Наиболее распространенные виды тропов
Тема 10. ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ
Прекрасная мысль теряет свою цену,
если она дурно выражена.
Вольтер
План занятия:
Теоретический блок
· Тропы. Виды тропов.
· Стилистические фигуры. Виды стилистических фигур.
· Функциональная характеристика языковых средств выразительности в художественном стиле.
Практический блок
· Выделение в текстах художественного стиля изобразительно-выразительных средств и их анализ
· Функциональная характеристика тропов и фигур
· Составление текстов с использованием опорных выражений
Задания для СРО
Список литературы:
1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1997. – 448 с.
2. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М.: Высшая школа, 1982. – 392 с.
3. Лаптева, М. А. Русский язык и культура речи. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. – 216 с.
4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. – М., 2001. – 381 с.
5. Хамидова Л.В., Шахова Л.А. Практическая стилистика и культура речи. – Тамбов: Изд.-во ТГТУ, 2001. – 34 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Языковые особенности художественного стиля
Лексические | § Широкое использование слов в переносном значении; § Намеренное столкновение разностильной лексики; § Использование лексики с двуплановой стилистической окраской; § Наличие эмоционально-окрашенных слов; § Большая предпочтительность использования конкретной лексики; § Широкое употребление народно-поэтических слов. |
Словообразователь-ные | § Использование разнообразных средств и моделей словообразования; § Окказиональные (индивидуально-авторские) неологизмы. |
Морфологические | § Использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности; § Частотность глаголов; § Пассивность неопределённо-личных форм глаголов, форм 3-го лица; § Незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода; § Формы множественного числа отвлечённых и вещественных существительных; § Широкое употребление прилагательных и наречий. |
Синтаксические | § Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств; § Широкое использование стилистических фигур; § Широкая употребительность диалога, предложений с прямой речью, несобственно-прямой и косвенной; § Активное использование парцелляции; § Недопустимость синтаксически монотонной речи; § Использование средств поэтического синтаксиса. |
Художественный стиль речи отличается образностью, экспрессивностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Средства художественной выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.
Средства выразительности в художественном стиле разнообразны и многочисленны. Обычно исследователи выделяют две группы изобразительно-выразительных средств: тропы и стилистические фигуры.
ТРОПЫ | СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ |
Слова или выражения, употребляющиеся в переносном значении для достижения большей художественной выразительности и образности | Особые обороты речи, «усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь, специальным синтаксисом» |
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ
Тропы | Характеристика | Примеры |
Эпитет | Художественное, образное определение | Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак. (А. Пушкин) |
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства, сравнения, аналогии | Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С. Есенин) |
Олицетво-рение | Разновидность метафоры, перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. | Спит зеленая аллея (К. Бальмонт) |
Метонимия | Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними, смежности | Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый (И.А. Крылов) |
Синекдоха | Разновидность метонимии, перенос наименования целого на часть этого целого или наименования части на все целое | Друзья, римляне, соотечественники, одолжите мне ваши уши. (Ю. Цезарь) |
Сравнение | Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого | Луна светится, как огромный холодный шар. Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов) |
Перифраза | Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты | Царь зверей (лев), снежная красавица (зима), черное золото (нефть) |
Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение | В сто тысяч солнц закат пылал (В.В. Маяковский) |
Литота | Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления | Мужичок с ноготок (Н.А. Некрасов) |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа | В баснях И. Крылова: осел – глупость, лиса – хитрость, волк – жадность |
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Фигуры | Характеристика | Примеры |
Анафора | Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. … (С. Есенин) |
Эпифора | Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков, строк, фраз | Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовет их в гости (А. Пушкин) |
Антитеза | Это оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия | Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая… (М. Цветаева) |
Бессоюзие | Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями | Косогоры, поля, перелески, Шум берез, голоса журавлей… (И. Резник) |
Многосоюзие | Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения | И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной... (И. Бунин) |
Градация | Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение | Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин) |
Инверсия | Нарушение обычного порядка слов в предложении, обратный порядок слов | Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя (Н. Гладков) |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) |
Риторический вопрос | Вопрос, не требующий ответа | Кому на Руси жить хорошо? (Н.А. Некрасов) |
Риторическое восклицание | Выражение утверждения в восклицательной форме. | Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В. Сухомлинский) |
Эллипсис | Конструкция со специально пропущенным, но подразуме-ваемым каким-либо членом предложения (чаще – сказуемое) | Я – за свечку, свечка – в печку! Я – за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать! (К. Чуковский) |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Вопросы для обсуждения и закрепления:
1. Каковы основные признаки художественного стиля речи?
2. Какую сферу обслуживает художественный стиль речи?
3. Какие средства художественной выразительности вам известны?
4. На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка?
5. Что называют тропами? Охарактеризуйте их.
6. Какую функцию выполняют в тексте тропы?
7. Какие стилистические фигуры вы знаете?
- С какой целью в тексте используются стилистические фигуры?
- Охарактеризуйте разновидности стилистических фигур.
Задание 1.Установите соответствие: найдите представленным ниже понятиям – тропам (левая колонка) соответствующие определения (правая колонка)
№ | Понятия | Определения |
1. | Олицетворение | Художественное, образное определение |
2. | Метафора | Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
3. | Перифраза | Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства, сравнения, аналогии |
4. | Синекдоха | Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления |
5. | Гипербола | Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними, смежности |
6. | Сравнение | Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа |
7. | Литота | Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними |
8. | Аллегория | Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого |
9. | Эпитет | Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ |
10. | Метонимия | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение |
Задание 2. Найдите в предложениях эпитеты. Определите форму их выражения. Какую роль они выполняют в тексте? Составьте свои предложения с использованием эпитетов.
1. На небесном синем блюде желтых туч медовый дым….(С. Е.). 2. На севере диком стоит одиноко...(Лерм); 3. Вокруг белеющих прудов кусты в пушистых полушубках … (Марш.). 4. Волны несутся, гремя и сверкая.
Задание 3. Определите значение выделенных слов. К какому виду тропа их можно отнести? Составьте свои предложения с использованием такого же вида тропа.
1. Спит земля в сияньи голубом... (Лерм.). 2. Мне оставалось раннее, еще дремотное утро и глухая ночь. (Грин). 3. Вдали показалась голова поезда. 4. Крыло здания явно нуждалось в ремонте. 4. Корабль летит по воле бурных вод… (Лерм.). 5. Жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею… (Тург.). 6. Серебряный дым подымался к чистому и драгоценному небу… (Пауст.)Задание 4. Найдите в предложениях примеры метонимии. На чем основан метонимический перенос наименований? Составьте свои предложения с использованием метонимии.
1. Готовясь к экзамену, Мурат перечитал Толстого. 2. Класс с удовольствием посетил выставку фарфора. 3. Весь город вышел встречать космонавта. 4. На улице было тихо, дом спал. 5. Аудитория слушала оратора внимательно. 6. Спортсмены привезли с соревнований золото и серебро.
Задание 5. Определите значение выделенных слов. К какому виду тропа их можно отнести? Составьте свои предложения с использованием такого же вида тропа.
1. Сарафан за кафтаном не бегает. (посл.). 2. Все флаги в гости будут к нам (П.). 3. Голубые береты спешно высадились на берег. 4. Лучшие бороды страны собрались на спектакль. (И. Ильф). 5. Передо мной стояла женщина в шляпе. Шляпа возмущалась. 6. После недолгого раздумья мы решили поймать мотор.
Задание 6.Найдите в предложениях сравнения. Определите форму их выражения.Составьте свои предложения, используя сравнения разных форм выражения.
1. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы. (Тург.) 2. Платье на ней было цвета зелени. 3. Заря запылала пожаром…. (Тург.). 4. Свет падал из-под колпака широким конусом … (Битов). 5. Слова, как ястребы ночные, срываются с горячих губ. (Б. Ок.). 6. День газетой за дверьми шуршит, опоздавшим школьником бежит. (Слуцк.). 7. Лёд, словно тающий сахар, лежит на застывшей реке.
Задание 7. Прочитайте предложения. Спишите их. Укажите примеры олицетворения
(1 вариант); гиперболы (2 вариант); в) литоты (3 вариант). Аргументируйте свой ответ.
1. Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость...(П.).
2. Шаровары шириною с Чёрное море… (Гоголь).
3. Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами … (Фет).
4. А мы не виделись, наверно, сто лет…(Рубин).
5. Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок! (Некр.).
6. Одни дома длиною до звезд, другие – длиной до луны; до небес баобабы
( Маяк.).
7. Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка! (Грибоедов).
Задание 8. Прочитайте текст.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…
Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.
Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба… (И. Тургенев. Бежин луг.)
· Выпишите из текста незнакомые слова, определите их значение.
· Определите стиль и тип текста.
· Разделите текст на смысловые части. Сформулируйте основную мысль текста, его тему. Озаглавьте текст.
· Каково настроение у автора этого текста? Какое чувство вызывает у вас это описание?
· Какие слова несут в тексте особую смысловую нагрузку?
· Укажите слова одной тематической группы.
· Найдите в тексте определения. Все ли они являются эпитетами?
· Какие средства художественной выразительности использовал в тексте автор?
· Выпишите из текста примеры тропов: эпитетов (1 вариант); сравнений (2 вариант); метафоры. (3 вариант). Аргументируйте свой выбор.
Задание 9.Прочитайте тексты о зиме.
1.Зима – самое холодное время года. (С. Ожегов).
2. Зима на побережье не так зла, как в глубине полуострова, и ниже сорока двух ртуть в термометре не опускается, а чем от океана дальше, тем крепче мороз – так старожилы считают, будто сорок два под нулем это что-то вроде сентябрьских заморозков на траве. Зато близ воды погода переменчивей: то вьюга порошит глаза, стеной против ветра люди ходят, то мороз за живое схватит и, как проказой, выбелит, потом суконкой до крови тереть надо, оттого и говорят: «Три к носу, все пройдет». (Б. Крячко)
3. Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, зимушка-зима! (П. Вяземский)
4. Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов. (И. Соколов - Микитов)
· Определите стиль, жанр и назначение каждого текста.
· Укажите основные стилевые признаки каждого текста.
· Одинаково ли отношение авторов к зиме? Аргументируйте свой ответ.
· Какие языковые средства использованы в текстах о зиме?
Задание 10. Создайте свою произвольную зимнюю пейзажную зарисовку с использованием не менее 10 (десяти) определений, выбранных из представленных ниже слов. Какую функцию они выполняют в тексте?Чей текст наиболее удачен и почему?
Белый, первый, свежий, пожухлый, прохладный, морозный, неласковый, белоснежный, сердитый, суровый, яркий, зябкий, чудесный, ясный, бодрящий, колючий, горячий, сердитый, скрипучий, хрустящий, голубой, серебристый, задумчивый, молчаливый, мрачный, хмурый, громадный, огромный, хищный, голодный, быстрый, заледенелый, мерзлый, теплый, сверкающий, чистый.
Задание 11. Составьте синквейн к микротеме «Тропы как изобразительно-выразительные средства русского языка»:
1 вариант – ключевое слово «Олицетворение»;
2 вариант – ключевое слово «Гипербола»;
3 вариант – ключевое слово «Литота»;
4 вариант – ключевое слово «Аллегория».
Задание 12. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте его.
Степь, скованная лунным светом, ждала утра. Стояла та предрассветная тишина, которой нет названия. И только очень чуткое, привыкшее к этой тишине ухо услышало бы непрерывный шорох, всю ночь доносившийся из степи. Один раз что-то звякнуло...
Первый белесый луч зари прорвался из-за далекого облачка, луна сразу поблекла, а земля потемнела. И вот тогда неожиданно появился караван. По грудь в сочной луговой, смешанной с молодым камышом траве один за другим шли верблюды. Справа и слева тяжелой, приминающей луг массой двигались табуны лошадей, ныряли в траву и снова показывались из нее всадники. Время от времени цепь верблюдов прерывалась, и, соединенные друг с другом длинным шерстяным канатом, катились в траве высокие двухколесные повозки. Потом снова шли верблюды...
Растаяло далекое облачко, и солнце вдруг все сразу хлынуло в степь. Словно россыпями драгоценных камней заискрилась она во все стороны до самого горизонта. Была вторая половина лета, и уже прошло время, когда степь похожа на невесту в свадебном наряде. Остались только изумрудная зелень тростника, желто-красные островки перезрелых колючих цветов, да среди поросли запоздалых щавелей горели алые глазки костяники. Крутыми боками сытых, отъевшихся за лето лошадей лоснилась степь.
И как только вспыхнуло солнце, сразу явственно стали слышны глухой и мощный топот, храп, ржание, тоскливый рев верблюдиц, скрип высоких деревянных колес, человеческие голоса. С шумом вспархивали из-под кустов перепелки и слепые совы, застигнутые врасплох надвигающейся лавиной. Точно свет мгновенно растворил тишину и вызвал все это к жизни...
С первого взгляда было понятно, что это не просто сезонная откочевка одного из бесчисленных аулов, разбросанных в бескрайней казахской степи. Не носились, как обычно, молодые джигиты по обе стороны каравана, не пересмеивались с девушками. Молча ехали они, держась поближе к верблюдам. И женщины на верблюдах, закутанные в белые платки – кимешеки, тоже молчали. Даже маленькие дети не плакали и только таращили круглые черные глаза из переметных сум – коржунов по обе стороны верблюжьих горбов.
(И. Есенберлин. Кочевники.)
· Выпишите из текста незнакомые слова, определите по словарю их значение.
· К какому подстилю художественного стиля относится текст? Аргументируйте свой ответ.
· Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.
· Какое время года представлено в тексте?
· Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания, необходимые для передачи основного содержания.
· Выпишите из текста тропы, определите их вид. С какой целью автор использует в тексте эти изобразительно-выразительные средства?
· Воспроизведите текст своими словами. Определите стиль вашего текста. Сохранилась ли функционально-стилевая принадлежность текста?
Задание 13.Установите соответствие: найдите представленным ниже понятиям – стилистическим фигурам (левая колонка) соответствующие определения (правая колонка)
№ | Понятия | Определения |
1. | Градация | Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание |
2. | Инверсия | Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков, строк, фраз |
3. | Анафора | Нарушение обычного порядка слов в предложении, обратный порядок слов |
4. | Параллелизм | Это оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия |
5. | Риторический вопрос | Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями |
6. | Эпифора | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи |
7. | Эллипсис | Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения |
8. | Оксюморон | Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение |
9. | Бессоюзие | Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения (чаще всего – сказуемого) |
10. | Антитеза | Вопрос, не требующий ответа |
11. | Многосоюзие | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга |
Задание 14.Распространите предложения, используя различные виды троп и стилистических фигур. Запишите полученный текст. Чем он отличается от первичного текста? Оцените созданный вами текст с точки зрения выразительности.
1 вариант: Поздняя осень. Дует ветер. Он срывает листья с деревьев. Леса редеют, затихают и пустеют. Неуютно и холодно.
2 вариант: Поздняя осень. Дует ветерок. Листья на деревьях опали и покрыли дорожки. На небе почти нет туч. Вода в озере застыла и блестит.
Задание 15.Определите, какие стилистические фигуры встречаются в текстах. Составьте свои предложения, используя аналогичные стилистические фигуры.
1. Коль любить, так без рассудку, /Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча, /Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.Т). 2. Ученье – свет, а неученье – тьма. (посл.). 3. Какое лето! Что за лето! (Тютчев). 4. Кто из нас не любит своих родных? 5. Ты богат, я очень беден; / Ты прозаик, я поэт...(П.). 6.Пришел, увидел, победил (Ю. Цезарь).7. Сначала очень была огорчена (П.). 8. И день за днем ужасно злить меня вот это стало (Маяк.).
Задание 16.Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений.
1. Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством… ( М. Лермонтов.)
2. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой… (А. Пушкин)
3. От безбожья до Бога – мгновенье одно!
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь – ни мало ни много – мгновенье одно! (О. Хайям)
4. Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился. (А. Фет)
· Докажите, что данные тексты относятся к поэтическому подстилю художественного стиля. Укажите его основные признаки.
· Какими средствами художественной выразительности авторы передают общий настрой стихотворений? Какие стилистические фигуры встречаются в данных отрывках?
· Выпишите из текстов стилистические фигуры, определите их тип.
· Какую роль они выполняют в тексте?
Задание 17.Прочитайте тексты.
1. Попрыгунья Стрекоза / Лето красное пропела,
Оглянуться не успела, / Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле, / Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком / Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной / Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет / На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена, / К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый! / Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней / Прокорми и обогрей! … (И. Крылов)
2. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу – будет видеть. Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр и говорит им:
– Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал. (…. о молодильных яблоках и живой воде).
3. Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняясь, дремлет
Под звуки песни соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника. (С. Есенин)
1. Определите, подстиль и жанр представленных текстов. Аргументируйте свой ответ.
2. Выпишите из текстов тропы и стилистические фигуры, определите их тип. Заполните таблицу.
Тропы | Стилистические фигуры |
Задание 18.Прочитайте текст, замените в нем все прилагательные и причастия синонимом или подходящим по смыслу словом. Запишите полученный вариант текста. Какие изменения произошли в тексте? В чем разница между первичным (оригинальным) и созданным вами текстами?
На краю леса
Выше и выше над лесом солнце… Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. Хорошо пахнет в весеннем лесу! Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать. (И. Соколов-Микитов)
Задание 19.Составьте синквейн к микротеме «Стилистические фигуры как изобразительно-выразительные средства русского языка»:
1 вариант – ключевое слово «Анафора»;
2 вариант – ключевое слово «Эпифора»;
3 вариант – ключевое слово «Параллелизм»;
4 вариант – ключевое слово «Антитеза».
Задание 20. Прочитайте пословицы. Установите их соответствие. Опишите в прозаическом подстиле ситуацию, в которой можно употребить одну из представленных ниже пословиц на русском языке.
Русские пословицы | Казахские пословицы |
Куда глаза не доходят, туда слова приведет | Жылы-жылы сөйлесең жылан інінен шығады |
Острое словечко колет сердечко | Тіліңмен жүгірме,біліміңмен жүгір |
Ласковое слово и кость ломит | Аңдамай сөйлеген – ауырмай өледі |
Языком не торопись, а делом не ленись | Шебердің қолы ортақ, шешеннің сөзі ортақ |
У плохих людей язык злодей | Айтпас жерде тілің тарт |
Всякая сорока от своего языка погибает | Көп сөз көмір , аз сөз алтын |
Недолгая речь хороша, а долгая – поволока | Сөз сүйектен өтеді |
С болтунами держи язык за зубами | Көз жетпеген жерге сөз жетеді |
Руки умельца и язык оратора – достояние народа | Таудай сөздің тарыдай түйіні бар |
Слов много, а сути мало | Жаман адам сөзге жарымас |
Задание 21. «Соберите» стихотворение С. Есенина, ориентируясь на смысл предложений и рифмы: первую часть – 1 вариант; вторую часть – 2 вариант; третью часть – 3 вариант; четвертую часть – 4 вариант. Объедините все части, запишите стихотворение. Выучитеданный отрывок наизусть.
1. Отговорила роща золотаяИ журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.Березовым, веселым языком, 2. Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –С широким месяцем над голубым прудом.О всех ушедших грезит конопляник 3. Но ничего в прошедшем мне не жаль. Я полон дум о юности веселой,Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветром в даль, 4. В саду горит костер рябины красной,Не жаль души сиреневую цветь.Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Но никого не может он согреть. (С. Есенин)Задание 22. Объясните значение русских народных пословиц. Опишите ситуацию, в которой можно было бы употребить пословицу.
· Порядок – душа всякого дела.
· Когда деньги говорят, правда молчит.
· Богатство – вода: пришла и ушла.
· Рыба ищет, где глубже, человек – где лучше.
· Порядок – душа всякого дела.
· Когда деньги говорят, правда молчит.
· Богатство – вода: пришла и ушла.
· Рыба ищет, где глубже, человек – где лучше.
Задания для СРО:
1. Подготовьте сообщение «Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства». Подкрепите положения вашего сообщения примерами из текстов художественных произведений русских и казахских писателей и поэтов.
2. Составьте сводную таблицу «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
3. Напишите связный текст в форме сказки на тему «Зимний день» с использованием не менее пятнадцати изобразительно-выразительных средств разного типа, произвольно выбранных из текстов темы. Докажите соответствие отбора языковых средств назначению вашего текста.
4. Составьте кроссворд на тему «Изобразительно-выразительные средства русского языка, включающего не менее 10 слов – терминов.
5.Выберите отрывок прозаического произведения объемом не менее 1 стр., охарактеризуйте все изобразительно-выразительные средства, использованные автором в данном отрывке. Определите их функции в тексте.