Многонациональный актерский состав
Фильм ЧЖАНА ИМОУ
По мотивам романа Джелин Ян «Тринадцать цветов войны»
Производство: США/Китай, 2011
Дата релиза: 2 августа 2012
Жанр: боевик, драма, мелодрама
По мотивам романа Ян Джелин «Тринадцать цветов войны»
Режиссер: Чжан Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов»)
Оператор: Чжао Сяодин («Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка»)
Продюсеры: Уильям Конг («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Герой»),
Чжан Вэйпинг («Герой», «Дом летающих кинжалов»)
В ролях:Кристиан Бэйл («Тёмный рыцарь», «Эквилибриум», «Американский психопат»)
Пол Шнайдер («Воды слонам!», «Яркая звезда»)
Тун Давэй («Битва у Красной скалы»)
Не Юань («Крадующиеся тигры»)
Шигео Кобаяши («Змея и цветок»)
Бюджет: 90 млн. $
Продолжительность: 145 минут
Действие фильма, основанного на реальных событиях, разворачивается в период войны между Японией и Китаем. Американский гробовщик Джон направляется в Католическую церковь в Нанкине, чтобы сделать посмертный грим священнику и попадает в самый эпицентр военных действий. Он оказывается единственным мужчиной среди учениц монастыря и красивых молодых гейш, нашедших убежище в стенах храма. К единственной из них девушке, знающей английский, у Джона возникает симпатия, которая перерастает в настоящее взаимное чувство. Чтобы спасти несчастных женщин, он выдает себя за священника и пытается их вывести из охваченного войной города….
Цветы войны
Всемирно известный режиссер Чжан Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов», «Цзюй Доу», «Зажги красный фонарь»), создал эпическую сказку о любви, войне и группе изгоев, которые неожиданно становятся героями оккупированного города. Страстно и интуитивно этот фильм описывает апокалипсис города Нанкин 1937 года, только для того, чтобы ярко рассказать о самых обычных жителях города, поведать историю о неожиданной любви, украденных моментах удовольствия и невероятном самопожертвовании во имя надежды.
В стенах храма павшего города Нанкин, скрываясь от опасности, подстерегающей на улицах, оказались вместе невообразимо разные беженцы: несколько контуженых школьниц, дюжина соблазнительных гейш и американский перебежчик (обладатель «Оскара» Кристиан Бэйл: «Боец», «Темный рыцарь»), притворяющийся священником, чтобы спасти свою шкуру. Захваченные мародерствующими солдатами, они сражаются несколько дней, не только для того чтобы выжить, но и чтобы совершить невероятное, в данных обстоятельствах – понять и довериться друг другу.
Снимавшийся более 5,5 месяцев и ставший самой дорогой картиной, когда-либо произведенной в Китае, фильм воссоздает реальность Нанкина после захвата китайского города японскими войсками, демонстрируя один из самых шокирующих эпизодов страданий населения в истории современных войн. Однако фильм «Цветы войны» рассказывает не столько о беспорядочных сражениях на улицах города, сколько о борьбе в сердце: совершать правильные поступки, соединять, когда ставки необъяснимо высоки. Это история не о том, как встать на чью-то сторону, а об основополагающей человечности, которая выходит за пределы даже самых взрывных конфликтов.
Режиссером фильма «Цветы войны» стал Чжан Имоу, сценарий написан Лиу Хенгом («История Цю Цзю», «Цзюй Доу») и Ян Джелин по мотивам ее романа «Тринадцать цветов войны». Продюсер фильма – Чжан Вейпинг (эта картина стала для него десятой совместной работой с Чжаном Имоу) под руководством его компании «Нью Пикчерс Филм». Исполнительные продюсеры – Дэвид Линде, Чаоинг Денг и Билл Конг.
В фильме снимались Кристиан Бэйл, китайская актриса Ни Ни, исполнившая главную женскую роль, 13-летняя дебютантка Чжан Синьи, выступившая в качестве рассказчицы Шу; новичок Хуанг Тяньюань в роли Джорджа, мальчика, который защищает школьниц после смерти местного священника; Тун Давэй («Яблоко», «Битва у красной скалы») в роли майора Ли, утомленного войной солдата, намеревающегося спасти жизнь раненого соотечественника; Ацуро Ватабе («Тихая жизнь») в роли полковника Хагесавы, командира оккупирующей японской армии; Шигео Кобаяши («Маяк») в роли лейтенанта Като, его беспощадного сообщника, а также популярный китайский телеведущий Цао Кефан в роли г-на Менга, жителя Китая, готового на все, чтобы спасти жизнь младшей дочери.
О СОЗДАТЕЛЯХ:
Режиссер-постановщик:
Прославленный китайский режиссер, многократно номинировавшийся на премию «Оскар», Чжан Имоу известен по всему миру своими захватывающими фильмами от исторических киноэпопей и боевиков в стиле кунг-фу до драматических басен, которые все без исключения объединены общей темой человеческого милосердия и смелости перед лицом беды. Картина «Цветы войны» является самой амбициозной, и общедоступной его работой на сегодняшний день. Хотя действие происходит в горящем городе, фильм затрагивает тему войны с редкой перспективы: это женщины, дети и изгои, захваченные военным хаосом, но продолжающие вести полноценную человеческую жизнь и даже любящие, несмотря на ужасающее насилие вокруг них. Незащищенные от преступлений войны, но одновременно с этим очень стойкие, бросающие жестокости вызов с помощью красоты, чувственности и радости.
Как и большинство китайцев, Имоу очень хорошо знает историю нанкинской резни 1937 г. Когда японские войска завладели городом, разжигая битвы с китайскими солдатами и повстанцами, последующие рукопашные схватки неожиданно превратились в опустошающее уничтожение, приведшее к смерти сотен тысяч простых граждан и насилию над десятками тысяч женщин, мужчин и детей. Но когда он прочитал роман Ян Джелин «Тринадцать цветов войны», его затронуло что-то другое, а именно обычно невидимая для историков жизнь простых людей, нашедших в себе чрезвычайную внутреннюю силу.
«Нанкинская резня очень хорошо известна китайцам»: - говорит Имоу. – «Почти каждый год мы смотрим о ней фильмы или телевизионные постановки. Но этот роман мне понравился больше всего, потому что это история о человечности, рассказанной женщиной. Вот то, что делает ее уникальной. Я решил снять фильм по этому роману».
«Неважно, какие войны и катастрофы происходят в истории. Даже в такие тяжелые времена всегда есть место для жизни, любви, спасения и человечности», - объясняет Имоу. – «Я надеюсь, что в фильме это чувствуется. Человеческая сторона истории была для меня более важной, чем исторический контекст резни в Нанкине. Человеческая природа, любовь и самопожертвование – вот что действительно бессмертно. Для меня это событие было историческим фоном фильма. Но непреходящий вопрос этой истории – это то, как выражается человеческий дух даже в военное время».
«Проект стал многонациональным, в нем задействованы актеры из США, Китая и Японии. Эта команда сформировалась совершенно естественно», - объясняет Имоу. «Члены съемочной группы общались на разных языках, но это не мешало им отлично понимать друг друга, благодаря этому все сложилось».
Автор романа «Тринадцать цветов войны» - Ян Джелин:
Писательница Ян Джелин, родившаяся в Шанхае и затем обучавшаяся литературному творчеству в Америке, положила в основу романа реальные истории об американцах в Нанкине. Они оказали бесценную помощь китайским гражданам в борьбе за выживание во время резни и после нее, а также реальные истории гейш Нанкина, которые заменили студенток университета, когда тем грозило насилие со стороны японских солдат.
Имоу и сценарист Лиу Хенг увидели в истории Джелин намного больше, чем просто эпопею. Для них она была шансом с помощью кино исследовать самые примитивные человеческие реакции – забавные и героические, несовершенные и честные – на опасность войны. Они также увидели для себя шанс выйти за пределы националистической перспективы в отношении Нанкина и подчеркнуть универсальность основной темы этой истории: то, как находящиеся в опасности люди в любой стране и любой национальности, в любое время обнаруживают, что помощь другим становится важнее, чем спасение собственной жизни.
В то время как центральная тема картины довольно интимна, визуальный размах громадный. Имоу начал представлять себе этот проект, когда создавал хорошо принятую критиками церемонию открытия Олимпийских Игр 2008 г. в Пекине. Несколько лет спустя, после интенсивной работы над проектом начались съемки, которые стали самыми масштабными в Китае и стоимость которых составила сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США.
Продюсер картины Чжан Вейпинг:
Для контроля этого масштабного предприятия Имоу привлек своего давнего и проверенного партнера по съемкам, Чжана Вейпинга. «Я много лет работал с Чжаном Имоу и мы стали хорошими друзьями еще до того, как в 1995 г. я начал вкладывать деньги в его фильмы», - рассказывает Вейпинг об их отношениях.– «Искренность Имоу всегда поражала меня. Тогда и теперь. И у нас всегда было взаимное доверие».
Тем не менее, «ЦВЕТЫ ВОЙНЫ» для обоих было отступлением от традиций. «Во всех фильмах Чжана Имоу есть общие элементы», - замечает продюсер. – «Но я думаю, темы и история этой картины наиболее понятны международной публике. Даже не зная историю Китая и нанкинские события, можно воспринимать этот фильм чисто на эмоциональном уровне. Вот, что первоначально привлекло меня в проекте, - потенциал обращения к широкой аудитории».
Участие в проекте «Цветы войны» Кристиана Бэйла:
С самого начала Чжан Имоу намеревался пригласить Кристиана Бэйла на главную роль Джона Миллера, владельца похоронного бюро из Америки, который примеряет на себя наряд священника в течение нескольких судьбоносных дней, находясь в разрушенном войной Нанкине.
«Это первое настоящее сотрудничество с большой голливудской звездой за более, чем 100 лет истории кинематографа в Китае», - отмечает продюсер Чжан Вейпинг. – «Кристиан Бэйл смог поднять наш фильм на новый творческий уровень благодаря своему стремлению, упорной работе и профессионализму. Он вдохновлял всех нас».
«Я знал, что это будет очень интересная работа», - говорит актер. – «Тема фильма находит глубокий отклик в душах многих людей. И, конечно же, я думал, что мне не представится другого шанса сыграть подобную роль. И я действительно не знал, чего ожидать, что еще больше разжигало мое любопытство».
Он продолжает: «Я думаю, Имоу снимает поразительно красивые фильмы с настоящим содержанием и прекрасными персонажами. Он по-настоящему уравновешивает это все. Он настоящий режиссер. Для него важно все. Поэтому я считаю работу с ним великолепным шансом для себя».
Когда Бэйл начал изучать сценарий, его заинтриговала трансформация сердца Миллера, которое открывается не только эффектным куртизанкам, но и для всех нуждающихся вокруг него. «Джон Миллер – это персонаж, основанный на образах нескольких реальных американцев в Нанкине 1937 г., но одновременно он является вымышленным», - объясняет Бэйл. – «Он – искатель приключений, авантюрист и человек, любящий хорошо проводить время. Он получил профессию похоронных дел мастера, и эта работа приводит его в Нанкин из Шанхая, но неожиданно он оказывается в центре военных действий. В голове у него только одно – заработать немного денег и выбраться оттуда. В противоположность тому, что он считает наилучшим решением для себя, свойственным его характеру, он оказывается захваченным происходящими вокруг него событиями. Из человека, просто проходящего мимо и не имеющего отношения к старающимся выжить людям, он превращается в кого-то большего, чем он сам, разделяющего их тяжелое положение».
Кристиана Бэйла захватывало то, что Имоу управлял каждым аспектом этого громадного предприятия, и что съемочная группа реагировала на это творчески. «Когда работаешь вместе с увлеченными идеей людьми, это заражает», - говорит он. – «Мы работали семь дней в неделю, они создавали огромные съемочные площадки, даже строили небольшие звуковые павильоны специально для этого фильма. Я никогда раньше такого не видел. Это была упорная и трудная работа, но мы много шутили и пребывали в хорошем настроении во время работы».
Бэйла особенно впечатлило то, каким образом Чжан Имоу хотел подчеркнуть обыкновенность героев фильма, несмотря на их, чрезвычайно острый поступок в кульминации картины. «Наверное, каждый взрослый персонаж фильма, включая моего, - это такой человек, о котором не подумаешь, что он сможет рисковать жизнью», - отмечает Бэйл. – «На первый взгляд в них нет ничего героического. И именно это делает эту историю такой интересной. И самое главное, у этих людей появляется невероятно смелая идея о том, как защитить самых невинных и уязвимых среди них. Эта история очень человечная и трогательная. Я уверен, что она найдет сильный отклик в Китае, но также надеюсь, что она растрогает зрителей и в других странах», - говорит Бэйл.
На съемочной площадке Бэйл искал способы эмоциональной «синхронизации» с другими актерами, не говорящими на его языке. Однако, по его словам, это стало источником вдохновения. «Невзирая на наши различия, мы прекрасно общались», - размышляет он. – «Я был действительно поражен этим фактом, а также тем, насколько мало слов нам понадобилось, чтобы понять, узнать и полюбить друг друга».
В некотором роде для Бэйла это было возвращением домой, потому что в одном из своих первых фильмов он снимался в Китае, сыграв в возрасте 13 лет главную роль в картине Стивена Спилберга «Империя солнца». С тех пор Бэйл очаровывает зрителя широким спектром ролей, часто пугающих, как например, в фильмах «Американский психопат», «Машинист», «Спасательный рассвет» Вернера Херцога, «Престиж» Кристофера Нолана, «Поезд на Юму» Джеймса Мэнголда и «Враги общества» Майкла Манна. Самым большим коммерческим успехом Бэйла стала культовая роль супергероя Бэтмена в блокбастерах «Бэтмен: Начало» и его сиквеле «Темный рыцарь». В прошлом году Бэйл получил свой первый «Оскар» за лучшую роль второго плана, сыграв неуравновешенного легендарного боксера, Дики Эклунда, в фильме Дэвида О. Рассела «Боец».
Имоу был потрясен стремлением Бэйла броситься в незнакомую ситуацию сломя голову. «Можете представить себя на съемочной площадке в Нанкине, в чужой стране, окруженным сотнями людей, говорящих по-китайски?» - говорит режиссер. – «Но Кристиан был очень сильно поглощен работой. Я многому научился у него, работа с ним была для меня привилегией. Он очень серьезно относился ко всем деталям в отношении своего персонажа и хотел понять его. Работа Бэйла привнесла в персонаж Джона Миллера свежесть».
Работая с переводчиками и без них, Бэйл и Имоу смогли преодолеть языковой барьер и создать своеобразный проект. «Он предоставил мне возможность импровизировать», - говорит Бэйл. – «Не бесконтрольно импровизировать, а в структуре некоторых сцен, дал мне возможность попробовать различные приемы. Я люблю предоставлять выбор режиссерам, а Имоу был готов к этому. Некоторые вещи срабатывали, а некоторые – нет. И Имоу говорил: «Хм-м, не настолько». А в других случаях: «Да, здорово. Мне нравится. Давай оставим так!».
Имоу давал Бэйлу домашние задания, помогая актеру погрузиться во время и место, которые современным представителям запада знакомы меньше, чем их азиатским коллегам. «Я слышал о нанкинской резне, но до этого фильма мало что знал о ней», - комментирует Бэйл. – «Имоу принес мне стопку книг и материалов о том периоде и обо всем, что происходило. Нужно было изучить невероятный объем информации».
Продюсер Чжан Вейпинг подводит итоги участия Бэйла в проекте: «Кристиан Бэйл – большая звезда, но он не эгоистичен. Он стремился к успеху фильма в целом, и это было важно. Во время съемок он иногда давал режиссеру несколько вариантов, иногда по три разные интерпретации одной и той же сцены. У нас такого никогда не было. Это было неожиданным, но очень приятным сюрпризом для Чжана Имоу и привнесло удивительную творческую свежесть в фильм».
Многонациональный актерский состав
Противоположную Бэйлу роль куртизанки Ю Мо сыграла начинающая актриса Ни Ни, студентка, выбранная создателями фильма после длительного поиска. «Сначала съемочная группа приехала ко мне в институт», - рассказывает Ни, которую попросили собрать чемодан и поехать на пробы к самому Чжану Имоу в Шанхай, вскоре после которых она сыграла неожиданную страсть Ю Мо к Джону Миллеру.
«Я уже была знакома с картинами Чжана Имоу, такими как «Дом летающих кинжалов», «Герой» и «Проклятие золотого цветка», и потом познакомилась с ним», - вспоминает актриса. – «Мы разговаривали около часа, о моей семье, учебе и личности. Он был невероятно добр ко мне. Конечно, самым большим сюрпризом стало то, что я сыграю в этом фильме вместе с Кристианом Бэйлом. Работать на площадке со звездой такого масштаба, было для меня невероятно легко, потому что я была потрясена представившейся возможностью, потому что никогда не мечтала стать актрисой».
Большинство куртизанок и школьников в фильме были подобраны таким же образом: Чжан Имоу ездил в поисках «сырого натурализма» непрофессиональных актеров. «Мы хотели донести до зрителя чувство реальности и открытия», - объясняет Вейпинг, который помогал проводить масштабные пробы в Китае.
После утверждения на роль, актрисы, играющие гейш, старательно готовились к своим ролям, изучая каллиграфию, живопись и музыку, а также учились ходить в облегающих платьях «чонсам».
Что касается самых юных школьниц, Бэйл поначалу беспокоился о том, как на них повлияют самые сильные сцены. «Самым неоднозначным для меня было наблюдать за этими бедными девочками, которые выплакали все глаза в первые несколько дней», - рассказывает Бэйл о сценах, в которых детей неустанно преследуют солдаты. – «Я чуть не плакал. Смотрел на них – на 12-13-летних детей – и думал, что будет трудно. Но когда Синьи - начинающая актриса Чжан Синьи, сыгравшая главную школьницу Шу - после одной из сцен посмотрела на меня, подмигивая и смеясь, я понял, что она может переключаться. Меня это очень утешило и потрясло, потому что я так не могу. В конце концов, эти дети показали мне, что являются более профессиональными актерами, чем я».
«Кристиан особенно хорошо общался с детьми», - говорит Имоу, который не только заботился о том, чтобы юные актеры получили положительный опыт от работы на съемочной площадке, но и добился самых сильных сцен от них. – «Его тронула их работа, которая, в свою очередь, оттенила его игру».
Имоу отмечает, что ему особенно нравится работать с детьми, ссылаясь на органичную жизненную энергию, которая прекрасно переносится на экран. «Я вижу, что они всегда искренны и честны во всех аспектах», - замечает он. – «Когда объясняешь им, как играть, они всегда демонстрируют настоящие эмоции. Это и было для меня самым ценным в этой картине».
Остальные актеры второго плана приехали из Японии и Китая, в том числе Тун Давэй, считающийся одним из ведущих актеров Китая, который в этом фильме сыграл самоотверженного военного героя, майора Ли, и популярный телеведущий и ведущий ток-шоу Цао Кефан, исполнивший роль г-на Менга, просто жителя, пытающегося спасти жизнь своей дочери. Из Японии Имоу нанял талантливых актеров: Ацуро Ватабе («Тихая жизнь»), сыгравшего командира японских войск в Нанкине, полковника Хагесаву, и Шигео Кобаяши («Маяк») в роли лейтенанта Като, его беспощадного сообщника.
Работа с таким разносторонним актерским составом внесла некоторые изменения в подход Имоу, хотя сам режиссер преуменьшает различия. «Работа над этой картиной была для меня особенной», - говорит Имоу. – «Во время съемок я называл кадры по-английски, и это было ново для меня. Хотя я плохо говорю на английском, у меня есть небольшой опыт такого рода международного сотрудничества во время Олимпийских игр. Мне кажется, что, несмотря на то, что у людей разных национальностей могут быть другие привычки и стиль работы, наше общее понимание фильма и желание рассказать захватывающую историю – вот что сделало нас одной командой».
ГРАНДИОЗНЫЕ СЪЕМКИ
На съемки картины «ЦВЕТЫ ВОЙНЫ», которые начались 10 января 2011 г. в Нанкине, актеры приезжали со всех концов мира и Китая. Авторы фильма осуществили колоссальную работу, превратив современный город в разрушенную битвами, бывшую китайскую столицу 1937 г. Значительная часть сюжета разворачивается за стенами церкви, где Джон Миллер встречается с оборванной группой детей и куртизанок, Чжан Имоу поставил своей целью добиться максимальной приближенности к действительности.
Чтобы совершить все это, он и продюсер Чжан Вейпинг привлекли профессиональную съемочную группу из разных стран, несколько членов, которой были вызваны прямо со съемочных площадок. Среди них был кинооператор Чжао Сяодин, ранее сотрудничавший с Имоу шесть раз; звукорежиссер Тао Джинг (работа в девяти фильмах); монтажер Менг Пейконг (третье по счету сотрудничество с Имоу), а также директор картины Хуан Синьминь, постоянно и в разных качествах работающий с командой Имоу в течение двадцати лет. Остальные главные участники съемочной группы приехали на съемки со всего мира.
«Это была по-настоящему международная команда из разных стран: Соединенных Штатов, Великобритании, Австралии, Южной Кореи, Японии, Тайвани и Гонконга», - отмечает Синьминь. – «Среди нас были лучшие в мире актеры и технические специалисты, особенно команда по спецэффектам из Великобритании, руководителем которой был Джосс Уильямс («Ультиматум Борна», «Тихий океан»)», и арт-группа под руководством японского художника-постановщика Ехэя Танэды («Убить Билла. Фильм 1»).