Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании

Использование компьютерных технологий актуально и для решения проблем, связанных с оценкой качества образования в кинематографии.

В связи с переходом на двухуровневую структуру высшего профессионального образования в российских высших учебных заведениях, особенно в технических вузах, проблемы измерения и оценивания результатов подготовки студентов и выпускников становится все более весомой и актуальной не только с точки зрения обеспечения определенного уровня подготовки, но и с точки зрения возможности формирования требований к отдельным процессам и элементам системы образования.

Поскольку системы подготовки на разных уровнях структурированы различным образом (бакалаврские программы - более жестко, магистерские в большей степени учитывают специфику отрасли образования, отличаются значительным прикладным содержанием), критерии оценки функционирования этих систем должны быть также различными.

Так как в процессе обучения нет возможности анализировать уровень подготовки студентов и выпускников, обеспечиваемый различными вариантами сочетаний модулей и процессов системы образования, их структурой и насыщением, для решения этой задачи целесообразно использовать методы имитационного моделирования систем образования. Эти методы, в отличие от аналитических, имеющих ограниченные возможности по оценке результатов преобразований в процессах образования, более целесообразны. Причем, больший интерес представляют с этой точки зрения дискретные модели, учитывающие дискретный характер статистических данных, на основе которых делается вывод, в частности методы дискретно-событийного моделирования, при которых функционирование системы представляется как совокупность процессов. В качестве программного обеспечения при этом могут быть использованы такие ресурсы, как AnyLogic (разработана компанией «Экс Джей Текнолоджис» или система имитационного моделирования и анализа данных "Visual Imitak", в частности, ее модернизации, включающие технологии Web-программирования (что упрощает работу с программой и позволяет создавать библиотеки моделей).

Модель системы подготовки на обоих уровнях может быть построена на основе информационно- логической совокупности процессов (общеобразовательной, общепрофессиональной, специальной подготовки, процессов методического и лабораторного обеспечения, процессов повышения квалификации преподавателей, практического образования и т.д.), а оценивание предполагает определение выходных показателей для отдельных процессов, учет взаимного влияния одних процессов на другие, учет обратных связей (корректирования, совершенствования), а также определение итогового критерия подготовки. Преимуществами такого подхода являются:

- возможность формирования модульной структуры (причем, альтернативные наборы автономных модулей при необходимости легко могут быть заменены);

- возможность использования различных программных продуктов для графического изображения структуры процессов и количественного описания отдельных процессов, взаимосвязей между ними, для количественного описания совокупности процессов; для визуализации результатов оценки;

- формирование баз данных и библиотек, ориентированных на различный уровень компетенции, который может быть сформирован в результате изучения отдельного модуля при подготовке студентов в процессе обучения и выпускников в итоге подготовки.

В том случае, когда предварительно сформулированы требования к выходным характеристикам, обеспечиваемым каждым уровнем образования, использование имитационного моделирования позволяет формировать требования к составляющим модулям и процесса. Критериями же оценки в этом случае могут быть вероятностные оценки отдельных процессов (вероятность возникновения нарушений, несоответствий выходных характеристик установленным требованиям), а имитационное моделирование, в результате используется для вероятностного анализа модульно- процессной структуры двух уровней образования.

Литература

1. Нестерова Е.И. Решение задач технического регулирования с использованием методов экспертной квалиметрии//Материалы научных и творческих конференций институтов и факультетов СПбГУКиТ/СПб.гос.университет кино и телевидения.-СПб.: изд.СПбГУКиТ, 2009.-с.162

2. Нестерова Е.И. Системный подход к решению квалиметрических проблем в кинематографии// Проблемы развития кинематографа и телевидения// Сб.научн.тр./СПб.гос.университет кино и телевидения.-СПб.:издСПбГУКиТ.Вып.22,2009.-с.11-20.

3. Нестерова Е.И. Квалиметрические технологии в системах качества предприятий и организаций кинематографии// СПб.: Политехника,2007.-152 с.

4. Морохова Е.П., Зубова Е.П., Янова Е.Я., Ершов К.Г., Коломенский Н.Н. Взаимосвязь основных психометрический параметров качества звука//Проблемы развития кинематографа и телевидения/ СПб.гос.университет кино и телевидения.-СПб.:издСПбГУКиТ.Вып.20,2007.-с.28-35.

5. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета//Москва: Мир, 1978.-255 с.

6. Эргономика зрительной деятельности человека/Волков В.В., Луизов А.В., Овчинников Б.В., Травникова Н.П.//Л.: Машинстроение. Ленингр. Отд-ние, 1989.-112 с.

7. Певзнер Б.М. Качество цветных телевизионных изображений//М.: Связь, 1980.- 136 с.

8. Нестерова Е.И. Методика оценки коэффициентов чувствительности к частным параметрам, определяющим качество изображения// Вестник Тамбовского гос.техн.университета/ Тамбов, 2006.-№4.-С.1290-1295.

9. Нестерова Е.И.Обменные соотношения между качественными характеристиками средств воспроизведения изображения// Вестник Тамбовского гос. техн. университета/ Тамбов, 2009.-Т.15.-№1.- с. 56-61.

10. Нестерова Е.И.Обменные соотношения между качественными характеристиками в аудиовизуальных системах//Научно- технические ведомости СПбГУПУ/С.Петербург,2008.-№2.-С.75-79.

11. Нестерова Е.И. Принципы классификации средств воспроизведения изображения, используемых в приборах//Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика,2009 - №4.

12. Нестерова Е.И. Решение задач классификации аудиовизуальной техники с использованием лингвистических шкал//Вестник Саратовского государственного технического университета/ Саратов,2008.-№3(34).-Выпуск 1.- С.92-98.

13. Нестерова Е.И., Щербакова Е.В.Решение задач классификации аудиовизуальной техники с использованием лингвистических шкал//Вестник Новосибирского гоcударственного университета. Серия: Информационные технологии/Новосибирск,2009.-Т.7.-№1.-с.37-42.

14. Антипин М.В. Интегральная оценка качества телевизионного изображения. - Л.:Наука,1970.

15. РД 50-220-80 Методические указания. Количественные методы оптимизации параметров объектов стандартизации. Классификация и области применимости теоретических методов.

16. Ратанова Т.А. Психофизическое шкалирование и объективные реакции у взрослых и детей//М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,1002.- 320 с.

17. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова и М.Б. Михалевской// М.: ЧеРо,1999.-610 с.

18. ОСТ 58-27-01 Технические комплексы тиражирования видеопродукции. Общие требования. Основные параметры и методы испытаний (Приложение 1).

19. ОСТ 58-29-01 Технические комплексы тиражирования видеопродукции. Методы сертификации. Общие требования. Основные параметры и методы испытаний (Приложение 2).

20. Кравчук Б. Методика тестирования компьютерных видео- аудиорегистраторов. htpp://articles.security-bridge.com/articles

21. ГОСТ 26320 Оборудование телевизионное студийное и внестудийное. Методы субъективной оценки качества цветных телевизионных изображений.

22. СТП 47-18-00 Мониторы. Методы измерений светотехнических и колориметрических параметров.

23. Лишин Л., Курипятник А. Звуковое сопровождение телевизионных программ.http//rus.625-net.ru/625/2004/07/rl.htm

24. Нестерова Е.И. Методология экспертной квалиметрии и сертификации систем качества в кинематографии// СПб.: Политехника, 2005.- 248 С.

25. ОСТ 19-238-00 Кинотеатры и видеозалы. Категории. Технические требования. Методы контроля и оценки.

26. ГОСТ 11079-76 Фильмы изображения кинопроекционные контрольные. Типы. Основные параметры и размеры. Методы контроля.

27. ГОСТ 17706-83 Кинопроекторы и киноустановки для 70-,35- и 16-мм кинофильмов. Размеры и расположение проецируемых полей. Методы контроля.

28. ГОСТ 17813-90 Кинопроекторы профессионального кинематографа. Методы испытаний.

29. ОСТ 19-238-00 Кинотеатры и видеозалы. Категории. Технические требования. Методы контроля и оценки.

30. ОСТ 19-157-94 Кинотеатры. Качество звуковоспроизведения.

31. ОСТ 19-154-00 Кинотеатры и киноустановки. Технологические параметры зрительных залов».

32. ОСТ 19-155-00 Кинотеатры и киноустановки. Качество изображения. Технические требования.

33. ВСН 45-86 Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования.

34. SMPTE 202M Характеристики В-цепей кинозалов.

35. SMPTE 196M Освещение экрана и условия просмотра .

36. SMPTE EG-18 Дизайн эффективных кинотеатров.

37. SMPTE EG-5 Качество проецируемого изображения.

38. SMPTE PR-98 Измерение освещённости экрана.

39. SMPTE PR-141 Уровни акустических шумов в кинозалах.

40. Шишкин И.Ф. Измерение качества образования и образовательных услуг//Мир измерений.-2010.-№1.-с.13-22.

41. Нестерова Е.И. Решение вопросов количественной оценки качества образовательного процесса// Всероссийская межвузовская конференция «Наука и образование в развитии промышленной и экономической сфер регионов России». Сб.тезисов докладов/Муром: Муромский институт Владимирского госуд. университета,2010.-с.316-317.

42. Нестерова Е.И. Методика количественной оценки качества подготовки специалиста// ХУ Международная конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество»: Тез.докл./СПб:Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И.Ульянова (Ленина),2009.-С. 26-28.

43. Нестерова Е.И. , Кулаков А.К., Якимович В.С. Экспертно-аналитический метод оценки результативности системы качества высшего учебного заведения// ХУ Международная конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество»: Тез.докл./СПб:Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И.Ульянова (Ленина),2009.-С. 28-30.

44. Башарин С.А., Скороходов А.А., Нестерова Е.И. Использование количественных шкал для оценки качества подготовки специалиста // ХУ Международная конференция «Современное образование: содержание, технологии, качество»: Тез.докл./СПб:Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И.Ульянова (Ленина),2009.

45. Нестерова Е.И. Кулаков А.К., Луговой Г.М., Якимович В.С. Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании// Материалы Международного форума «Современное образование: содержание, технологии, качество»//ХУ1Международная научно-методическая конференция «Современные технологии обучения»/СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И.Ульянова (Ленина), 2010.-Т.1.-С.238-239.

46. Нестерова Е.И. Структурирование международного образовательного сотрудничества технологической кафедры университета кино и телевидения// Материалы Международного форума «Современное образование: содержание, технологии, качество»//ХУ1Международная научно-методическая конференция «Современные технологии обучения»/СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им.В.И.Ульянова (Ленина), 2010.-Т.1.-С.258-259.

47. Нестерова Е.И. Использование информационных технологий для решения задач технического регулирования в кинематографии// Материалы научных и творческих конференций институтов и факультетов СПбГУКиТ/С.Петербург,2010.-с.171-172.

48. Нестерова Е.И. Информационно- измерительные технологии на предприятиях кинематографии// С.-Пб.: СПбГУКиТ,2006.

49. Ершов Л.А., Левин Р.Г., Бабенко В.А., Уханов А.В. Оптимизация сертификационных испытаний электрорадиоизделий иностранного производства. htpp//swsys.ru/print/article_print.php

Приложение 1.

Значения Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании - student2.ru распределения Стьюдента

Число степеней свободы Уровень значимости Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании - student2.ru : Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании - student2.ru - уровень значимости ( ошибка ), Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании - student2.ru - уровень доверия; заданы Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании - student2.ru
n 0,10/0,90 0,05/0,95 0,02/0,98 0,01/0,99
6,31 12,7 31,82 63,7
2,92 4,30 6,97 9,92
2,35 3,18 4,54 5,84
2,13 2,78 3,75 4,6
2,01 2,57 3,37 4,03
1,94 2,45 3,14 3,71
1,89 2,36 3,00 3,5
1,86 2,31 2,9 3,36
1,83 2,26 2,82 3,25
1,81 2,23 2,76 3,17
1,80 2,22 2,72 3,11
1,78 2,18 2,68 3,05
1,77 2,16 2,65 3,01
1,76 2,14 2,62 2,98
1,75 2,13 2,60 2,95
1,75 2,12 2,58 2,92
1,74 2,11 2,57 2,90
1,73 2,10 2,55 2,88
1,73 2,09 2,54 2,86
1,73 2,09 2,53 2,85
1,70 2,04 2,46 2,75
1,68 2,02 2,42 2,70
1,67 2,00 2,39 2,66
1,66 1,98 2,36 2,62
Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании - student2.ru 1,64 1,96 2,33 2,58

Приложение 2

Значения критерия Фишера (F- критерия) при уровне значимости α= 0,05

Использование имитационного моделирования для оценки качества подготовки специалиста при двухуровневом образовании - student2.ru N-1
10,13 9,55 9,28 9,12 9,01 8,94 8,84 8,74 8,64 8,53
7,71 6,94 6,59 6,39 6,26 6,16 6,04 5,91 5,77 5,63
6,61 5,79 5,41 5,19 5,05 4,95 4,82 4,68 4,53 4,36
5,99 5,14 4,76 4,53 4,39 4,28 4,15 4,00 3,84 3,67
5,59 4,74 4,35 4,12 3,97 3,87 3,73 3,57 3,41 3,23
5,32 4,46 4,07 3,84 3,69 3,58 3,44 3,28 3,12 2,93
5,12 4,26 3,86 3,63 3,48 3,37 3,23 3,07 2,90 2,71
4,96 4,10 3,71 3,48 3,33 3,22 3,07 2,91 2,74 2,54
4,75 3,88 3,49 3,26 3,11 3,00 2,85 ,69 2,50 2,30
4,60 3,74 3,34 3,11 2,96 2,85 2,70 2,53 2,35 2,13
4,49 3,63 3,24 3,01 2,85 2,74 2,59 2,42 2,24 2,01
4,35 3,49 3,10 2,87 2,71 2,60 2,45 2,28 2,08 1,84
4,17 3,32 2,92 2,69 2,53 2,42 2,27 2,09 1,89 1,62
3,84 2,99 2,60 2,37 2,21 2,09 1,94 1,75 1,52 1,00

Наши рекомендации