры, гораздо реже сильные, поскольку сильный туман – это уже из области специальных эффектов.

Фильтры оттенения (градиентные)

поляризационный фильтр - student2.ru Представляют собой нейтральный (бесцветный) фильтр, плотность которого имеет плавный переход от максимума к минимуму с одного края на другой. При съемке, к примеру, пейзажа с ярким небом, половина кадра оказывается слишком засвечена, что само по себе не придает привлекательности материалу, а если в дело включается «ослепшая» автоматическая диафрагма, дело вообще плохо. Автоматика закроет диафрагму и в кадре окажется «притушенное» до приемлемой яркости небо и под ним сплошная темнота. Фильтр оттенения, надетый на объектив таким образом, чтобы затенить верхнюю часть кадра, поможет с легкостью решить эту проблему. Пригодится он и в том случае если объект находится рядом с линейным источником яркого света

Работу градиентного фильтра, я думаю, комментировать не нужно, но тем не менее…

(человек в комнате рядом с освещенным снаружи окном). В этом случае, для того чтобы получить качественный кадр, достаточно повернуть фильтр на 90 градусов в соответствующую сторону и затенить окно. По поводу «нейтральности» – существуют и цветные оттеняющие фильтры, пользуясь которыми (при соответствующем желании и недюжинном терпении), можно получить, скажем, изумительные краски вечернего заката.

Поляризационный фильтр

Предназначен для отсеивания световых лучей, имеющих определенный угол поляризации. Более доступно и без оптико-физических выкрутасов – антибликовый фильтр. В большинстве своем блики – это яркое точечное отражение основного источника света предметом, которое имеет вполне определенные характеристики поляризации и может быть ослаблено поляризационным фильтром. При ярком освещении бликует практически все – трава, листья деревьев, многие глянцевые фрукты (апельсин, яблоко), но особенно заметны блики на светоотражающих поверхностях – стекле, воде. Попробуйте рассмотреть дно сквозь рябь воды или манекен через отражение улицы в витрине. Проблемно? А теперь наденьте на объектив поляризационный светофильтр и ориентируясь по картинке видоискателя покрутите его. При правильном положении фильтра подобные блики можно подавить если не вовсе, то до едва заметных. В принципе фильтры такого типа применяются очень часто, особенно при натурных и крупных съемках.

поляризационный фильтр - student2.ru

Фильтры спецэффектов

В частности звезд. Будучи покрытыми очень мелкой (буквально микроскопической) радиальной нарезкой, фильтры поляризуют свет точечных источников и в кадре появляются блики (звездочки с яркими острыми лучами). Принцип его работы прямо противоположен работе антибликового фильтра. Если в кадре точечных источников не много (свеча, несколько ярких звезд и т.п.), то эффект смотрится очень неплохо, но злоупотреблять применением фильтра не стоит. Видео с постоянными бликами быстро надоедает и смотрится вычурно и вульгарно. Различают такие фильтры по глубине эффекта (плотности поляризационной нарезки), от которой напрямую зависит количество «звездочек».

Спектральные фильтры

По принципу работы схожи со «звездными», но в отличие от последних создают вокруг ярких точечных объектов не лучи а так называемое «гало» – спектральную или яркостную дымку. Эффект напрямую зависит от плотности фильтра и яркости источника. Смотрится еще более эффектно чем «звезды», но еще более вычурно при «переборе», поэтому работать с таким фильтром нужно очень осторожно – убрать эффект с отснятого материала никакими редакторами в последствии не удастся.

Наши рекомендации