Приемы начала выступления

Контрольное задание по дисциплине

«Риторика»

Для студентов ЗФО

1 вариант А-Г

2 вариант Д-З

3 вариант З-М

4 вариант Н-Р

5 вариант С-У

6 вариант Ф-Ш

7 вариант Щ-Я

Контрольная работа выполняется ПИСЬМЕННО!

В тетради 12-18 листов.

Сдается тетрадь на кафедру.

Вариант 1.

Задание 1.

Подумайте, какими чувствами проникнуты отрывки из судебных речей Ф.Н. Плевако. Отметьте приемы привлечения внимания.

1) Путник, идущий мимо высоких стен Владычного монастыря, вверенного нравственному руководительству этой женщины, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идет мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымает настоятельницу и ее слуг не на молитву, а на темные дела! Вместо храма – биржа, вместо молящегося люда – аферисты и скупщики поддельных документов, вместо подвигов добра – приготовление к лживым показаниям – вот что складывалось за стенами. Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру не видно было дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!

2) Товарищи судьи! Какие только люди не проходят перед вами! Какие только конфликты вам не приходится разрешать! Ведь каждый человек, стоящий перед судом будь он подсудимым или ответчиком по гражданскому делу, приходит в суд своим особым и, как правило, неповторимым путем, обусловленным сложнейшим переплетением самых разнообразных обстоятельств в его личной жизни и в его отношениях с окружающими его людьми.

И кем, как не подлинными инженерами человеческих душ, надо вам быть, чтобы в течение непродолжительного общения со стоящими перед вами людьми суметь проникнуть в души этих людей, разглядеть и постигнуть их истинный характер, моральный облик и вынести свое безошибочное суждение.

(Ф.Н. Плевако)

Задание 2

Прочитайте текст. Выберите и подчеркните правильный вариант.

О малом бизнесе (Речь на съезде предпринимателей)

Дамы и господа!

Экономическая реформа, которую мы так долго ждали и, наконец, дождались, не успев начаться, стала (буксовать – буксировать). Об этом нам пишут миллионы (адресантов – адресатов) со всей России.

Мы считаем, что необходимо (апробировать – опробовать) все пути решения проблемы. (Архаические – архаичные) методы должны быть заменены современными. ( Ассортимент – сортимент) товаров должен быть расширен. (Рабочие – работники) разных профессий предложили нам свои рекомендации. Среди наших (адресантов – адресатов) были ( газовики – газовщики), (фабриканты – фабрикаты), (дипломанты - дипломаты), составители (японо – японско)-финских и (финно – финско)-японских словарей, а так же ученые – (атомники – атомщики). Все они – представители ( антагонистических – антагонистичных) направлений, их территории полны ( антагонистических – антагонистичных) противоречий, и поэтому они испытывают по отношению друг к другу глубоко (антипатические – антипатичные) чувства.

Я считаю, что (база – базис) для реформ – малые предприятия. Вы скажите, что малые предприятия это – (безделица – безделушка). Нет, это не так. Малый бизнес несправедливо забыт авторами реформы. Только подход является (безответным – безответственным). Только (бережливое – бережное) отношение к малому бизнесу помешает сделать реформу (бесплотной – бесплодной). Мы не можем (бесстрастно – бесстрашно) смотреть на то, что происходит.

Поддержим малые предприятия, и тогда (благодарные – благодатные) потомки скажут нам все спасибо. (Развитие – развитость) малого бизнеса (благотворно – плодотворно) отразится на нашей экономике. Мы перестанем (боязливо – боязно) смотреть в будущее и (бракованный – браковочный) товар навсегда уйдет с наших прилавков. Мы хотим (верить – веровать), что с (ростом – возрастом) объемов малого бизнеса начнется (воскресение – воскрешение) нашей экономики.

Задание 3

Заполните таблицу, разделив следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные.

a) Суждения на основе подтасованных фактов;

b) точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;

c) умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; доводы личного характера.

a) Ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

b) cсылки на потерявшие силу решения;

c) cсылки на сомнительные, непроверенные источники.

a) Аналоги и непоказательные примеры; доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;

b) экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов;

c) доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; выдаваемые авансом посулы и обещания.

a) Тенденциозно подобранные отступления, афоризмы;

b) цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов;

c) уловки и суждения, построенные на алогизмах, ссылках на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты.

a) Показания свидетелей и очевидцев событий;

b) подлог и фальсификация того, о чем говорится;

c) ложные заявления и показания.

a) Выводы, сделанные на основании фиктивных документов;

b) выводы из неполных статистических данных;

c) статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистами.

Сильные аргументы Слабые аргументы Несостоятельные аргументы
     

Задание 4

Заполните таблицу.

Приемы начала выступления

Во вступлении (после обращения) можно использовать следующие приемы Цель Нельзя
     

Задание 5

Найдите предложения, в которых нарушена уместность речи, определите тип нарушения. Предложите свой вариант правки предложений.

1. Телевидение – последыш лингвотехнической революции в области устной речи. 2. Резко взяли свои пятые точки в руки и начали сдавать зачеты.3. Настя, урок уже начался, прижми свой зад! 4. На медосмотре вожатому не надо выпендриваться, чтобы произвести впечатление на детей и их родителей. 5. Недавно встречаю одного знакомого по турклубу. Подбегает ко мне радостно: «Поехали с нами летом на Урал! В прошлом году так здорово отдохнули! Всего два человека погибло!» 6. С одной стороны, это забава, с другой – эпизод потребовал больших усилий, доселе не ведомых мне. 7. Почему-то совершенно уверена, что во времена «примадонн» «звездой эпохи» не могла стать коза прыгучая, сыгранная Мариной Александровой. 8. Я, конечно, в последнее время ограничиваю себя немного в трапезе. 9. Ваша честь, я не виноват и не буду выплачивать деньги ее мамаше. 10. Если ты будешь упорствовать в своем заблуждении, я тебе глаз на лоб натяну и моргать заставлю (учитель на уроке).

Задание 6.

Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите положительную характеристику личности подзащитного с мыслями о необходимости его оправдания или смягчения наказания.

Вариант 2

Задание 1.

Сопоставьте точки зрения дореволюционных адвокатов В.Д.. Спасовича, М.Г. Казаринова, дореволюционного професора-процессуалиста Л.Е. Владимирова, советского адвоката Д.П. Ватмана и известного современного адвоката Г.М. Резника. Выразите свое согласие или несогласие с авторами.

1. В.Д. Спасович в речи по делу Крестовского подчеркивал, что выбор адвокатом средств защиты должен быть предельно добросовестным, свободным от выбора клиента. В средствах защиты не должно быть места сомнительным доказательствам, предоставленным клиентом.

2.«...Если, защищая шахматного коня, я буду доказывать, что конь ходит прямо, .а доска крива и что конь не черен, а бел, и, чтобы создать иллюзию белизны, стану усердно чернить все окружающее, то такая защита моя, как построенная на началах фальши и обмана, будет достойна только осуждения...» (Казаринов М.Г. Речь по делу Ушкинскому).

3.«...судебный бой не есть академический спор, и здесь целесообразно быть односторонним и пристрастным... Будьте постоянно и неуклонно несправедливы к противнику... Рвите речь противника в клочки и клочки эти с хохотом бросайте на ветер, противник должен быть уничтожен весь без остатка... Нужно осмеять соображения обвинителя, осмеивайте их! Будьте беспощадны. Придирайтесь к словам, к описке, к ошибке в слове... Это ведь не умственный диспут, а потасовка словами, доводами, потасовка грубая, как сама общественная жизнь людей». (Владимиров Л.Е. Пособие для уголовной защиты. СПб., 1911).

4. «Взаимное уважение адвокатов друг к другу в ходе судебных прений, внимание к доводам своего процессуального противника, деловая товарищеская полемика, исключающая некорректные выпады, пренебрежительный тон и тому подобные недостойные приемы, должны быть нерушимым правилом поведения на судебной трибуне» (Ватман Д.П. Адвокатская этика. М., 1977).

5. «Не будем предаваться самообману: права и законные интересы клиента для адвоката превыше всего» (Г.М. Резник; цит. по: Барщевский М.Ю. Адвокатская этика.М., 2000. С. 14).

Задание 2

Прочитайте начало и конец речи П.Л. Капицы. Определите, какие приемы он использует.

Наш традиционный вечер, где собираются окончившие Московский физико-технический институт и те, которые предполагают его окончить, разделяется на две части. Первая часть называется торжественной и посвящена жизни и деятельности нашего института. Во втором отделении мы смотрим нашу замечательную самодеятельность, встречаемся со старыми друзьями и веселимся. Мне приходится принимать участие в первой части этой программы, которая менее привлекательна, чем вторая часть, но следует помнить, товарищи, что хороший обед всегда состоит из сытного жаркого и только после него сладкое блюдо доставляет нам удовольствие, и вот этим жарким нельзя пренебрегать, надо относиться к нему со всей серьезностью. Конечно, для меня, как повара, не такая это легкая задача – сделать вам вкусное жаркое за 15–20 минут, которые даются на выступление, и поговорить о наших делах так, чтобы это было серьезно и чтобы вы не заснули. У нас есть, однако, целый ряд вопросов, связанных с работой нашего института, которые должны заинтересовать всех нас. Вот об этих вопросах мне и хотелось бы с вами поговорить.

Я вам рассказал об этом, потому что всем вам, молодым ученым, в ближайшее время предстоит покинуть физтех и в том или ином виде заниматься в научно-исследовательских институтах. Если вы хотите продолжать расти как ученые, не стареть и развивать свои знания, вам необходимо не терять контакты со следующим подрастающим поколением. Учить это подрастающее поколение и учиться у него, развивать свои знания. Если вы оторветесь от обучения молодежи, вы сразу начнете стареть и сразу начнете отставать от науки.

Вот этот маленький завет я вам хочу передать от себя, так как считаю его очень важным.

Задание 3

Проанализируйте самую короткую речь Цицерона:

«Долго я хранил молчание. Но не из-за страха». «Мешала боль за друга». «Пока существует сострадание, нет места клевете». «Истина всегда торжествует».

Задание 4

Изучите этапы подготовки к выступлению и сравните их с этапами, которые выделяет немецкий специалист по риторике Х.Леммерман. Соедините линией сходные этапы. Какие этапы отсутствуют в схеме Леммермана? Какие дополнительные этапы он выделяет?

Этапы подготовки к выступлению Этапы подготовки к выступлению (по Х.Леммерману)
1. Выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления 1. Сбор материала
2. Сбор материала 2. Отбор материала и его организация
3. Составление рабочего плана 3. Обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала)
4. Написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана 4. Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция)
5. Написание вступления и заключения 5. Стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении)
6. Редактирование текста выступления 6. Формулирование вступления и заключения
7. Запоминание основного плана выступления 7. Общий контроль
8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т.п.) 8. Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция)
  9. Мысленное освоение
  10. Риторическое освоение (проба речи)

Задание 5

Раскрывая скобки, выберите подходящие слова; свой выбор мотивируйте, при наличии вариантов укажите различия.

1.Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое значение, особенную значимость, особенную значительность). 2. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких (оснований, обоснований) для своих выводов. 4. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени. 5. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки). 6. Редактор прочитал рукопись и внес некоторые (стилевые, стилистические) поправки. 7. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь. 8. На девочке (одето, надето) зимнее пальто. 9. Окружность и диаметр (несоизмеримые, неизмеримые) величины. 10. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара. 11. (Длительное, длинное) путешествие хотя и утомительно, но очень полезно. 12.(Лесистые, лесные) озера очень красивы. 13. Мой брат – человек (практичный, практический), он не выбрасывает старые вещи. 14.Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виновным, виноватым) видом. 15.(Болотистый, болотный) ил является отличным удобрением. 16. Были проведены (отборные, отборочные) соревнования по гимнастике. 17. Она пришла в (цветистом, цветастом, цветном) платье.

Задание 6.

Составьте фрагмент обвинительной речи на суде или политической речи на митинге, увязав отрицательную характеристику чьей-то личности (подсудимого, политического противника) с существом рассматриваемого судебного дела или политической позицией оппонента.

Вариант 3

Задание 1

Найдите изобразительно-выразительные средства, используемые Ф. Н. Плевако в речи по делу Прасковьи Качки.

ДЕЛО ПРАСКОВЬИ КАЧКИ

Она почувствовала горе. Она узнала его. В словах, которые мы теперь воспроизвести не можем, было изложено, каким ударом было для покинутой ее горе. Кратковременное счастье только больнее, жгучее сделало для нее ее пустую, бесприютную, одинокую долю. Будущее с того шага, как захлопнется навсегда дверь в по­кой ее друга, представлялось темным, далеким, не озаренным ни на одну минуту, неизвестным. И она услыхала первые приступы мысли об уничтожении. Кого? Себя или его — она сама не знала. Жить и не видеть его, знать, что он есть, и не мочь подойти к нему — это какой-то неестественный факт, невозможность. И вот, любя его и ненавидя, она борется с этими чувствами и не может дать преобладание одному над другим.

Он поехал в Москву, она, как ягненок за маткой, за ним, не размышляя, не соображая. Здесь ее не узнали. Она вела себя странно... Она собирается убить себя. Ее берегут, остаются с ней, убирают у ней револьвер. Порыв убить себя сменяется порывом убить милого... Наступил последний день. К чему-то страшному она готовилась. Она отдала первой встречной все свои вещи. Видимо, мысль самоубийства охватила ее. Но ей еще раз захотелось взглянуть на Байрашевского. Она пошла. Точно злой дух шепнул ему новым ударом поразить грудь полуребенка, страдалицы: он сказал ей, что приехала та, которую он любит, что он встретил ее, был с ней, может быть, огнем горели его глаза, когда он передавал, не щадя чужой муки, о часах своей радости. И представилось — в разрезе с ее горем, ее покинутой и осмеянной любовью, молодое чужое счастье. Как в вине и разгуле пытается иной забыть горе, пыталась она в песнях размыкать свое; но песни или не давались ей, или будили в ней воспоминания прошлого утраченного счастья и надрывали душу. Она пела как никогда; голос ее был, по выражению юноши Малышева, страшен. В нем звучали такие ноты, что он, мужчина молодой, крепкий, волновался и плакал. На беду попросили ее запеть ее любимую песню из Не­красова «Еду ль ночью по улице темной». Кто не знает могучих сил этого певца страданий; кто не находил в его звучных аккордах отражения своего собственного горя, своих собственных невзгод? И она запела... и каждая строка поднимала перед ней ее прошлое со всем его безобразием и со всем гнетом, надломившим молодую жизнь... «С детства тебя невзлюбила судьба; суров был отец твой угрюмый» — лепетал язык, а память подымала из прошлого образы страшнее, чем говорилось в песне. «Да не на радость сошлась и со мной...» — поспевала песня за новой волной представлений, воспроизводивших ее московскую жизнь, минутное счастье и безграничное горе, сменившее короткие минуты света, душа ее надрывалась, а песня не щадила, рисуя и гроб, и падение, и проклятия толпы. И под финальные слова: «Или по­шла ты дорогой обычной и роковая свершилась судьба» — пре­ступление было сделано...

Но присмотритесь к этой, тогда 18-летней женщине и скажите мне, что она? Зараза, которую нужно уничтожить, или зараженная, которую надо пощадить? Не вся ли жизнь ее отвечает, что она — последняя? Нравственно гнилы были те, кто дал ей жизнь. Росла она как будто бы между своими, но у ней были родственники, а не было родных, были производители, но не было родителей... Не с ненавистью, а с любовью судите, если хотите правды. Пусть, по счастливому выражению псалмопевца, правда и милость встретятся в вашем решении, истина и любовь облобызаются... Пусть воскреснет она, пусть зло, навеянное на нее извне, как пелена гробовая, спадет с нее, пусть правда и ныне, как и прежде, живит и чудодействует! И она оживет.

Вердикт: «Окружной суд определил подсудимую, Прасковью Качку, дочь потомственного дворянина, девятнадцати лет, отдать для лечения ее и присмотра за ней в больницу, где и оставить до совершенного ее выздоровления».

Задание 2.

Сравните синтаксический строй речей Демосфена и Исократа.

Наши рекомендации